№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 23 (419) от 04.06.2015
Лачуга для ветерана

Участница Великой Отечественной войны Клавдия Безбородова ютится у родственников, потому что в ее квартире жить нельзя

Недавно вся страна грандиозно отметила 70-летие Великой Победы, с парадами и салютами. С высоких трибун не сходили лозунги «Ваш подвиг не забудется никогда!», «Честь и слава ветеранам!» Почему этот юбилей 93-летняя участница войны Клавдия Безбородова из Саранска встретила со слезами на глазах – в нашем материале.

 

Гнилые «квадраты»

Баба Клава занимает  небольшую часть трехквартирного дома в районе бывшей 10-й школы. В ее собственности – 13,9 

«квадрата» жилья, построенного еще в середине прошлого века. В крохотной комнатке все самое необходимое – кровать, стол и шкаф. В углу стоит круглая голландка, которую сегодня разве что в музее увидишь. Из коммунальных благ только – газ. За водой нужно ходить на соседнюю улицу – ближе колонки нет. Помыться бабушке в доме негде, санузел заменяет ведро. Раньше общий туалет был на улице, но потом его сломали, каждый сделал себе сам. Только вот у Клавдии Васильевны ничего не осталось. 

- Как в таких условиях может жить престарелый человек? - вопрошает ее сестра Александра Орлова. – Зимой там находиться нельзя – замерзнешь! В голландке – газовая горелка, а что толку? Комната не нагревается, все тепло уходит в трубу. Это безобразие! Стыд и позор нашему государству, если у ветерана войны такое жилье! 

Когда Клавдия Васильевна была помоложе, то всех этих неудобств не замечала. Она вообще не привыкла жаловаться на жизнь, хотя на ее долю выпало немало испытаний. Сначала - военное лихолетье, Клава пошла сражаться за Родину в 21 год – в 1942-м. Она воевала на 1-м Белорусском фронте, была вторым номером в пулеметном расчете. 

- Каждую минуту смотрели смерти в глаза, - вспоминает ветеран. – Не люблю рассказывать про войну. Даже сейчас страшно представить. Сколько наших девчат погибло под обстрелами и во время бомбежки! Не дай Бог, кому такое пережить…

 День Победы Безбородова встретила под Смоленском.

- Когда сержант объявил, что война закончилась, мы сначала не поверили.  А потом эмоции захлестнули: кто смеялся, кто плакал, кто прыгал от радости. 

Клавдия Васильевна была награждена медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны, только сейчас уже не вспомнит какой степени. 

Все заслуженные почетные знаки украли хулиганы. 

После смерти родителей в 1969 г. участница войны переехала из Пензенской области в Мордовию. Устроилась работать на ламповый завод.  На вырученные деньги от продажи дома в с. Мокшан, смогла купить только то жилье, где прописана по сей день. 

- Если бы не родственники, не знаю, что со мной бы было. Меня постоянно выручали сестра и племянница, я им очень благодарна, - говорит она. – Долгие годы в своем доме жила только летом и весной, а в последнее время к ним совсем перебралась. Обидно, что войну прошла, а на старости лет даже жилья себе не заслужила…Сколько можно в квартирантах быть? Хочется иметь свой угол, да и на улицу я выйти не могу, потому что спуститься с третьего этажа нет сил…

 

«Ваши проблемы»

Но, по мнению чиновников, баба Клава и так живет хорошо. Ее племянница Галина Орлова не раз обращалась в Жилищное управление Саранска и всегда получала отказ. 

- Первый раз пошла в администрацию города еще в 2008 г.,  - рассказывает она. – Мне сказали, что поскольку площадь превышает норматив – 12,5 «квадрата»,  то тетя нуждающейся в улучшении жилищных условий не считается. Я говорю: «У нее нет никаких условий»! На что мне ответили: «Это уже ваши проблемы». В 2010 г. мы все-таки собрали пакет документов и получили уже письменный отказ. Обидно, что к участнице войны отнеслись  формально, никто не пришел и не посмотрел, как она живет.

 

Дожить до новоселья

Племянница решила бороться за права своей тети до конца,  ведь больше похлопотать за нее некому. Единственный ребенок Безбородовой умер еще в несовершеннолетнем возрасте. Сестре Александре Васильевне, труженице тыла, уже тоже за 90. 

- Мне посоветовали обратиться в экспертную организацию, - рассказывает Галина Орлова. - Оказалось, что квартира моей тети имеет износ 63% – она ветхая и непригодная для проживания! «Несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в неудовлетворительном состоянии. Техническое состояние строительных конструкций оценивается как недопустимое» - такой вывод сделан Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз МГУ им. Н.П. Огарева. Справедливость восстановила прокуратура Ленинского района. Хочу поблагодарить через газету помощника прокурора Екатерину Владимировну Адмаеву. Мы привыкли к сухим ответам, а к нам впервые за много лет отнеслись по-человечески. Побольше бы таких компетентных и небезразличных людей! 

Прокурором района в защиту прав Безбородовой было направлено в суд исковое заявление о признании незаконным постановления администрации г.о. Саранск об отказе в постановке на жилищный учет, а также прокуратура обязала администрацию поставить Клавдию Васильевну в данный реестр. 26 мая решением Ленинского районного суда Саранска исковые требования прокурора были удовлетворены. 

Теперь бабе Клаве остается только ждать. 

- Сколько? Все будет зависеть от чиновников, – рассуждает племянница. – Надеемся, что ее вопрос, после стольких лет, не будут откладывать в долгий ящик… Участников войны и так мало осталось. Возраст у тети большой, теперь ей только бы дожить до новоселья. 

С.Медведева. 

Фото С.Пестов. 

Версия для печати Версия для печати