№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 45 (337) от 07.11.2013
Арифметика Ивана Сорудейкина

Как выжить фермеру в условиях экономического и климатического ненастья

Миновали и сентябрь, и октябрь, а бабьего лета с теплыми осенними деньками так и не дождались. Темные свинцовые тучи постоянно нависают с небосклона, морося мелким дождичком, а то и добавляют щедрую порцию  влаги в изрядно напоенную землю. Раскисли проселочные и полевые дороги, «жидкий асфальт» застынет лишь при морозах, которые ожидаются  в  скором времени. Хотим того или нет, но зима со своими проблемами не за горами. Хотя с проблемами  крестьяне наши столкнулись куда раньше – летом, в самом начале жатвы хлебов. Радовали сельских тружеников тугим полновесным колосом зерновые - озимые и яровые. Но не зря же говорится, что цыплят по осени считают. Теперь любое хозяйство бери – никак не сходится у них   дебет с кредитом. И в крупных сельхозпредприятиях, и в небольших хозяйствах подсчитывают сегодня в основном затраты и убытки. Вот таким складывается год 2013-й. 

Не радует год нынешний и главу крестьянско-фермерского хозяйства «Кшеня» И.Е. Сорудейкина. Часть  площадей зерновых - 45 процентов – он так и не успел  убрать: погожие дни в уборочную страдную пору можно было по пальцам пересчитать. А взятые кредиты теперь надо возвращать. С грустью в глазах и болью в душе рассказывает Иван Ефимович о непростых крестьянских буднях своего фермерского хозяйства.

 

Ферма, которой можно позавидовать

К молочной ферме  И.Е. Сорудейкина пройти можно разве что в резиновых сапогах – грязи  в Дракине после столь обильных дождей хватает. Большое современное животноводческое помещение, что за околицей села, приметное. Оно рассчитанно на 180 голов крупного рогатого скота. Ферма -  лучшая в наших краях, и гости, приезжая в Торбеевский район, непременно хотят здесь побывать.   Самое современное оборудование с доильным залом и охлаждением молока. Светло и чисто в самом дворе, где находился в это время лишь молодняк – 60 телят этого года рождения. Буренки – на пастбищах. Лишь во второй половине дня пригонят с пастьбы коров. По восемь голов будут заходить в доильный зал, отдавая луговое молоко. 

В среднем по стаду  фермер И.Е. Сорудейкин в настоящее время надаивает около 975 литров молока за день. На маслозаводе в зачете получается больше: 1050 литров - за счет высокой жирности сдаваемой продукции. Переработчики оценивают крестьянское молоко со всеми накрутками за качество в 12 рублей 70 копеек. Плюс два рубля субсидия. Хотя цена молока, по мнению главы КФХ «Кшеня», далеко не реальная. В других же торбеевских хозяйствах она еще ниже. 

- Летом получал полторы тонны молока.  Часть оставлял телятам, а тонну триста отправлял на маслозавод.  Положенные два рубля субсидии из бюджета, к сожалению, вовремя так и не получаем, - сетует Иван Ефимович.

- Брал инвестиционный кредит в размере 24 миллиона 236 тысяч рублей для строительства молочной фермы. Позже вложил в развитие хозяйства еще 6 миллионов кредитных средств и 2 миллиона - собственных средств на покупку скота. Закупил 100 коров, 80 из них отелились, молоко идет. Коровам выдают фуража по 6-7 килограммов на голову, чтобы нормально войти в зимовку. Потом придется концентраты сократить, с фуражом тяжеловато - себестоимость  продукции будет высокой, - говорит Иван Ефимович и приводит такие цифры: - Сейчас по ферме надаивают 13 литров молока от коровы. Продуктивность  буренок с начала года превышает 4600 килограммов. На шесть тысяч по году, к чему стремимся, может, и не выйдем: часть коров уйдет в запуск. Поэтому закладывал в бизнес-плане пять с половиной тысяч килограммов.

 

Поле не оправдавшихся надежд

- Как на сегодня складывается ситуация в растениеводческом цехе?  

-  Обстановка очень сложная, - Иван Ефимович тяжело вздыхает. - Не знаю, как с фуражом выходить. Где взять? Рассчитывал на зерно - не получилось.

- А сколько планировали собрать?

- Рассчитывал на круг получить 25-30 центнеров, а то и больше: виды хорошие были. А как зачастили дожди - весь труд насмарку. Давно такого не было. Под открытым небом работаем – зонтом поле не прикроешь. 800-900 тонн зерна думал собрать только на продажу. Большой плюс для экономического роста. Однако не сложилось, как задумывал. В итоге: на продажу зерна почти нет. Из 600 гектаров ячменя, озимой и яровой пшеницы не все удалось убрать. Издержек наберется миллиона на два. Много хлеба потеряли из-за сырой погоды. Только на дизтопливо немало затратили. Первоначально брал по 25 рублей за литр, потом - по 25 рубля 50 копеек. Когда  топливо по льготным ценам выделяли - полегче было. Теперь все отменили. Ввели погектарную субсидию, но это намного меньше. Даже если   погода позволит пахать, то у нас солярки нет, не на что купить. Ячмень не успел убрать  – а это около 90 гектаров, 40 гектаров озимой пшеницы осталось в поле, 80 гектаров - вико-овса. И уже не возьмешь – зелень заполонила, дожди прибили. 

