№ 28 (580)

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 9 (561) от 05.03.2018
В единстве наша сила

Недругам России не удастся разыграть национальную карту, уверен Юрий Мишанин  

В середине февраля в Йошкар-Оле состоялось первое после VI съезда финно-угорских народов России заседание президиума Совета Ассоциации финно-угорских народов (АФУН). Главной темой встречи были вопросы этнокультурной поддержки финно-угорских народов, проживающих в Республике Марий Эл. Кроме того, были рассмотрены направления деятельности АФУН РФ и утвержден план работы организации на 2018 год.

 

Работу заседания вел недавно переизбранный на новый срок председатель АФУН РФ П.Н. Тултаев.

О важности сохранения межнационального и межконфессионального единства в стране нам рассказал один из участников встречи – председатель Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Юрий Мишанин.

- Расскажите об итогах Вашей поездки в Йошкар-Олу?

- Это была очередная поездка в рамках работы Ассоциации финно-угорских народов России. Я являюсь членом президиума Совета. В конце сентября в Сыктывкаре прошел очередной съезд нашей организации, где Пётр Тултаев был избран председателем на очередной срок. Согласно новому Уставу организации, мы впервые выбирали своего председателя всем съездом. Тултаев получил практически единогласную поддержку делегатов, хотя еще на стадии подготовки у него были серьезные соперники. 

Выбор на столицу Марий Эл пал не случайно. По многим направлениям этнокультурной деятельности этот регион показателен. Здесь, к примеру, ведется системная работа в плане популяризации родного языка среди молодежи. Родной язык марийцев здесь можно услышать не только в отдаленных деревнях, но и в городе, он широко представлен на местном телевидении и радио. Похвально, что говорить по-марийски в регионе – модно, песни на родном языке представлены в репертуаре местных дискотек и даже ди-джеи общаются с народом только на марийском. Мы, конечно, в этом плане от своих ближайших соседей отстаем. Кроме того, в Йошкар-Оле выходит в свет журнал «Марийский мир», имеющий общероссийское распространение и аудиторию. Нам этого тоже не хватает. Крепкие позиции в финно-угорском мире занимает марийский национальный театр, не раз становившийся призером фестивалей финно-угорских театров России. Его спектакли, как нам сказали, всегда собирают не менее 80% зрительного зала. И это тоже очень здорово.

Что же касается АФУН, то на сегодняшний день – это самая эффективная из национально-культурных ассоциаций России. Участниками ее пленарных заседаний, как правило, становятся руководители регионов и главы городов, где проводятся наши встречи.

- В чем причина такой эффективности организации?

- Начну с того, что наш мордовский народ во многих отношениях является лидером финно-угорского мира. Он – самый многочисленный среди всех финно-угорских народов России. Отделения нашей организации находятся более чем в 40 регионах РФ. А с учетом всех финно-угорских и самодийских народов, наша сеть еще шире. Можно сказать, что нет региона, где не было бы одной из наших диаспор, и, соответственно, наших представителей. 

Одной из отличительных особенностей финно-угорских народов России является четкое представление о том, что мы все является частью большого целого, которое называется Российской Федерацией. Вне этого формирования ни один из наших народов нормально существовать и развиваться не сможет. И хотя в 90-е годы прошлого века, как вы знаете, предпринимались различные попытки по вычленению финно-угров из единой семьи народов России, все они потерпели неудачу. Государственная позиция АФУН не позволяет вмешиваться в наши внутренние дела каким-либо силам извне. 

На тех же принципах работает и наша Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Есть структуры во многих регионах России, где проживает мордва, проводятся встречи, фестивали, устраиваемые на самом высоком уровне. Есть регионы, в которых в школах ведется образование на мокшанском и эрзянском языках. Открываются новые центры культуры, как, например, в Петровском районе Саратовской области, где в селе Оркино после реконструкции в 2016 году открылся Мордовский культурный центр. На его базе указом губернатора Саратовской области принято решение о проведении ежегодного фестиваля мордовской культуры и искусства. 

Подобные фестивали уже давно проводятся в Ульяновской области, где каждое лето в центральном парке Ульяновска проходит этнокультурный праздник мордвы. Очень активно работают региональные представительства нашей организации в республиках Башкортостан и Татарстан. В Пензе сейчас к руководству мордовской диаспоры приходят новые люди. Как всегда, активно работают наши организации в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге. Ежегодно проходит фестиваль мордовской культуры «Шумбрат». Много славных дел делается и внутри Мордовии. Подписан Указ Главы Мордовии о проведении фестиваля с таким же названием. Сейчас, как он сам говорит, очень важно наполнить процесс качественным содержанием, чтобы фестиваль работал не только на развитие мордовской культуры, но и на объединение всех народов. Уже сейчас начинается подготовку очередного съезда мордовского народа, который будет проходить в конце 2019 года. 

В своей деятельности мы всегда находим поддержку со стороны органов государственной власти Мордовии: Главы республики В. Д. Волкова, Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела, Министерства образования.

-Чем еще запомнился прошедший 2017 год?

- Что касается знаковых событий последнего времени, то это такие циклы наших мероприятий, как «Мордовия мастеровая», посвященные поддержке традиционных народных промыслов и мастеров. Совсем недавно одно из таких мероприятий прошло в селе Теньгушево. Ранее «Мордовия мастеровая» была посвящена подлесно-тавлинским мастерам резьбы по дереву, урусовским валяльщикам валенок. В целом, самобытных мастеров в Мордовии хватает, их необходимо поддерживать. Людей нужно обеспечить работой и дать возможность самим заработать себе на жизнь.

Мы будем продолжать большой цикл уроков патриотизма и гражданственности, посвященный жизни и деятельности видных представителей мордовского народа. Таких, как, например, Герой Советского Союза Михаил Девятаев, 100-летие которого мы торжественно отмечали в прошлом году. В целом ряде регионов России прошли юбилейные мероприятия. В штабе Военно-космических сил МО РФ в г. Энгельс (Саратовская область), где тоже чествовали нашего земляка, люди были настолько очарованы историей жизни Михаила Петровича, что даже высказали идею установить ему в городе памятник.

- По закону жанра, здесь необходимо затронуть проблемные вопросы.

- Проблемы у нас, к сожалению, традиционные. Тенденция постепенного сокращения численности мокши и эрзи, которая возникла не сейчас, а еще в относительно благополучные 70-80-е годы XX века, к сожалению, сохраняются. Причем мы видим, что люди никуда не исчезают, они просто приписывают себя к другим этносам. Мы понимаем, что это мировая тенденция, но нас, разумеется, такое положение вещей ни в коей мере устраивать не может. Ведь если для отдельного человека в таком поступке, я имею в виду отказ от самоидентификации в рамках мордовского народа, никакой трагедии нет, то для всего этноса в целом оно может иметь вполне осязаемые последствия.

Человек, лишенный корней, не проявляющий уважения к своим предкам, вряд ли может называть себя человеком с большой буквы. У нашего народа богатейшая и древняя культура. Отнюдь не случайно, что сам Президент России В.В. Путин называет мордовский народ государствообразующим этносом, и это действительно так. Мордва на протяжении многих веков жила в тесной связи с русским народом и с предками сегодняшних татар, чувашей, марийцев. Именно эти этносы, а также ряд ассимилированных народов, таких, как ижора, мурома или меря, стояли в основе формирования великорусской народности. И в этом процессе происходило взаимное обогащение культур. Никто не отрицает, что русский народ многое дал мордве, но и наш народ тоже укрепил, обогатил и связал собой национальное многообразие России. Это признают многие ученые-историки, такие, как, например, В.О. Ключевский или С.М. Соловьев. Мы должны знать свою историю, чтобы крепче стоять на своей земле.

- В этой связи как Вы относитесь к инициативам приравнять преподавание мордовских языков в школе к факультативным занятиям, и либо не оценивать знания вообще, либо принять упрощенную систему оценок?

- Мы, естественно, такие попытки, там, где они предпринимаются, приветствовать не можем, хотя и отдаем себе отчет в мотивировке родителей учеников. Действительно, во многих школах программа обучения сейчас настолько сложная, что найти два-три часа в неделю еще и для мордовского языка бывает непросто. Но делать это нужно по двум причинам. Во-первых, и это доказано специалистами в области психологии, изучение языков способствует интеллектуальному развитию человека, развивает память и мышление, и это ему только на пользу. Во-вторых, знание мордовских языков важно и чисто с практической точки зрения, ведь все мы с вами живем в Мордовии и общаемся с живыми носителями коренного для этой местности языка.

Мы – многонациональная страна, и этим гордимся, поэтому, считаю, вопрос: изучать мордовский язык в школе или не изучать, даже не стоит. Конечно, надо изучать. Другое дело, как. Я считаю, что оценки должны быть: нельзя превращать школьные уроки в профанацию, но подход к ученику должен быть щадящим. Учитель не должен ставить «двойки» за любую провинность, в то же время не стоит напрягать воспитанников изучением сложных грамматических форм. Процесс должен проходить в легкой, игровой форме, а набор слов – только самых употребляемых в бытовом общении.

- Как Вы думаете, предстоящие летом события дадут толчок дальнейшей популяризации всего мордовского в мире?

- Обязательно дадут, и мы все с нетерпением будем ждать матчей футбольного ЧМ-2018 в России. Ведь кроме непосредственно футбола, гости всего мира увидят у нас национальную и культурную самобытность мордовского народа. Познакомятся с нашей кухней, с нашими песенными и танцевальными традициями, с произведениями мастеров народных промыслов. Представляете, какой это будет неожиданный сувенир – мордовский валенок где-нибудь в перуанской или колумбийской глубинке?

А то, что мордовский «колорит» летом пойдет на ура, в этом у нас нет практически никаких сомнений. Могу судить об этом хотя бы по электронным версиям мордовско-русского и русско-мордовского разговорников, выложенных в Интернет, и активно скачиваемых в половине стран мира, от Соединенных Штатов до Японии и Австралии. Для нас сейчас очень важно как следует поработать над «корпусом» языка, чтобы в Глобальной сети было больше книг, просто текстов, текстов с переводами на мордовском языке, ведь если наш язык не будет представлен в Интернете, будущего у него не будет.

 

А. Пьянзин.

Версия для печати Версия для печати