№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 6 (350) от 05.02.2014
Cкорая и нескорая помощь

Службу с красным крестом поделят на неотложные и экстренные вызовы

Новый порядок работы «скорой», о котором столько говорили, должен был вступить в свои права 1 января 2014 года. Но в самый последний момент его решили отложить еще на полгода. Медицинская общественность посчитала, что в нем много «белых пятен». Порядок дорабатывается, однако предполагается, что 1 июля он уже вступит в силу.  Об основных проблемах службы «скорой» и ожидаемых новшествах рассказывает заместитель главного врача по медицинской части Станции «Скорой медицинской помощи Саранска» Константин Свешников.

 

Отложенный вызов

О том, что в работе этой службы назрели перемены, говорится давно и с самых высоких трибун. Не зря в последнее время «скорую» многие россияне называют «нескорой», а ведь оперативность оказания медицинской помощи – главный ее критерий. Нагрузка на бригады с «красным крестом» заметно выросла, поэтому дождаться их вовремя получается не у всех. 

По нашим данным, 25% вызовов «скорой» не требуют экстренной помощи, так как в ней нет необходимости. В 90-е годы произошел взрыв обращаемости по поводу и без. «Скорая» стала как палочка-выручалочка для людей во многих жизненных ситуациях: семейные ссоры, трудности или конфликты на работе, не хочется идти в поликлинику или аптеку, плохое настроение – набирают «03». Но таким людям практически не требуется экстренная помощь. Бывают и ложные вызовы, например, недавно поступил звонок «Приезжайте, у нас на площадке стреляли, лежат два трупа». На месте оказалось, что ничего подобного нет. Бригада возвращается обратно, а через два часа опять такой вызов, но уже на другой адрес. Или другой пример: на проспекте Ленина живет пожилая женщина, которая вызывает «скорую» ежедневно через каждый час: то давление измерить, то «забыла принять таблетку». Поймите правильно, «скорая» не должна выезжать для измерения температуры тела и артериального давления, консультаций. При большом количестве вызовов бригады не успевают своевременно приехать к тем, кому они действительно нужны!  

Тормозит работу «скорой» и другая объективная причина – большой износ автомобилей. 

Как известно, согласно действующему приказу, замена машин «скорой» проводится раз в семь лет. При напряженном и круглосуточном графике работы к концу этого срока автомобили чаще всего стоят на ремонте. Замена машин необходима не реже одного раза в три-пять лет. Тогда они будут вырабатывать свой минимальный ресурс без поломок и у нас не будет проблем с ремонтом. 

Также важнейшая проблема – дефицит кадров: врачей, фельд-

шеров, диспетчеров, водителей. Труд работников «скорой помощи» тяжел, не престижен, многие уезжают на работу в Москву. В этом году на станцию не пришел ни один выпускник медицинского института. 

 

Врач «неотложки» придет через два часа 

Поможет ли новый порядок решить эти проблемы? Одна из задач нового порядка,  которую кстати, можно считать повторением пройденного, -  разделение «скорой» на экстренную помощь и неотложку. Дело в том, что подобное разделение было еще в 30-е годы прошлого века: параллельно существовали две службы, которые оказывали помощь вне стационара. 

Выглядело это приблизительно так. На дом к человеку с болью в животе приходил врач из поликлиники. После постановки диагноза, например, острый аппендицит, он направлял больного в больницу и тогда он вызывал «скорую», либо добирался до стационара самостоятельно. В конце 40-х 

годов ХХ века стало ясно, врач, который ставит диагноз острого заболевания, должен обеспечить доставку пациента в больницу. В 60-е годы две службы объединили воедино, так они работают по сегодняшний день.

Однако уже с июля, набирая «03», не все смогут рассчитывать на скорейший осмотр. Согласно новому порядку, по неотложке, а в этой категории сегодня не менее 40% вызовов по Саранску, врач из поликлиники должен прийти в течение двух часов с момента вызова. Показания к этому: головная боль, боль при остеохондрозе, повышенное артериальное давление, обострение хронических заболеваний, повышение температуры и т.д.

На самом деле цель разделения службы – попадание больного в поле деятельности поликлиники и участкового врача, который также может посетить больного на дому, проконтролирует результаты обследования, своевременно даст необходимые рекомендации. Таким образом, лечение таких больных должно стать более эффективным.

Вместе с тем человек с головной болью или остеохондрозом не будет вызывать ежедневно «скорую», чтобы ему ввели обезболивающие. Тогда «скорая» будет приезжать действительно только по экстренным показаниям: ДТП, пожар, судороги, несчастные случаи и т.д. 