 Озимые зерновые не оправдали надежд. Что касается нынешней осенней посевной, пока не посеял ни гектара. Но семенной участок - гектаров сто - надо все-таки посеять. Семена имеются свои.

- С кормами как?

- Заложил около 1600 тонн сенажа. Сена практически нет, заготовил тонн 20, не более. Не получилось с сеном, поздно взял пресс-подборщик. А потом и вовсе разнепогодилось. 

 

“Берешь чужие - отдаешь свои”

Головная боль наших крестьян - возврат кредитов. Банкиры требуют, включают счетчик за непогашенный вовремя долг. И.Е. Сорудейкин тоже заемщик денег - и немалых. Крутится-вертится мужик, кряхтит, но старается своевременно гасить долги, не накапливать их. Разрабатывает бизнес-проекты по развитию хозяйства при финансовой поддержке со стороны государства, участвует в госпрограммах.

 Иван Ефимович начинал практически с нуля. Предпринимателю приходится многое покупать, чтобы развивать и расширять хозяйство, искать денежные ресурсы, а они ограничены. Как быть?

- Идешь разными путями, чтобы не загонять себя  в угол, - рассуждает Иван Ефимович. - Ведь берешь деньги чужие -  возвращаешь свои. Где-то находишь старую, уже работавшую технику, которая еще может послужить. Так, кормоуборочный комбайн нашел в Атюрьевском районе, обошелся он мне в 2 млн. 400 тысяч. Приобрел пресс-подборщик. Два миллиона необходимо вернуть  за зерноуборочный комбайн. Трактор на собственные средства приобрел. По соглашению с предприятием «Развитие села» взял в сублизинг на 15 лет трактор МТЗ-1221. Что такое сублизинг? ГУП РМ “Развитие села” берет технику, сельхозинвентарь в Москве в лизинг, потом нам передает в сублизинг. Так можно объяснить, чтобы понятнее было. МТЗ-82 взял таким путем. 

- И как теперь будете взятые деньги возвращать? – спрашиваю главу хозяйства.

- Каждый квартал надо гасить кредиты, чтобы не допускать пени за просрочку. Осталось три раза выплатить по 168 тысяч рублей и рассчитаюсь за кормоуборочный комбайн. Срок возврата кредита за зерноуборочный комбайн начинается с ноября текущего года, за него пролонгация была. За кормоуборочный комбайн кредит погашу в июне следующего года, а вот за «Акросс» придется платить года два с половиной - около 180 тысяч каждый квартал. Проблема, - тяжело вздыхает фермер.

За счет чего гасить кредиты? Остается только за счет животноводства. Но в этой отрасли – свои затраты: зарплата, свет, вода… Положение тяжелое. Прибавилось забот у фермера. 

 

 Глаза страшат, а руки делают

- Всем сельчанам сейчас тяжело, не только мне. Наступил конец месяца – 380 тысяч рублей надо оплатить только за приобретенную технику. С минеральными удобрениями тоже приходится ужиматься. Тонн 60 покупал по весне. На осень совсем не брал. Семенами пшеницы и ржи запасся. Семена ячменя, вики, овса имеются под сев на кормовые цели. Просо - 15 гектаров в поле, может еще удастся хоть что-то взять, - со слабой надеждой в голосе говорит  собеседник.

 

И воробей свое гнездо любит

Находясь в обычном деревенском доме фермера, особо не отличающемся от других  в селе Дракино, – никаких излишеств, не мог не спросить о семье, домашнем хозяйстве. Трое детей у Ивана Ефимовича.  В праздники все слетаются под отцовскую крышу. Сын самостоятельно живет и работает в Торбееве. Дочь Марина Гладкова трудится в районной администрации. Самая младшая дочка - в 7-м классе. Тремя внуками наградил Бог деда: старший Андрей в 3-м классе, младшему, названному в честь деда, Ване второй годик, внучка Мелена в детский садик ходит. Дом, сад-огород, заботы и хлопоты по двору - на плечах супруги. 

Редки у сельского фермера часы досуга. Разве что детские голоса в  доме и способны отвлечь его от дум крестьянских: как урожай собрать и чем скотину накормить? Как кредит погасить и  зарплату мужикам выдать? Но сам он, глава крестьянско-фермерского хозяйства «Кшеня» И.Е. Сорудейкин, избрал этот нелегкий путь. Кто-то и позавидует ему, но не соблазнится пойти этой тернистой дорогой. А Иван Ефимович легкой жизни для себя не ищет. Уж, коль взялся за гуж – обижаться не на кого. Вкалывай на земле своей до седьмого пота. А как она оплатит за труд твой – тут не угадаешь. 

П. Самсонкин, член Союза журналистов России.

Фото автора.

Версия для печати Версия для печати