№ 20 (884)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 41 (437) от 08.10.2015
Куда уходит наша квартплата?

Самая больная тема для россиян – начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

Согласно анализу обращений в «ЖКХ-контроль», больше всего вопросов у россиян связано с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. Потребители зачастую не понимают, что входит в тариф и куда уходят их кровные. Эта информация, хоть и не секретная, но для многих, как тайна за семью печатями. Коммунальный ликбез для собственников квартир – в нашем материале. 

 

Содержание

Если расценки на газ, воду и тепло одинаковы для всех потребителей, по крайней мере в Саранске, то тарифы на жилищные услуги – дело сугубо индивидуальное. Они должны утверждаться собственниками квартир на общем собрании, впрочем, как и перечень входящих в них работ. Для ориентира можно взять методические рекомендации Госстроя РФ, где указан минимальный пакет услуг для каждой многоэтажки. Начнем с порога, то есть с содержания общего имущества. Каждый день в подъездах должны подметать лестничные клетки и мыть пол кабины лифта, а на улице - убирать контейнерные площадки. В теплое время ежедневным ритуалом является подметание асфальта на придомовой территории, уборка мусора на зеленой зоне. В снегопад рекомендуется убирать свежевыпавшие осадки, а вообще раз в сутки надо очищать асфальт от наледи. 

Еженедельно круглый год положена влажная уборка, а также мытье стен и полов мусороприемных камер, дезинфицирование мусоропровода. Раз в месяц полагается «банный день»: мытье лестничных площадок и маршей. Ежегодно должна проводиться генеральная уборка: влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных площадках, перил и мытье окон, почтовых ящиков. Ко всему прочему, «управлейка» регулярно обязана бороться с тараканами и мышами.

Но даже этот минимум для многих жильцов саранских многоэтажек кажется пределом мечтаний. Редко кто видит в своем доме уборщицу, протирающую что-то, кроме пола. Стены в подъездах у нас могут мыться от ремонта к ремонту, а на детских площадках копятся горы мусора.

- Основные претензии у собственников по содержанию связаны с некачественной уборкой, - подтверждает председатель совета Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Мордовия Алексей Кливер. – Если уборка не оправдывает ожиданий жильцов, то надо менять работника либо повышать тариф. А у нас есть примеры, когда на этой строчке горожане, наоборот, хотят сэкономить, считая, что в доме и так чисто. Хочу сразу предупредить, что «урезать» минимальный тариф не получится. Его можно только увеличить и тогда, например, полы уже будут мыть не раз в неделю, а ежедневно. Но платить придется, допустим, уже не четыре рубля с квадратного метра, а шесть. 

 

Текущий ремонт

Отдельно стоит сказать о текущем ремонте, за который мы, между прочим, платим больше, чем за капитальный. Жильцы однокомнатных квартир могут перечислять за него ежемесячно не менее 250 рублей, двухкомнатных – 300-500 рублей, а трехкомнатных -500-700 руб. Несложно подсчитать, что только по этой услуге за год соберется солидная сумма. Но куда идут эти деньги? Работы по текущему ремонту видны не всегда и возникает вопрос, а проводились ли они вообще. 

Проще всего отследить подготовку к сезонным работам. Ни один дом не остается без промывки и опрессовки системы отопления. Но тут нужен контроль и еще раз контроль старшего по дому, а то вместо 20 часов опрессовки коммунальщики могут приписать все 50 и более. 

Также в эту строку входит замена участков труб холодного и горячего водоснабжения, прочистка и промывка лежаков канализации, устранение течи, ревизия задвижек на трубопроводах холодного водоснабжения.

Сюда же относится ремонт конструктивных элементов; трещин и выбоин в полах мест общего пользования, борозд в перекрытиях и такие «мелочи», как ремонт подоконных отливов и карнизов, оконных переплетов, почтовых ящиков. 

Самыми заметными по этой строке можно считать работы по покраске стен и потолков, благоустройство придомовой территории и ремонт детской площадки. 

Текущий ремонт может прийти и в квартиру собственников. Как известно, к общедомовому имуществу относится вся система отопления, если на отопительных приборах нет отсекающих устройств. Вышла из строя батарея - ее должны непременно поменять. 

Когда весь перечень работ оглашен, можно прикинуть масштаб затрат. 

- Предложения по тарифу на текущий ремонт вносит управляющая компания, то есть конкретный дом должен быть тщательно осмотрен, - отмечает Алексей Кливер. – На практике такое происходит не всегда. Выставляется тариф, утвержденный городскими властями как рекомендованный для всех домов, что в принципе не правильно. Многоэтажки все разные. Суммы на текущий ремонт должны собираться исходя из года постройки дома, его этажности, состояния, благоустроенности, наличия общедомового оборудования, пожеланий жильцов: кто-то хочет поменять крышу, кто-то добавить новые элементы на детской площадке или расширить парковку. Представитель управляющей компании должен обязательно присутствовать на общем собрании собственников, чтобы обосновать предлагаемый тариф. Если хозяева квартир не согласны с этим предложением, то они обязательно должны установить свой тариф, иначе в силу вступят общегородские тарифы, которые выше предлагаемых. Поэтому, когда собственники видят объявление о проведении собрания, надо не полениться и принять в нем участие. Сколько они будут платить за текущий ремонт, будет зависеть только от них самих. Хочу отметить, что в ТСЖ, где председатели работают добросовестно, тарифы на жилищные услуги не повышаются по два-три года. В других домах, как правило, это происходит ежегодно.

