№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 52 (864) от 27.12.2023
Собачье дело

 Что делать с безнадзорными животными?

Этот вопрос обсуждали в общественной палате республики. Задача членов заседания – как минимум придумать решение проблемы хотя бы в общих чертах. Как максимум – разработать предложения для обсуждения в региональном Госсобрании. О вопросах жизни и смерти, пусть и не человеческой, – в материале Людмилы Кусеровой.

Пожалуй, впервые за время существования общественной палаты Мордовии участники этого народного органа были эмоциональны. Оказалось, что проблема с бездомными животными близка всем: и простым жителям республики, и тем, кто наделён властью. 
«Я живу в деревне рядом с городом, со Светотехстроем, – рассказывает Валерий Крутов, член общественной палаты Мордовии, – так вот те собаки, которые собираются на Светотехстрое, питаться прибегают к нам в деревню. Разорвали всех кошек! Выйти вечером погулять с маленькой собачкой сложно. Мне бывает страшно, когда встречается свора из 5-6 собак, одна из них подбегает и рычит, остальные стоят чуть поодаль. Хоть с оружием ходи, чтобы от них отстреливаться».    
Страх бродячих собак вошёл в ТОП-3 страхов жителей Мордовии. И есть чего бояться. Из разных регионов слышны трагические истории о том, что бездомная свора растерзала ребёнка. А уж покусанных и в Саранске хоть отбавляй. 
 
Кусачие истории 
Жители улицы Тани Бибиной давно жалуются на бродячих собак. Животные ходят стаями, лают и воют по ночам, а днём пугают прохожих. Мест, откуда они могут прийти, в этом районе города достаточно – это и поля, и гаражи, и промышленные базы, и частный сектор. При таком соседстве чего-то другого ожидать не стоит. Мама одного из покусанных местными собаками детей Анна Куманёва рассказывает, что её сыновья гуляли в новом детском парке, когда к ним подбежали крупные псы. 
«На детей набросилась стая собак. Старший не пострадал, а младшего очень сильно укусили за ягодицу. Спасла куртка – она, конечно, была сильно порвана. У ребёнка была рваная рана, кровь. Мы обработали, как могли, и поехали в травмпункт. Врачи сделали прививку, и вот эту прививку ребёнок переносил очень тяжело, он задыхался. Делать этот укол нужно было 6 раз. И никто не среагировал на этот случай».   
Следственный комитет, конечно, начал проверку. Но её результат – уже традиция: приедут службы отлова, не найдут стаю, уедут, а через пару дней собаки снова объявятся. Если они будут с бирками в ушах, тогда на них просто посмотрят. 
 
Доколе? 
Почему проблема с бездомными собаками никак не решится? Потому что закон, по которому сейчас работают службы отлова, – по сути компромисс между теми, кто собак боится, и зоозащитниками. Беспризорных псов ловят и отправляют в приюты. Там их стерилизуют, вакцинируют и выпускают на прежнее место обитания. И больше покушаться на собачью жизнь спецслужбы не имеют права. Поэтому у горожан и создаётся впечатление, что отловщики не реагируют на вызов. На самом деле, они приезжают, видят собак с жёлтыми бирками в ушах и уезжают. А свора снова приходит в жилой двор – биркованная, но не безопасная. 
По статистике за 2023 год, в муниципальное предприятие «СпецСервис», которое занимается отловом бродячих животных, поступило 800 заявок. Каждая заявка – это несколько собак. Всех отловленных животных отвезли в приют, почти всех выпустили назад. По данным саранского приюта для бездомных животных, ни одну собаку в 2023 году не умертвили. 111 «хвостиков» нашли свой дом. Но проблему это не решило и даже масштабы её не уменьшило. 
 
