№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 36 (380) от 05.09.2014
«Несъедобные» цены?

В России вслед за продуктовым эмбарго подтянулись цены.  Не придется ли потребителям Мордовии «затягивать пояса»?

Запрет ввоза мяса, рыбы, молока, сыров, овощей и фруктов из Европы и США действует уже почти месяц. Что изменилось за это время на прилавках магазинов? Как среагировали цены на продуктовое эмбарго и перемену географии продовольственных поставок? Чего ожидать местным сельхозпроизводителям? Можно ли сегодня купить в супермаркетах Мордовии французские сыры и прочие запрещенные деликатесы? Ответы на эти и другие популярные вопросы, касающиеся жизни после введения санкций – в нашем материале. 

 

Ассортимент

Потребители Мордовии пока масштабных перемен в продуктовом ассортименте явно не ощутили. По крайней мере, дефицита точно нет. Полки магазинов, по-прежнему, ломятся от всевозможных яств. Только в небольшой точке, так сказать, от производителя, насчитаешь тридцать-сорок видов сыров и столько же колбас, а если зайдешь в элитный супермаркет, то глаза и вовсе разбегаются. По-прежнему на прилавках лежит французский сыр бри с плесневой корочкой. Правда, потребители заметили, что цены на него выросли. Торговцы не преминули воспользоваться ситуацией, как говорится, остатки – сладки, и теперь килограмм такого лакомства стоит 1200-1300 руб. за килограмм. То же самое с норвежской семгой – ее еще можно найти на рынках, как уверяют продавцы, - последние запасы, но уже в среднем, кило подорожало на сотню. 

Чем же побаловать себя гурманам в будущем, когда остатки импорта закончатся? Эксперты уверяют, что тем же самым, только от других производителей. Немногие знают, что элитные сыры делают и в России. Одна кубанская компания производит около 2-3 тонн продукта с белой и голубой плесенью по куда более доступным ценам. Форель и семга «приплывет» к нам из Мурманска. Поставщиков хватает и за рубежом. Белоруссия заменит Финляндию по доставке сыров, а также будет завозить картошку и яблоки вместо Голландии и Польши. Кроме того, она готова увеличить масштабы поставок по мясопродуктам. Это жители Мордовии заметили еще до введения санкций – точек с белорусскими колбасами в Саранске стало заметно больше. 

С мясом России поможет Аргентина и Бразилия. Кстати, первая обещает поставлять экзотические фрукты, которых раньше россияне не пробовали. Эквадор - молочную продукцию, овощи и фрукты. Готовы увеличить поставки в Россию рыбы и морепродуктов Чили. Как сообщил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, дополнительные затраты на ускоренное импортозамещение сельхозпродукции на 2015-2020 годы составят 636 миллиардов рублей. В том числе на 2015 год дополнительно потребуется 86 миллиардов рублей.

 

Цены 

Если ассортимент не вызывает опасений, то ценовая чехарда в некоторых регионах России уже имела место. После ввода эмбарго на поставки продуктов из стран, которые ввели санкции против России, сильнее всего подорожали продукты в Сахалинской области. К примеру, в Южно-Сахалинске и близлежащих городах оптовые цены на сыры выросли на 10%, на мясо — на 15%, на куриные окорочка — на 60%. Больше всего жалоб на необоснованный рост цен поступают от жителей Шахтерска, Горнозаводска и Невельска. Ритейлеры объясняют эту ситуацию повышением оптовых цен в Приморском крае, который является основным поставщиком продуктов на Сахалин. 

Однако незначительный рост стоимости «определенных видов продовольствия» отмечался по всей России. В отдельных регионах цена на курицу взлетела на 15%, на свинину — на 23%, а на говядину — на 40%. Пока, правда, повышение коснулось оптовых цен на сырье, в то время как цены для простых потребителей, по данным Росстата, почти не изменились. Но сколько это может продолжаться? По мнению председателя правления Мясного союза России Мушега Мамиконяна, после введения продовольственных санкций на российском продовольственном рынке идет переходный период, который продлится два-три месяца. Но цены в итоге должны прийти в равновесие. Однако по причине возросшего спроса, на фоне того, что Бразилия пока не увеличила объемы поставок птицы, тенденция к подорожанию курятины может сохраниться.