Решение о том, какая именно помощь нужна в каждом конкретном случае, вероятно, будет принимать диспетчер «03». Алгоритм приёма вызова пока чётко не проработан, но это очень важно, чтобы снизить вероятность ошибок.

С другой стороны, есть опасения, что экстренная помощь опять взвалит на себя неотложку. Просто не будут больные дожидаться врача из поликлиники. В «скорую» начнут звонить снова и снова: кому-то действительно будет хуже, а кто-то из-за подстраховки и тогда весь смысл новшества просто сойдет на нет. 

Вопросы еще есть, как, впрочем, и время для их проработки.

 

Высокая температура – вызов неэкстренный

Предполагается, что экстренная помощь будет оправдывать свое название. К 80% больным она приедет в течение 20 минут с момента вызова. Справедливости ради отметим, что и сегодня «скорая» в Саранске вписывается в эти рамки, хотя это больше непрописная истина.  Норматив по времени один – все подстанции города должны находиться в пределах 20-минутной транспортной доступности, и он выполняется в Саранске полностью. Это не означает, что ко всем «скорая» приезжает через 20 минут с момента вызова. Бригады на вызовы диспетчер направляет не по времени их поступления или требованию вызывающего, а по степени их срочности. Если, к примеру, поступили сразу несколько вызовов, то сначала бригада поедет к роженице, на пожар, или человеку, упавшему с высоты. Головная боль и высокая температура – не попадают в категорию экстренных вызовов, хотя все рассматривается в индивидуальном порядке. Одно дело, температура 38,0 у взрослого и другое - 39,5 у ребенка до года. 

Нельзя не отметить и другую цифру – в среднем с момента принятия до завершения вызова в Саранске проходит 50 минут. То есть где-то «скорая» уезжает с адреса через полчаса, а где-то через три. Мы обслуживаем не только Саранск, но и пригород. Следует учесть и время на дорогу, и время на сборы больного. Больному со сломанным бедром самостоятельно собраться в больницу быстро невозможно. Надо помнить, что пока мы работаем с одним пациентом, то можем опаздывать к другому… Приказы – приказами, но изменить ситуацию может только сознательность населения, в том числе понимание ответственности каждого человека за своё собственное здоровье. «Скорая» это - не поликлиника на колесах. Ее задачи – оказание экстренной медицинской помощи и госпитализация пациента при наличии показаний. 

С. Медведева.

Фото Н. Каранов.

 

Цифры:

400 вызовов ежедневно, или почти 130 тысяч в год, поступают в среднем на Станцию «скорой помощи». 

28 круглосуточных бригад, в том числе 3 педиатрические, 6 интенсивной терапии и 1 психиатрическая работают в Саранске. 

 

Мнения

Ольга Жаркова:

- Новшества меня пугают. У моей мамы сильные головные боли. Ей не помогают никакие таблетки, поэтому мы часто вызываем «скорую». По-новому ей придется ждать врача из поликлиники. Я сама медик и знаю, что головная боль может быть признаком серьезного заболевания. Иногда малейшее промедление может стоить жизни. Как можно решить по телефону, не видя человека, нужна ему «скорая» или нет. Это преступление! Я уверена, что с этими новшествами смертность возрастет.

Ирина Малинина:

- К больному с высокой температурой «скорая» не приедет? Я вообще не понимаю, зачем нужно это разделение. Как всегда, не хватает денег? Не удивлюсь, если скоро появится платная «скорая». 

Дмитрий Саликов:

- Если будет так, то мне жаль «сердечников». Человек с высоким давлением будет ждать, когда до него дойдет врач из поликлиники? А если инфаркт? «Скорую»-то не всегда дождешься вовремя, а врач может и через три часа не прийти. 

 

а как у них?

В Европе и США служба скорой помощи платная. В Штатах вызов врачебной бригады стоит 1000 долларов, в Израиле 200-400 долларов. Эти деньги снимают со счета пациента после выполнения вызова. Причем если вызов действительно требовал экстренной помощи, то страховая компания вернет ему деньги в полном объеме. Но если на то не было повода и этот факт подтвержден экспертом страховой компании, то возврата не будет. 

Во Франции оказанием экстренной помощи населению занимаются врачи общей практики, которые ходят пешком по своим участкам. На станции СП в районе Версаль с населением около 700 тыс. человек дежурит всего 4 бригады «скорой», которые выезжают на ДТП, пожары и чрезвычайные ситуации. 

Версия для печати Версия для печати