За и против всех 
По мнению чиновников, решить проблему помогут только радикальные меры. При огромном количестве бездомных животных и неработающем законе об ответственности хозяев за своих питомцев гуманно решить проблему не получится. Зоозащитники и слышать о таком варварстве не хотят. Их вполне устраивает полуживая программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск). В результате такого слепого противостояния обеих сторон проблема с бродячими собаками только усугубляется.
Итак, почему же чиновники склоняются к радикальным мерам? Стерилизованные собаки всё равно бывают агрессивны. Они сбиваются в стаи, защищают свои территории, рыщут в поисках еды, представляя потенциальную опасность. Кинологи утверждают, что необоснованная агрессия, за которую закон предписывает умерщвлять бездомных собак, встречается крайне редко. Собаки лают и рычат по какой-либо, может быть, только для них понятной, но уважительной причине. Вместить всех отловленных псов приюты не в силе. Вот что обо всём этом говорит юрист саранского «СпецСервиса» Елена Кочергова:
«Я не сторонник того, чтобы в приютах содержать долго животных. Хозяев животное находит или сразу, как только поступает в приют, или не находит вообще. Содержать всю их жизнь в приюте – это то же самое, что собаку или кошку в тюрьму посадить. Насколько это гуманно?»
Сейчас в приюте работает 3 энтузиаста, ветеринарного врача второй год ищут – никто не хочет работать за мизерную зарплату. Город оплачивает приюту только коммуналку – и на том, говорят, спасибо. Денег в мэрии даже на ремонт городских часов нет. Это, конечно, тоже неправильно, но пока ничего не остаётся – только принять, как должное. А усыпить дёшево. И результат, что называется, гарантирован. 
У зоозащитников противоположная точка зрения. Собак и кошек убивать – варварство. Ведь они живые существа. Человек, он сильнее и разумнее, должен придумать гуманный способ обезопасить себя от собак. А чиновники просто не хотят ничего делать, вот и придумывают самый простой для себя вариант. Если следить за работой приюта и не провоцировать уличных собак на агрессию, бояться нечего. В конце концов есть закон, согласно которому владельцы животных обязаны поставить своего питомца на учёт и даже чипировать. Если собака или кошка потеряется, запросто можно найти хозяина и даже оштрафовать его за халатность. На деле же это правило не исполняют заводчики породистых животных. Что тут говорить о дворняжках. Поэтому волонтёры предлагают для начала ужесточить наказание для нерадивых хозяев, заставить их исполнять существующий закон. 
 
Кто за кого отвечает? 
Сейчас любая собака, гуляющая по улице без хозяина, считается безнадзорной и подлежит отлову. Если она кого-то покусала – претензии к администрации. Суды уже не раз вставали на сторону потерпевших и штрафовали муниципалитет. Апелляции не помогали. У чиновников тоже есть право подать иск к хозяину собаки, если его, конечно, установят. Но сейчас, даже если все в округе знают, чья собака гуляет сама по себе, поди это докажи! Документов нет, вещественных доказательств владения именно этим животным – тоже. Да и четвероногие ещё не научились говорить – не расскажут, где они живут. Вот и получается для чиновников замкнутый круг. Выйти из него можно или начав скрупулёзно работать в этом направлении, или разориться на штрафах. 
 
Как в Европе? 
Старый Свет для себя проблему бездомных животных решил давно. Сначала действовали решительно и радикально. А потом ввели штрафы для хозяев, налоги на домашних питомцев – словом всё то, чему наши российские владельцы собак, кошек и прочей мелкой живности активно сопротивляются.  Зато на улицах европейских стран бездомных животных теперь нет, а если они и появляются, то в приютах не задерживаются – за ними выстраиваются человеческие очереди. Кого не забрали – усыпляют. Похожую систему работы с бездомными животными сейчас пытаются внедрить в Бурятии. И там великое противостояние с местными зоозащитниками снова дошло до прокуратуры. И закон пока не работает. Однако чиновники Мордовии смотрят на Бурятию и почти завидуют. По крайней мере, считают меры тамошнего закона максимально эффективными, в отличие от наших.
«Позитивные изменения могли бы произойти, если бы изменился Федеральный закон об ответственном обращении с животными, – говорит Алексей Матюшин, заместитель начальника Управления по вопросам городского хозяйства Администрации Саранска. – Федеральный  закон нужно, на наш взгляд, скорректировать. Закон Республики Бурятия мне лично видится достаточно прогрессивным в том плане, что там нет быстрых движений. Животных не усыпляют сразу. Но в то же время, если через 31 день не нашёлся, не определился его хозяин, то гуманным способом оно умерщвляется. Это делается для того, чтобы не выпускать животное назад».          
Так чем же закончилось заседание Общественной палаты Мордовии по проблеме с бездомными животными? Сказать сложно. Но точно поговорили и обсудили. Выслушав все мнения, участники заседания решили, что неплохо было бы разработать проект и направить его в региональное Государственное собрание, а может быть, и самому Артёму Здунову. Уже если этот вопрос отдан Москвой на откуп регионам, надо искать реальный и удобный для всех жителей Мордовии выход. Да и в целом: собак, конечно, жалко, но и людей в опасности оставлять нельзя. Не гуманно.   
Версия для печати Версия для печати