№ 50 (550)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 49 (549) от 06.12.2017
«Извините, помочь не можем...»

По оценкам ВЦИОМ, треть жалоб пациентов содержит нарекания на качество лечения

Согласно опросу Всероссийского центра  изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самыми важными проблемами страны россияне по-прежнему считают низкий уровень жизни, экономику в целом и здравоохранение. Так, половина всех жалоб на медицину связана со снижением её доступности: коммерциализация многих услуг, высокие цены на лекарства, нехватка специалистов на местах. Треть жалоб содержит нарекания на  качество лечения: низкая оценка профессионализма врачей, их отношение к пациентам. 

 

 

В сфере здравоохранения в настоящее время существует несколько контролирующих органов - это территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации с одной стороны, Росздравнадзор - с другой. А с недавних пор за обслуживанием пациентов в больницах и поликлиниках страны стали внимательно следить и представители Общероссийского народного фронта. Так, с апреля текущего года они проинспектировали более 500 учреждений здравоохранения в 74 регионах страны. И что же было выявлено?

 Проблемы везде схожи: очереди на запись и прием к врачам, некомфортные условия, грубость персонала, плохая работа регистратуры. Правда, представители ОНФ во время своих проверок в  клиниках Мордовии видели более утешительные картины.  Например, в поликлинике села Старое Шайгово есть отдельный кабинет для маломобильных групп населения – для пожилых людей, беременных женщин,  больных с травмами ног. Все пациенты, которым трудно или вовсе невозможно подняться к врачу на второй этаж, ждут осмотра в кабинете, расположенном на первом этаже. Другими словами, доктора сами спускаются к больным.

Как пояснили в ромодановском медучреждении, большинство пациентов записываются на прием к врачу, в основном, по телефону или через регистратуру. В Лямбире тяжелобольные люди поднимаются на второй этаж поликлиники с помощью родственников. А вот в Ичалковской районной поликлинике, куда прикреплены и жители Большеигнатовского района, у кабинетов врачей бывают очереди из числа пациентов. Не радует глаз здание Кочкуровской поликлиники, которое нуждается в срочном ремонте. Стены клиники обшарпаны, здесь не хватает современной медицинской техники. 

Было бы неплохо, если бы активисты Народного фронта взяли под  жесткий контроль и   медучреждения, расположенные в Саранске. Потому что, судя по тревожным сигналам некоторых пациентов, там куда больше нарушений законодательства. 

Вот что написал в редакцию газеты «Мордовия» А. Тиремкин (фамилия изменена): «Я живу на Химмаше и прикреплен к поликлинике № 5. Так получилось, что с весны текущего года часто обращаюсь в эту клинику за медицинской помощью. Не дают мне покоя болезни мочевыделительной системы. Кучу всяких анализов собирал в мае -  июне, наблюдался у врача-уролога. Из-за периодического отсутствия на работе этого специалиста затянулось время для подготовки к операции. Слава Богу, её всё-таки сделали в городской больнице № 3. Спасибо доктору Валерию Николаевичу Горюнову! А потом снова начались хождения в поликлинику № 5, потому что возникли некоторые осложнения. А вот помочь мне должным образом никто не смог. Причина – текучесть кадров. Придет в кабинет № 26 один молодой уролог, поработает несколько недель и увольняется. Такая чехарда продолжается и сейчас.

 В минувшую пятницу в регистратуре поликлиники № 5 мне сказали, что кабинет уролога не работает уже две недели. «Как быть? – спросил я. «Обратитесь к терапевту или сходите в другую поликлинику!». Говорю: «Мне срочно нужен уролог». Слышу: «Извините, ничем помочь не можем...»  

По сведениям мордовского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», только за 10 месяцев 2017 года было зафиксировано свыше 20 тысяч обращений граждан, среди которых 47 письменных жалоб. Из общего числа подобных заявлений 33 обращения касались вопроса о «взимании денежных средств за медпомощь по программе ОМС». 

Нам стало известно, что пациенты больше всех жалуются на Республиканскую офтальмологическую больницу, клиническую больницу № 4, больницу № 5, республиканский онкологический диспансер, поликлинику № 2, Зубово-Полянскую райбольницу, Ичалковскую больницу, Комсомольскую больницу, ООО МРЦ «Вита-мед» и т.д. Например, в Ичалковской райбольнице  граждане необоснованно потратили на лечение  2305,40 рубля, в Комсомольской больнице Чамзинского района денежные средства застрахованными лицами были затрачены на приобретение таких лекарственных препаратов, как амосин, даларгин, кларитромцин. Кроме того, некоторые больные сами платили за проведение УЗИ органов малого таза, МРТ головного мозга. В итоге, из кошельков граждан «ушло» 4728, 80 рубля. Правда, после соответствующих разбирательств людям были возвращены незаконно потраченные деньги.

