№ 18 (882)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 9 (353) от 26.02.2014
Как защитить свои права потребителя

Жители Мордовии чаще всего жалуются на товары ненадлежащего качества

Все мы – потребители, каждый день покупаем товары и пользуемся различными услугами. Навязывают УЗИ за деньги, не меняют бракованный сотовый телефон, купили некачественную обувь? В каких случаях  нужно писать претензию и как грамотно отстоять свои права – в нашем материале. 

 

Две туфли – не пара

Жители Мордовии чаще всего жалуются на товары с недостатками. По крайней мере, более 60% всех обращений в отдел по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ связаны с покупками ненадлежащего качества. Причем в половине случаев речь идет о сотовых телефонах. Как известно, их относят к технически сложным товарам, поэтому обменять «мобильники» не так-то просто. Однако, как уверяют эксперты, можно, зная свои права. Зачастую потребитель требует замены сломанного телефона, а ему его «прошивают» и возвращают обратно. Однако Пленум Верховного суда четко прописал, что «замена программного обеспечения является действием по устранению недостатка в товаре и, следовательно, продавец не может утверждать об отсутствии в товаре брака». Не добились желаемого – смело пишите претензию. 

Вторые по популярности жалоб – предметы гардероба. Жители Мордовии часто недовольны качеством одежды и обуви. Есть мнение, что обменять можно только новые вещи, но в некоторых случаях можно возвратить и ношеный товар. 

Так, у одной покупательницы дорогое платье полиняло после первой стирки. Женщина стала искать информацию об уходе за покупкой и не нашла – на  ярлычках соответствующей маркировки не оказалось. Она обратилась за защитой своих прав, и в магазине вернули ей деньги. Подчеркнем, что отсутствие информации о правилах  ухода за изделием – нарушение технического регламента, а продавец несет ответственность за принятый товар.

Однако здесь есть свои нюансы. Если потребитель не правильно ухаживал за покупкой, например, стирал в машинке платье, предназначенное для ручной стирки, не соблюдая температурный режим,  то тут вины продавца нет. Другое дело, если маркировка указана неверно  -  информация о составе волокон  изделия не соответствует действительности. Но «на глазок» это, конечно, не определить, придется проводить экспертизу. 

Был случай, когда жительница Саранска купила туфли одного размера, но разной полноты (такая маркировка тоже есть). Правда, это обнаружилось уже в процессе носки. Сей факт не стал препятствием к возврату покупки, поскольку обувь была из разных пар.

Нередко горожане жалуются на качество сапог или ботинок из замши. Один раз наденут, а на обуви уже появляются маслянистые пятна или белые разводы. Чья в этом вина?

- Причин может быть несколько, - считает заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Галина Шемсутдинова. – Во-первых, неправильная эксплуатация. Замшевая обувь требует особого ухода, например, обработки пропиткой для защиты при сырой погоде  и т.д. Во-вторых, действия третьих лиц, как вина служб, которые должны следить за уборкой дорог и тротуаров. В-третьих, скрытый производственный брак. Здесь самое главное знать, что продавец при возникновении спора о причине недостатка обязан за свой счёт  провести экспертизу, если товар находится на гарантии. Если же гарантийный срок истек или не был установлен, то это уже обязанность покупателя. 

 

Платить за срочность?

С утверждением правил оказания платных медицинских услуг больше нарушений выявляется в учреждениях здравоохранения. С 1 января 2013 года лечить за деньги могут все больницы и поликлиники, но только, подчеркнем, по желанию пациентов.

- В ходе плановых проверок выявляются такие нарушения, как несвоевременное предоставление информации о перечне платных услуг и правилах их предоставления, а также  предоставлении информации  в неполном объеме, - поясняет Галина Шемсутдинова. – Это ущемляет права пациентов! Если учреждение включено в программу обязательного медицинского страхования, то прежде, чем оказать услугу за деньги, должно в письменной форме предупредить, что такую же услугу можно получить на безвозмездной основе. Выбор – за пациентом.  В связи с этим,  если  возникли вопросы и прежде чем поставить подпись при заключении договора на предоставление платных услуг,  проконсультируйтесь со своей страховой компанией.

