№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 38 (434) от 17.09.2015
Жизнь с протянутой рукой

Кто и зачем собирает милостыню в Саранске?

Саранск наводнили попрошайки! Собирателей милостыни можно встретить на рынках, у храмов и аптек, в общественном транспорте. Кто-то просит средств на жизнь, кто-то на операцию для больного ребенка. Откуда столько попрошаек развелось в  столице Мордовии, почему власти не выгоняют их из города и сколько можно заработать, стоя у паперти, – в нашем материале. 

 

Проспект нищих

Улицу Полежаева впору переименовывать в проспект нищих. Рядом с университетским корпусом  каждый день можно увидеть просящих милостыню. Одно время здесь «прописался» слепой старик, потом его «подвинула» богомольная бабка, держа икону в руках, она всякий раз крестится, оглядывая кошельки прохожих. 

Тут же, с разницей в несколько метров,  присаживались и другие попрошайки. Один мужчина «бомжеватого вида»,  пытаясь вызвать сочувствие к своей персоне, приветствовал всех дам словами: «Ты красивая, ты счастливая…» И не прогадал, женщины щедро раздавали ему десятирублевки на опохмелку. 

Несмотря на разность образов, принцип сбора милостыни у всех приблизительно одинаков. В коробочках остается лежать только мелочь, потому что крупные купюры сразу же убираются в карман. «Свое» место попрошайки  занимают после десяти, когда бедные студенты уже в аудиториях, а по улице снуют куда более солидные персоны. Причем мало кто видел, как появляются и как уходят просящие, говорят, что некоторых привозили на автомобилях и также забирали. Конечно, судить их не хочется, все-таки от сумы не зарекайся, но уж слишком много в этом действе усматривается профессиональных черт. Легенда у всех этих попрошаек одна – «не хватает на жизнь». Некоторые прохожие, устав от назойливых просящих,  говорили им в ответ: «А кому сейчас хватает?» 

Но поистине излюбленное место собирающих милостыню в Саранске - рядом с храмом Ушакова. Здесь люди ходят небедные, по соседству много различных ведомств и банков, поэтому неудивительно, что Соборную площадь «патрулируют» одни и те же лица. Взять хотя бы высокую женщину в платке, которая пристает к прохожим  с разными вопросами, а потом, как бы невзначай, просит денег…

Немало попрошаек и возле храмов в спальных районах. С утра их не увидишь, они  приходят лишь к концу службы (зачем зря время тратить!), иногда приводя с собой детей. 

 

Милостыню просим

Не менее популярны точки сбора подаяний на рынках города. Многие видели инвалида в коляске в центре Саранска, безногого участника боевых действий на Светотехстрое, женщину с костылями, которая появляется то тут, то там. Им сложно не посочувствовать: немало средств требуется на лечение и уход, но какое же нужно иметь здоровье, чтобы в любую погоду целый день сидеть на улице. А еще нельзя не заметить чрезмерную мобильность калек, «спекулирующих» своим здоровьем.  За один день их можно увидеть в нескольких местах, как будто инвалидов специально кто-то перевозит. 

Образ попрошаек стал меняться. Сегодня на улицах все больше появляется молодых собирателей милостыни. Около торговых центров и остановок стоят юные особы с фотографиями детей, которым якобы требуется дорогостоящее лечение. На каменном лице просящих «мам» сложно увидеть какие-либо эмоции. Им и говорить ничего не нужно, достаточно просто опустить глаза. Прохожие не могут пройти мимо скорбящих женщин, непременно останавливаются, распахивают кошельки: кто пятьдесят, а кто и пятьсот рублей подаст. Но все-таки необходимого миллиона рублей (как написано на плакате) им подаяниями не собрать, и тут возникает резонный вопрос: почему они не обращаются в Министерство здравоохранения, благотворительные фонды или, на худой конец, к депутатам, а просят милостыню на улице. Ответ на него стал очевиден после разговора с одной из таких «нуждающихся».

- У меня нет российского гражданства, да и в Мордовии я временно, - сказала просящая с явным акцентом. – Езжу по разным городам, собираю деньги. Мой ребенок в Украине. 

Но шестое чувство подсказывало, что никакого больного ребенка у нее на самом деле нет. Просто женщина ведет кочевую жизнь и пытается подзаработать. 