В некоторых учреждениях здравоохранения нарушают право пациентов в части выбора медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи. В частности, это касается Кочкуровской поликлиники, саранских поликлиник №№ 2 и  15. В этой связи стоит еще раз напомнить руководителям медучреждений о том, что в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи закон, действительно, предоставляет гражданину право самому выбрать ту или иную поликлинику. И это делается путем подачи заявления на имя главврача не чаще одного раза в год. 

Одним из основных направлений защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования является организация  и проведение контроля, объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по программе ОМС. По данным страховой компании «СОГАЗ-Мед», лишь с января по октябрь текущего года при проведении медико-санитарных экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи было рассмотрено 112336 страховых случаев.  В результате, выявлено 10829 нарушений, из которых 5872 случая – при экспертизе качества медпомощи. Поэтому вполне были закономерны действия по предъявлению отдельным  медучреждениям штрафных санкций в сумме свыше 1 миллиона 800 тысяч рублей.  В текущем году люди обоснованно жаловались на качество оказания медпомощи в Саранской поликлинике № 2, Республиканском перинатальном центре.

К сожалению,  многим нашим гражданам приходится доказывать свое право в судебных органах. По информации мордовского филиала «СОГАЗ-Мед», за 10 месяцев 2017 года в судах было рассмотрено 11 исков по поводу возмещения расходов на оплату медпомощи застрахованным лицам вследствие причинения вреда их здоровью. Таким образом, пациентам было возмещено свыше 142 тысяч рублей.

Снова возвращаемся к письму А. Тиремкина. «Бывает, что в поликлинике № 5 обманывают пациентов. Например, летом текущего года врачом-урологом мне было назначено УЗИ внутренних органов. В регистратуре меня поставили в очередь, написали на отдельном листочке дату и время прохождения обследования. Более того, подробно рассказали о том, как надо подготовиться к нему. Прихожу в назначенный срок в клинику, нахожу нужный мне кабинет. Жду десять минут, двадцать, тридцать. Из кабинета никто не выходит. Постучался. На стук никто не ответил. А дверь-то оказалась закрытой. В регистратуре сказали, что «врача в УЗИ-кабинете не будет вовсе, потому что она ушла в отпуск». Дескать, врачи – тоже люди, и им надо ходить в отпуск летом. Ну, это понятно. Непонятно другое – почему меня не предупредили об отсутствии врача-узиста, ведь на  медицинской карте четко указан мой домашний адрес? Словом, дошло до того, что в мою ситуацию впоследствии вмешалась заместитель главврача. Она извинилась и помогла перенести нужное обследование на другой срок...».

Согласитесь, нынче в стране не так уж много бесплатного осталось. Что греха таить, чтобы подлечиться даже в бюджетных медицинских учреждениях, людям частенько приходится платить. Сначала за бахилы на входе, потом - в процедурном кабинете за шприцы, бинты и др. Некоторые анализы делают только за деньги. Люди часто спрашивают: «Правомочно ли требование медиков, чтобы пациенты приносили на процедуры свои шприцы для уколов?». Оказывается, приобретать шприцы за свой счет нужно только в том случае, если человек находится на амбулаторном лечении. Тогда же пациент покупает самостоятельно лекарства и т.д. Если же он находится на стационарном лечении или на лечении в условиях дневного стационара, то обеспечение изделиями медицинского назначения входит в обязанность медицинской организации. Об этом говорится в статье 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации».  Между тем, если имеется направление врача-терапевта на исследование, к примеру, крови, то шприцы и иные расходные материалы, используемые при проведении такого исследования, предоставляются медицинской организацией бесплатно.

Привычная картина, когда пациенты жалуются на докторов. То их невнимательно выслушали, то забыли дать им направление, то потребовали сдать слишком много анализов и купить дорогостоящие лекарства. Однако и врачей в поведении пациентов тоже кое-что не устраивает. 

К сожалению, большинство пациентов забывают о соблюдении элементарных правил. Медики говорят, что часто приходится осматривать давно не мытых людей. Некоторые  пациенты считают, что показавшись врачу один раз, потом можно до конца жизни консультироваться по телефону. 

Серьезный вопрос – большая нагрузка на врачей, в результате чего они просто физически не в силах уделить всем нуждающимся должного внимания. 

Довольно часто бывает так, когда пациенты не всегда придерживаются  указаний врача - начинают употреблять меньшую дозу лекарств, а то и вовсе отказываться от них. Доктора жалуются на хамство пациентов. 

Так или иначе, спорить, возмущаться и искать справедливость пациенту нужно не в кабинете врача, а в своей страховой компании. Именно она, по закону, должна бороться с несправедливостью в медучреждениях, отстаивать права пациентов в конфликтных ситуациях. Скажем, в тот же «СОГАЗ-Мед» можно пожаловаться по круглосуточному бесплатному телефону – 8 800 100 07 02. 

Н. Тарасов.

Версия для печати Версия для печати