Еще один больной вопрос – бахилы. Ни в одних правилах и стандартах не написано, что на прием к врачу пациент должен приходить в целлофановых чехлах или тапках. Даже в частных поликлиниках, где деньги берут за все медицинские услуги, бахилы выдаются бесплатно. То же самое, кстати, касается гинекологических наборов и хирургических перчаток в государственных  учреждениях здравоохранения. Может быть, скоро будем приходить  в больницы со своим скальпелем? Возникли проблемы с качеством и доступностью медицинских услуг – прямая дорога в Росздравнадзор. 

Отдельный вопрос – товары медицинского назначения. Они не подлежат возврату, если по каким-то причинам вам  не подошли. Поэтому перед их покупкой нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Вдруг они вам противопоказаны, а вернуть деньги уже не удастся. Не так давно на «крючок» фармацевтической рекламы попался житель Саранска. Он купил дорогой массажер, не заглянув в инструкцию. Показав покупку врачу, узнал, что она ему противопоказана. Оказалось, что прибор нельзя применять при сердечно-сосудистых заболеваниях, а мужчина недавно перенес инфаркт.

 

Защити себя сам

- Закон о защите прав потребителей считается одним из самых применяемых  в стране, но им, к сожалению, недостаточно полно пользуются обычные граждане, - считает Галина Энверовна. - Проблема – не только в менталитете, но и правовой безграмотности потребителей, хотя они сегодня – «глаза» и «уши» контролирующих органов. Плановая проверка  предприятия торговли и услуг  проводится раз в три года,  а  обращения потребителей по конкретным  нарушениям при продаже товаров или оказании услуг позволяют провести проверку и своевременно принять меры.  Активность потребителей – залог  повышения качества товаров и услуг. 

О том, что жители Мордовии не очень активны, говорят и конкретные факты. За 2013 год Управлением Роспотребнадзора по РМ было подано в суд 40 исков, касающихся нарушений прав неопределенного круга лиц. Данными решениями суда (они публикуются в СМИ) могут воспользоваться все потребители, которые также имеют отношение к этим фактам. Причем на это не нужно тратить время и деньги. Однако этими решениями судов никто не воспользовался и не предъявил свои требования о компенсации имущественного и морального вреда.  Может быть, такие факты и есть, но,  по крайней мере, специалистам  об этом неизвестно.

- Когда возникают судебные прецеденты, Управление  на безвозмездной основе по заявлению потребителей или по решению суда  вступает  в судебный процесс для дачи заключения по делу. Самое главное – желание потребителя защитить свои права. 

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей в Управлении Роспотребнадзора по РМ открыта «горячая линия». Любую консультацию по услугам связи операторов мобильной связи, а также по вопросам заключения кредитных договоров и договоров банковского вклада, предоставления пластиковых карт  можно получить по телефону 23-41-30. 

О.Ильина.

 

тем временем

Управляющая компания незаконно повысила плату за коммунальные услуги 

В УК ООО «ЖилИнвест» выявлены нарушения порядка ценообразования. Так, в августе 2012 года с собственниками 26 многоквартирных домов были заключены договора на управление. По ним размер платы за содержание и ремонт общего имущества составлял 9,81 руб. за 1 кв.м общей площади (в домах без лифта) и 15,34 руб. за 1 кв.м общей площади (в домах с лифтом). 

Однако в ходе прокурорской проверки установлено, что без решения общего собрания собственников произведено увеличение платы на 30 копеек с 1 кв.м общей площади. 

- Неправомерное повышение платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах привёло к незаконному получению компанией денежных средств населения в сумме более 160 тыс. рублей, - сообщили в Прокуратуре РМ.

В отношении директора ООО «ЖилИнвест» А.С. Акимова возбуждено дело об административном правонарушении. Кроме того, теперь он должен произвести населению перерасчет платы за содержание и текущий ремонт общего имуществ.

Версия для печати Версия для печати