Между тем, всего за одну неделю августа цена охлажденной тушки курицы, по данным Института аграрного маркетинга, выросла на 6,7 процента.

В Мордовии, как и в целом по России, проводится постоянный мониторинг оптово-отпускных цен на продукты. Работу в этом направлении ведет и Мордовское УФАС России. В список подконтрольного пищевого ассортимента ведомства попали говядина и свинина, кроме бескостного мяса, куры, за исключением окорочков, неразделанная мороженая рыба, сливочное масло, молоко, картофель, белокочанная капуста, морковь, репчатый лук и яблоки. Уже после двухнедельного мониторинга стало понятно, что оптовые цены на свинину возросли почти на 6%, но через неделю снизились на 4%, и в итоге подорожание составило 1,5 %. 

- По моим наблюдениям килограмм фарша из свинины и говядины подорожал на 30 рублей, - отмечает Ольга Лыткина со Светотехстроя. – Если раньше я брала его на рынке за 250, то теперь дешевле 280 не найдешь. В супермаркетах цены также повысились – продавцы ссылаются на рост закупочных цен. 

Однако справедливости ради отметим, что мясо дорожало и до введения санкций. По данным Мордовиястата, цены на куры охлажденные и мороженные в Саранске росли поступательно. Так, на 28 июля по сравнению с предыдущей неделей в среднем они увеличились на 97 копеек. На 11 августа подорожали  на 52 копейки, через неделю – еще на рубль. И только, по данным на 25 августа, курятина подешевела на 9 копеек. К слову, за ту же неделю снизилась цена и на другие виды мяса. На 3 руб. 62 коп. подешевела говядина и на 3 руб. 43 коп. - свинина. Хотя еще неделей раньше они прибавили 2,37 руб. и 1,23 руб., соответственно. Несмотря на снижение цен на овощи, капуста и лук в Мордовии по-прежнему остаются одними из самых дорогих в Приволжском федеральном округе. На 12 и 13 месте, соответственно, из 14. Примечательно, что 11 августа самым дорогим в регионе-13, на фоне всего ПФО, был картофель – 27 руб. 5 коп. за кило.

Насколько подорожали продукты в республике за последний месяц, Мордовиястат отчитается в самое ближайшее время. 

- Скачкообразного роста цен в августе не было, - подтвердили в Министерстве торговли и предпринимательства Мордовии. – Однако повышение цен отмечалось, в частности, на свежемороженую рыбу – порядка 10%. Это связано с ростом закупочных цен и увеличением спроса на чилийскую рыбку. 

И вот последняя информация – с 1 сентября один из производителей мясной продукции Мордовии повысил цены на свой ассортимент от 3% до 15%. Повышение коснулось одного и из производителей «молочки» - в среднем 3,1% на весь ассортимент, кроме молока. 

Не последняя роль в контроле за аппетитами торговцев отводится и обычным потребителям. Напомним, что обо всех случаях роста цен они могут «сигнализировать» по тел. горячей линии в Министерстве торговле и предпринимательства РМ 23-42-32, 23-42-92. 

 

Качество

Повысить качество продукции, реализуемой на прилавках, призваны местные товаропроизводители. Все, что меньше хранится, имеет и меньше вредных искусственных добавок. По мнению министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, продовольственные санкции дают хороший шанс российским аграриям и животноводам, главное – его не упустить. «Наш стратегический интерес - не в поиске альтернативных рынков, а в увеличении объемов производства  российской сельхозпродукции, - напомнил он еще раз. - Нам всем - Минсельхозу, Минфину, другим министерствам и ведомствам - сейчас надо максимально мобилизоваться и, что называется, ловить момент». Минсельхоз уже направил в правительство РФ проект постановления, разрешающий регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции. Таким образом, даже средние производители смогут пробиться в супермаркеты и потеснить гигантов отрасли, цена которых была высока из-за бренда. А, значит, в конечном счете, должны выиграть потребители, покупая натуральные и недорогие продукты. 

 

Н.Лазарева.

Версия для печати Версия для печати