- Сколько еще пробуду в Саранске, не знаю, - разоткровенничалась попрошайка. – У вас тут только от трехсот до тысячи рублей в день набираю. В Казане эти деньги за час собрать можно, но там на улицах стоять не дают, гоняют…

 

Поверить или проверить

К числу мест для сбора подаяний прибавился еще общественный транспорт. Попрошаек, например, можно было увидеть по маршруту центр-Светотехстрой. На остановке «Рынок» в автобус заходила женщина, которая просила минуту внимания у пассажиров. Она говорила о страшном ДТП, в котором пострадали ее близкие, а потом передавала по салону лист с описанием аварии. Конкретного места и даты происшествия, как водится, не указано, что также наводит на мысль, а была ли авария вообще. Но увидев страшную картинку, да еще в транспорте, пассажиры не задавали лишних вопросов.

На остановке «Вокзал» женщина выходила, уже имея в кармане несколько сот рублей. 

Буквально на следующий же день на этот маршрут вышла целая группа просящих, которая работала по разным направлениям. Молодые люди с помощью жестов представлялись глухонемыми и продавали за приличную сумму «копеечные» сувениры. Вырученные средства якобы представители общественной организации, должны были направить на помощь людям  с подобным заболеванием. Акции, конечно, благие, но есть одно «но»…под них нередко маскируется технология, совершенно далекая от богоугодного дела. Очевидцы утверждают, что видели, как «глухонемые» в Саранске общались по телефону и ругались между собой. 

 

«Дайте мне попить, а то… переночевать негде»

Есть в городе и скрытая милостыня. Стал хорошо приметным молодой человек, которому постоянно не хватает денег на проезд. Прилично одетый парень подходит к первым встречным в центре города и просит помочь добраться до дома. Когда ему дают пятнадцать рублей, в ответ благодарности не слышат. «Почему так мало?,  -  возмущается он. - Мне нужно ехать в Рузаевку и что-нибудь перекусить по дороге». В общем, дайте мне попить, а то так есть хочется, что переночевать негде. 

О масштабе проблемы говорит и то, что глядя на взрослых, «подрабатывать» милостыней стали дети. Так, школьники средних классов не хуже профессиональных нищих клянчат денег около магазинов, якобы на газировку или мороженое, а сами покупают на них сигареты. 

 

Построить коттедж на подаяния

Проблема попрошайничества поднималась на последней сессии горсовета депутатов. Народные избранники считают, что нужно бороться не столько с теми,  кто собирает подаяния, сколько с теми, кто заставляет инвалидов выходить на улицу. Это обычная эксплуатация труда. 

По словам начальника УМВД РФ по г.о. Саранск Сергея Сенькина, в основном на улицах просят милостыню не местные граждане, а жители из других регионов: Пензы, Ульяновска и т.д. Попрошаек специально привозят в Саранск на «заработки», снимают им жилье. Когда определенная сумма денег будет собрана, их увозят обратно. 

Как таковой практики борьбы с собирающими милостыню в Саранске не имеется, потому что нет такого закона. Хотя, надо отметить, что в других столицах и вообще во всех городах, которые готовятся к чемпионату мира по футболу, ответственность за попрошайничество есть. 

- Попрошайничество – проблема из проблем, которая разрастается очень быстро и с ней нужно бороться, - подчеркнул мэр городского округа Саранск Петр Тултаев.

Градоначальник отметил, что собирающие милостыню далеко не бедные граждане, известны случаи, когда на подаяния строятся коттеджи. 

Ранее мэр Саранска уже говорил, что попрошаек в городе быть не должно. Все нетрудоспособные горожане получают пенсии. Если же люди, просящие подаяния трудоспособны, то они должны работать. 

В ближайшее время народные избранники рассмотрят нормативный акт, который даст возможность строго наказывать попрошаек. Если просящие будут платить штрафы, то их число явно поубавится, по крайней мере, на центральных улицах города. 

 

С.Медведева. 

 

 

кстати

Впервые наказание за нищенство было введено в России Петром I

Сначала нищие не могли переходить из одного города в другой, потом появились телесные наказания. 

В СССР нищим грозила уголовная ответственность за тунеядство. Эта статья УК РСФСР была отменена в 1991 году. С тех пор попрошаек можно наказывать лишь в административном порядке, и то не всегда. Только лишь в тех случаях, когда попрошайки слишком навязчиво пристают к прохожим. 

Полицейские могут задержать собирающих милостыню для установления личности, а также когда отрабатывают их на причастность к преступлениям. На этом все меры реагирования заканчиваются. Отметим, что в некоторых городах сегодня штраф за попрошайничество составляет 800 – 1000 руб. 

Наказывать в уголовном порядке  могут тех, кто контролирует деятельность нищих. Кодекс предусматривает ответственность за использование рабского труда и незаконное лишение свободы, но такие дела ввиду сложности сбора доказательной базы заводятся крайне редко. 

Версия для печати Версия для печати