 

Услуги и работы по управлению

Средства по строке «управление жилищным фондом», как поясняет Алексей Кливер, в основном идут на зарплату работников ГУКа. Хочется, чтобы «управленцы» это не забывали и оправдывали свой оклад. Перечень функций у них не такой большой, но очень весомый. Основная роль доверенных сводится к тому, чтобы в доме качественно предоставлялись жилищные и коммунальные услуги, проводилась работа по экономии средств жильцов, и все расчеты были прозрачны и понятны собственникам. 

Примерно четверть суммы из этого тарифа идет на вознаграждение для старших по дому. 

Кстати, в этом году планируется разделить эту строчку на две составляющие, чтобы люди видели, сколько они платят ГУКу и домкому. 

Отметим, что еще иногда зар-плата старшего по дому закладывается в целевой взнос ТСЖ. Эта строка может также предусматривать оплату услуг старших по подъезду, бухгалтера, юриста, затраты на канцтовары, оргтехнику и т.д.

 

Капитальный ремонт

Средства по этой строке могут быть направлены на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт, крыши, подвальных помещений, фасада, фундамента. 

 

Отопление

Самая затратная часть квартплаты. За отопление мы платим большие суммы, но чтобы узнать, оправданно или нет, – 

смотрите на комнатный термометр. Температура воздуха во время отопительного периода должна быть не ниже +18 градусов, а в угловых квартирах не ниже 20 градусов. Допускается отклонение от нормы лишь на три градуса и то в ночное время – с полуночи до 5 часов утра. 

 

Горячая и холодная вода

Холодная вода должна быть качественной, то есть пригодной для питья – без ржавчины, примесей, неприятных запахов. 

Горячая вода не может быть теплой и уж тем более холодной. По санитарным нормам в многоэтажках температура ресурса в местах водозабора не должна быть ниже 60 градусов. Но кипяток тоже не допускается, что особенно актуально для жильцов тех домов, где осуществляется собственный подогрев воды: чем горячее вода, тем больше тратится ресурса и соответственно денег жильцов. Температурный максимум – 75 градусов. 

Кстати, в тех многоэтажках, где вода нагревается болерами, самостоятельно разобраться в коммунальной арифметике непросто, поэтому не грех обратиться в проверяющие структуры. 

- При обращении жителей дома №64 по ул. Попова мы попросили управляющую компанию обосновать тариф на подогрев, - отмечает Алексей Кливер. – Пришел ответ с подробными разъяснениями, а главное собственникам сразу был сделан перерасчет по горячей воде. Вряд ли это совпадение.

 

Газ и электроэнергия

Тут, кажется, все понятно: они просто всегда должны быть. Однако свои нюансы тоже имеются. Правилами предоставления коммунальных услуг допускаются перерывы в их подаче. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа – при двух независимых взаимно резервирующих источников питания (их наличие можно узнать у старшего по дому); сутки – при одном источнике питания. Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения – не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца. 

 

Общедомовые нужды

Эти строки стали притчей во языцех. ОДПУ – разница между показаниями индивидуальных и общедомового приборов учета, или расхождение между показаниями и реальным потреблением ресурсов. Напомним, что закон обязал излишки по общедомовым нуждам оплачивать управляющие компании и, оказалось, что эта норма вогнала их в долги. УК Саранска должны вернуть по этой строке миллионы рублей. Подумайте, какие раньше суммы ложились на плечи жильцов! 

Выход из положения многие «управленцы» видят в предоставлении им городской субсидии. Хотя на самом деле им просто надо эффективнее управлять жилым фондом, то есть лучше исполнять свои прямые обязанности: разобраться с показаниями приборов учета, применять энергосберегающие технологии, экономить средства жильцов, и в итоге - свои собственные. Это особенно актуально, учитывая грядущее повышение тарифов. 

- В ближайшем времени за ОДПУ жители Саранска могут платить еще больше, - отмечает Алексей Кливер. – В этот тариф планируется заложить и небаланс, возникший по общедомовым нуждам в 2013 г., то есть прибавят еще 24 копейки. Но окончательное решение будет принято на сессии горсовета. 

 

Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Мордовия открывает «горячую линию» по вопросам подготовки и началу отопительного сезона. О проблемах с поступлением тепла в квартиры можно сообщать по тел.: 37-48-90 и 47-01-34. 

 

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати