№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 23 (523) от 07.06.2017
Гильотина – лучшая подруга диктатора

80 лет назад волна массовых репрессий докатилась до Мордовии

Это стихотворение не озаглавлено и не датировано. Но ему атрибуты и не требуются: достаточно первых двух строк, чтобы понять, о чем идет речь и о каком времени. И чтобы мурашки по коже побежали. «Черный ворон сквозь белое облако глянет – значит, скоро кровавая музыка грянет…»

 

Эти строки принадлежат Булату Окуджаве, у которого  был репрессирован отец, а сам он в полной мере испытал, что значит быть сыном «врага народа».

И «кровавая музыка» грянула. По сложившейся расстановке дирижер – И.В.Сталин, первую скрипку играл (чудовищное, конечно, сравнение, но из фразеологизма, как из песни, слов не выбросишь) Л.П.Берия.

Насчет хронометража у исследователей мнения расходятся. Одни считают, что массовые репрессии начались после убийства С.М.Кирова – 1 декабря 1934 года, другие – после февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) (23 февраля-3 марта 1937 года), на котором с докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В.Сталин. Кстати, из 72 человек, выступивших на пленуме, 52 впоследствии были расстреляны. Некоторые исследователи называют конкретную дату – 11 июня 1937 года, когда были осуждены и расстреляны Маршал Советского Союза М.Н.Тухачевский, командарм 2-го ранга А.И.Корк, командармы 1-го ранга И.Э.Якир и И.П.Уборевич, комкоры В.К.Путна, Р.П.Эйдельман, В.М.Примаков, Б.М.Фельдман.

Отсутствие единого мнения обусловлено, по-видимому, тем, что в докладе Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года «О культе личности и его последствиях» акцентируются два момента: после злодейского убийства С.М.Кирова начались массовые репрессии и грубые нарушения социалистической законности; в телеграмме И.В.Сталина из Сочи от 25 сентября 1936 года отмечалось, что «ОГПУ опоздал на 4 года с применением массовых репрессий», и что надо «быстро наверстать» упущенное.

А, может быть, стоит вспомнить директиву Оргбюро РКП(б) от 26 января 1919 года, подписанную Я.М.Свердловым? Первый пункт ее гласил: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавших какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе против Советской власти». (По данным 1916 года, в России насчитывалось 4,4 млн казаков).

Какой же год брать «за основу»?

 И еще один нюанс: период 1937-1938 годов у нас чаще всего называют «ежовщиной», но иногда и «большим террором». (Английский историк Р.Конквест, придумавший этот термин, мог бы заявить претензию народному комиссару внутренних дел СССР Н.И.Ежову, перехватившему у него пальму первенства в определении).

Список жертв 1937 года открыл М.Н.Рютин, расстрелянный 10 января (с применением чрезвычайного закона от 1 декабря 1934 года, без участия обвинения и защиты).Впервые бывший секретарь Краснопресненского райкома ВКП(б) Москвы был репрессирован в 1928 году: снят с работы, исключен из партии, помещен в политизолятор. И.В.Сталин не мог простить Мартемьяну Никитичу статью «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» (ее еще называют «платформой «Союза марксистов-ленинцев»). Это – документ огромной убийственной силы. Достаточно двух выдержек: «Сталин полнейшее ничтожество в теоретическом отношении…После смерти Ленина он наглеет с каждым годом», и «Сталин превращает деревню в самый худший вид колонии. Трудодень оплачивается 15-20 коп., что в переводе на золотой рубль дает две-три копейки». И такие примеры – по всем отраслям экономики и всей теоретико-практической деятельности Сталина. Первый пункт в списке мер, необходимых для вывода страны из кризиса и тупика, – «ликвидация диктатуры Сталина и его клики».

