№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 43 (491) от 28.10.2016
Брошенные люди

Чиновники вспоминают о жителях деревни Мордовская Полянка Рузаевского района только во время выборов

Численность сельского населения стремительно падает. Населенные пункты, как правило, исчезают там, где нет социальной инфраструктуры. Вот и заброшенная деревушка Мордовская Полянка в Рузаевском районе на грани вымирания. Здесь, по последним данным статистики, зарегистрированы девять человек, и те в основном – пенсионеры. О том, как здесь живется им, – в нашем материале. 

 

«Одна дорога – на кладбище»

Деревню Мордовская Полянка глубинкой назвать сложно. Оно всего в двух-трех километрах от федеральной трассы (участок Саранск - Исса). Однако найти этот населенный пункт  непросто, его как будто специально хотят спрятать от посторонних глаз. На дороге даже соответствующего указателя нет. Люди привыкли ориентироваться по газопроводу – поворот на деревню напротив. 

Нам долго блуждать не пришлось, повезло – встретили у трассы местного жителя, хотя такой шанс один на миллион. Он же считает, что больше повезло ему – кто бы еще довез его с тяжелыми сумками до дома. Путь непростой, особенно, когда непогода – по грунтовке не то что проехать – пройти нельзя! Даже в сухую погоду дорога кажется гораздо длиннее, чем говорит наш попутчик. 

- Скоро опять будем отрезаны от большой земли, - вздыхает Николай Лушкин. – Зимой хоть караул кричи. Умирать будешь – никто не приедет! У нас четыре дома осталось, но ведь в них люди живут! Даже «скорую» не вызовешь: то заносы, то слякоть!

Николай ухаживает за престарелой матерью. Не так давно ей сделали операцию на глазах. Людмиле Федоровне надо регулярно показываться врачам, но дорога, а точнее бездорожье, ставит жирный крест на доступной медицинской помощи.

- Теперь уж мне одна дорога – на кладбище, - то ли шутит, то ли серьезно говорит пенсионерка. – Никому мы не нужны, на произвол судьбы брошены. Выживай, как хочешь! Не дай Бог, кому-нибудь под старость в таких условиях оказаться! Дорогу хотя бы раз в месяц чистили…

Людмила Федоровна жалеет сына, он тоже не молод, но вынужден носить тяжелые сумки – продукты на целую неделю в Рузаевке покупает. 

 

«С глаз долой…»

Соседи Лушкиных – тоже пенсионеры и тоже Лушкины. 

- Корреспонденты к нам приехали! Вот это новость! А мы думали, что чинуши про нас вспомнили, - говорит Дарья Ивановна. – Напишите обязательно, как мы тут живем. Дороги расчищают, если только кто умрет, чтобы покойника вывезти… Газа – нет… Дрова нам никто не привозит, сами заготавливаем. Хорошо, что хоть вода есть, но колодцы - тоже наша забота. Администрация сельского поселения ни в чем не помогает. Как говорится, с глаз долой…

Дарья Ивановна в Мордовской Полянке провела почти всю жизнь. Раньше она никогда на свою судьбу не жаловалась. Вместе с мужем вырастили десятерых детей. Дом был полная чаша: скотину держали, овощи выращивали. О том, чтобы уехать в город, никогда не думали. Им всегда казалось, что лучше Мордовской Полянки нет. Но вот на пенсии загрустили супруги. Их ровесников в других селах чествуют, приглашают на концерты, дарят подарки – сейчас как раз месячник пожилых людей проходит, а жители Мордовской Полянки, как будто в непроходимом лесу живут, куда давно забыта дорога власть имущими.

- Одно развлечение – телевизор, - вздыхают супруги. 

Почтальоны в село не приходят (пенсию на карточку перечисляют), газет и журналов тоже нет. Даже медицинских работников здесь уже давно не видели.

- Что такое всеобщая диспансеризация? – пожимает плечами Дарья Лушкина. – В советские годы, я помню, что врачи к нам на дом приходили. Такие порядки были! Потом Союз разрушился, и все… Дочь целый пакет таблеток привезла – это наша аптека!

Хлеб пенсионеры пекут сами, а вот с молоком – проблема. Каждый день в город не наездишься. К тому же, в основном продукты приходится брать оптом.