Именно Сталин, в первую очередь, виновен в массовых репрессиях. Правда, некоторые исследователи считают по-другому. Мол, если внимательно прочесть доклад Сталина на февральско-мартовском пленуме, то там речь только о повышении бдительности, и «это снимает с Джугашвили обвинения в коварстве и жестокости». Что, мол, Сталин предостерегал органы НКВД, чтобы они   не били направо и налево всех, кто имел отношения с троцкистами, даже если они просто встречались с ними на улице: «Это не выйдет, это не годится…». Но когда первые секретари обкомов и крайкомов ВКП(б) и начальники управлений НКВД затеяли гнусное социалистическое соревнование, кто из них больше своего народа перебьет, и слали шифровки Сталину с просьбой увеличить лимиты на расстрелы, ни на одной из них он не завизировал уменьшения. Например, на запросе секретаря Кировского обкома ВКП(б) М.Н.Родина, просившего увеличить количество репрессированных по «первой категории» (расстрел) на 300 человек, и по «второй категории» (от 10 до 15 лет лишения свободы) – на 1000 человек, Сталин наложил визу: «Увеличить по первой категории не на 300, а на 500 человек…».

О резком всплеске количества репрессированных свидетельствуют в своем труде «Век лагерей» бельгийские ученые Жоэль Котек и Пьер Ригуло: «В 1936 году расстреляли примерно тысячу человек, в 1937 – более 350 тысяч. За девять месяцев, с 1 июля 1937 по 1 апреля 1938 года, число заключенных ГУЛАГа увеличивается на 800 тысяч человек».

Сталин обожал смертную казнь. Он был кровожаден.

2 февраля 1920 года В.И.Ленин, докладывая о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК седьмого созыва, отмечал, что после победы над Деникиным по инициативе Ф.Э.Дзержинского ЧК отменила применение смертной казни, и что ВЦИК сделает так, чтобы применение смертной казни в России стало невозможным. Так ставил вопрос Владимир Ильич. А через 17 лет И.В.Сталин выдвигает свой пресловутый тезис об усилении классовой борьбы, и кровь полилась рекой…

Что касается второй одиозной фигуры, зловеще проявившей себя в период большого террора, - Л.П.Берии, думаю, можно ограничиться только упоминанием, поскольку о его кровавых делах того периода написаны тома.

Но нельзя не сказать о третьем, по словам генерал-лейтенанта юстиции, бывшего заместителя Главного военного прокурора Б.В.Викторова, отдавшего немало сил работе по реабилитации жертв политических репрессий, преступнике – К.Е.Ворошилове.

Почти 30 лет назад комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х годов, подготовила записку, где содержится персональная оценка степени участия в указанных репрессиях лиц, входивших в руководство ВКП(б) и Советского правительства. В этом «черном» списке Ворошилов входит в пятерку наиболее запачканных кровью невиновных жертв сталинской системы. В эту пятерку входят Сталин, Молотов, Каганович, Берия и Ворошилов.

Военный историк Н.Черушев отмечает, что найдено 383 списка, составленных органами НКВД и направленных в 1937-1938 годах в Политбюро ЦК ВКП(б). На них имеются собственноручные резолюции членов Политбюро, содержащие  не только  согласие с предлагаемыми мерами репрессий, но и поощрение действий карательных органов. Из этих 383 списков Сталиным   подписано 362, Молотовым – 373, Ворошиловым – 195, Кагановичем – 191. Из 44 тысяч человек, включенных в названные 383 списка (это, как правило, видные работники партии, военные деятели, руководители производства, в том числе оборонной промышленности) 39 тысяч подлежали осуждению по первой категории (расстрел), 5 тысяч – по второй (заключение в места лишения свободы на срок от 8 до 25 лет) и только 102 человека – по третьей (заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком до 8 лет). В архиве КГБ выявлено свыше 300 санкций Ворошилова на арест крупных военачальников. Только запросы и справки НКВД СССР, направленные в 1937-1938 годах на его имя о санкционировании увольнений и арестов командных кадров РККА, составляют 60 томов. Вот какая резолюция стоит на списке из 26 руководящих работников Артуправления РККА: «тов.Ежову. Берите всех подлецов. 28.V.1937 года. Ворошилов». «Мировой фашизм и на этот раз узнает, что его верные агенты Гамарники и Тухачевские, Якиры и Уборевичи и прочая предательская падаль, лакейски служившие капитализму, стерты с лица земли». Это из приказа №96 от 12 июня 1937 года, подписанного наркомом обороны К.Ворошиловым.

А ведь этим четверым военачальникам Ворошилов и в подметки не годится. Когда в 30-х годах они говорили о необходимости создания механизированных частей, нарком обороны горячо ратовал за развитие…конницы, всеми силами сдерживал производство танков, а в годы войны он продемонстрировал свою полную несостоятельность как полководец.

Генерал-фельдмаршал В.Кейтель: «Гитлер заявлял, что первоклассный состав высших советских военных кадров истреблен Сталиным в 1937 году. Таким образом, необходимые умы в подрастающей смене еще пока отсутствуют».

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошел». По неполным данным, в Красной Армии было уничтожено 50 тысяч человек только командного состава. (За связь с «вредителями» в Приволжском военном округе, по данным на ноябрь 1937 года, было арестовано 380 человек).

  Не обошел стороной большой террор и Мордовию. По неофициальным данным, в республике было репрессировано около 15 тысяч человек. Среди них арестованы в 1937 году за участие в мордовском правотроцкистском, буржуазно-националистическом блоке, организацию убийства Сталина  и расстреляны: первый секретарь Мордовского обкома ВКП(б)  М.Д.Прусаков, секретарь Мордовского Центрального исполнительного комитета П.А.Мурзакаев, ректор Мордовской высшей коммунистической сельскохозяйственной школы  Д.И.Гребенцов, ответственный секретарь Союза писателей Мордовии Т.П.Миронов, братья Рябовы – Владимир Павлович, первый мордовский профессиональный переводчик русских писателей и поэтов, и Анатолий Павлович, первый мордовский профессор, заведующий кафедрой мордовских языков Саранского агропедагогического института. Трижды арестовывался – в 1930-м, 1936-м и 1937-м (приговорен к 10 годам лишения свободы) – настоятель Иоанно-Богословской церкви И.В.Баклашкин.

Бывший начальник политотдела учреждения ЖХ-385 МВД СССР (Дубравлаг) А.Бахмистеров в своих воспоминаниях записал: «К концу 30-х – началу 40-х годов была создана хорошо отлаженная ГУЛаговская машина – «Темлаг». До начала 50-х годов мордовский ГУЛаг имел именно такое официальное название. Я хорошо знаком с личными делами бывших политзаключенных Дубравлага. Какие разные люди отбывали «зоновский срок» в лесных зубово-полянских,темниковских и теньгушевских поселках. Военачальники и политики, священники и артисты, жены советских маршалов и государственных деятелей ходили по дорожкам за колючей проволокой. Состоявшаяся затем реабилитация многих тысяч бывших осужденных подтвердила правовой беспредел и беззаконие».

У инквизиторов из НКВД существовала  технология  проведения казни, где расписано было все: и кто стреляет, из какого оружия, кто и как хоронит, вплоть формы акта о списании  патронов.

А.Бахмистеров: «В Сосновке, на месте сегодняшнего поселкового кладбища, при рытье могил обнаружили захоронения людей в четыре-пять рядов. Кто здесь похоронен? Кто ответит?»

В августе исполнится 225 лет Парижской Коммуне. Чем она закончилась? Великим террором. Один из знаменитых деятелей Великой французской революции Ж.Дантон, взойдя на эшафот, сказал: «Революция пожирает своих детей». Полтора месяца назад исполнилось 225 лет, как была опробована гильотина. Врач Ж.Гийотен придумал ее из благих намерений, якобы обезглавливание на ней менее мучительней, чем от действия топора или меча.

Через 20 лет после Октябрьской революции последовал большой террор. 

Может быть, настанет время, и мы перестанем творить себе кумиров, вспомним древних римлян, которые тоже избирали себе диктаторов, но для…забивания гвоздей во время праздников. Написал «гвоздей» и сразу вспомнилось: «Гвозди б делать из этих людей, крепче б не было   в  мире  гвоздей».

Но разве наши люди, кроме «гвоздей», ни на что не  годятся? 

 

В.Климанов.

Версия для печати Версия для печати