- Мешок сахара, муки, макарон, масло, консервы, - перечисляют полянцы. –Такси заказываем…Одна такая поездка в тысячу рублей обходится, а пенсии небольшие. Вот и посчитайте, какие у нас затраты. Легче в Москве прожить, чем в нашей деревне!

 

От выборов – до выборов

- Раньше здесь домов пятьдесят было, - вспоминает местный житель Михаил Потапкин. – Второе отделение колхоза тут находилось. Жизнь кипела! Здесь в основном все водители были. Техники много стояло… А теперь, считай, одни старики остались…

Михаил живет в родительском доме вместе с братом, перебиваются шабашками. 

Как добираются на работу? В посевную за ними машина даже из Атемара приезжала, рабочие руки нужны республике.

– Мы не просим асфальт, - говорит Михаил. - Местная администрация какой-нибудь бы маршрут для пенсионеров организовала, хотя бы раз в месяц, чтобы старые люди могли в больницу съездить или в магазин…

Справедливости ради отметим, что чиновники вспомнили про деревню, и даже наведались ко всем в гости, когда пришло время выборов. Местным жителям привезли бланки для голосования. Полянцы к выбору кандидатов отнеслись очень ответственно, в надежде, что их деревню поддержат. Только надежда эта тает с каждым днем, и останется ли здесь кто-нибудь до следующих выборов – большой вопрос. 

- Вы еще помните, что деревня Мордовская Полянка входит в состав Мордовско-Пишлинского сельского Совета? – адресовали мы этот вопрос и.о. главы Надежде Панюшкиной.

- Я это хорошо знаю!

- Тогда почему люди жалуются на бездорожье, из-за которого стала недоступна медицинская помощь?

- Такого вопроса я от них не слышала. Когда выборы проходили, никаких жалоб не поступало, все нормально у них было…

- Сколько раз за зиму дорогу в деревне очищали?

- Точно не могу сказать, но должны были регулярно, по мере необходимости. В субботу (22 окт. – ред.) я в деревню поеду, лично с жителями переговорю. Если есть недочеты, – все исправим! – заверила Надежда Панюшкина.

Как стало известно, после нашего звонка, посетила забытую деревню и заместитель главы администрации Рузаевского муниципального района Ольга Кострова. 

- 2 ноября в деревню приедет бригада медицинских работников во главе с участковым-терапевтом, - сообщила Ольга Кострова по итогам поездки. – Местным жителям сделают ЭКГ и возьмут кровь на анализ. Также один раз в две недели, а если потребуется, то и чаще, к ним будет приезжать автолавка и привозить необходимые продукты. Эти вопросы обговорены с главой сельского поселения. В местном бюджете будут заложены средства на расчистку дорог. 

Мы рады, что власти обратили внимание на жителей Мордовской Полянки, а вот как быть селянам еще 20 малочисленных пунктов в Рузаевском районе? Чиновники ссылаются на отсутствие обращений, не понимая, что у людей для этого нет возможности.

Им надо за десятки километров ехать за хлебом и молоком. А просто так, хотя бы изредка, наведываться в такие села и посмотреть, как там живут люди, чиновникам, видимо, не резон. Рузаевские власти снова будут ждать приезда журналистов?

С.Медведева.

Фото С.Пестов. 

 

 

Кстати

В состав Мордовско-Пишлинского сельского поселения входят два села, где проживают только дачники. По данным Всероссийской переписи населения, если в 2002 г. в с. Булгаки насчитывалось 14 жителей, то в 2010 г. – 

только трое. В с. Тепловка, 6 и 5 человек, соответственно. Но спустя шесть лет постоянных жителей здесь мы не нашли. 

Причина та же – отсутствие нормальной дороги.

 

 

Между тем

Мы уже писали о малочисленном селе Кулишейка Рузаевского района, жители которого также каждый год страдают от бездорожья. В этом селе также негде купить хлеб и лекарства. Дойти до ближайшего сельмага в соседнем Русском Баймакове – целая проблема. По словам местных жителей, они каждую зиму чувствуют себя островитянами. Чтобы выбраться на «большую землю» и купить хлеба, надо снарядиться как в экспедицию.

Версия для печати Версия для печати