№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 37 (329) от 11.09.2013
Образовательный стандарт – с пеленок

Что изменится в детских садах и школах Мордовии?

C 1 сентября 2013 г. вступил в действие новый и долгожданный Закон «Об образовании в РФ». На его подготовку и принятие ушло почти восемь лет. Этот документ запомнится как один из самых обсуждаемых. Ко второму чтению в законопроект было внесено 1700 поправок, 575 из которых учли. Мы попытались выяснить, что принципиально изменится для тех, кто учится и учит?

 

Играть, а не писать

Наибольшие изменения касаются детских садиков. Впервые дошкольная ступень становится полноценным уровнем в системе непрерывного образования и даже вводятся федеральные государственные образовательные стандарты для дошколят. Главное отличие новшества, по словам разработчиков, в том, что детсадовцев теперь не будут грузить учебной подготовкой к школе. Современные дошкольники сегодня настолько погружены в чтение, письмо и счет, что к первому классу рискуют потерять весь интерес к обучению. По словам директора Федерального института образования Александра Асмолова, стандарт дошкольного детства – это, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Все навыки ребенку надо получать без напряжения, тогда он будет расти творчески мыслящей личностью, а не невротиком или зубрилкой. Суть стандарта в том, что у дошкольника не будут отбирать детство, наоборот, задача воспитателей – продлить его, сделать ярким и разнообразным. Чем больше с малышами будут заниматься лепкой, рисованием, конструированием, музыкой, танцами, тем выше вероятность раскрыть индивидуальность каждого. 

Это, конечно, здорово, но у родителей возникает вполне резонный вопрос: «Если с детьми будут только играть, то, как они подготовятся к школе»? Современные требования таковы, что к первому классу надо уметь читать, писать и считать. Как пояснили в Министерстве образования РМ, эти функции сегодня в большей степени отводятся не детским садам, а так называемым «малышкиным школам» при образовательных учреждениях, которые посещают будущие первоклассники. 

 

Проверят память и воображение

Вместе с тем, нельзя сказать, что детские сады снизят уровень подготовки и перестанут растить вундеркиндов. 

- Игра – это самое важное, что может быть в жизни ребенка. Играя, дети не только познают мир, но и обучаются чтению, письму, иностранным языкам и т.д., - считает директор Прогимназии №119 Ирина Сардаева. – Сейчас многие родители интересуются вопросом аттестации детей, поскольку дошкольное образование выделено в отдельный уровень. Спешу успокоить, никаких экзаменов, тестирований не будет, но появятся мониторинговые исследования, по итогам которых оценят память, воображение, творческие способности ребенка и т.д. То есть в детских садах большая роль отводится работе психолога. Не случайно впервые программа дошкольного образования определяется как психолого-педагогическая. 

Новые рамки определят требования не только к обучающим программам, но и к педагогам. Воспитатели должны иметь высшее специальное образование, проходить курсы повышения квалификации. Но время для подготовки садов еще есть, стандарт массово внедрят с 2016 года. 

Еще один вопрос, который не может не волновать родителей, – оплата детского сада. По новым правилам, родители будут вносить плату за присмотр и уход, а образовательные услуги должны быть бесплатны. При этом умение ребенка правильно есть так же, как и держать ложку, вилку, считается частью обучающего процесса, а не дополнительным «сервисом». 

 

За что платить в школе?

Масса нововведений касается и школ. Пожалуй, самое нашумевшее из них - утверждение перечня платных образовательных услуг. Родители школьников всерьез обеспокоены: не перейдет ли образование на коммерческие рельсы?

- Доступное и бесплатное общее образование гарантировано Конституцией Российской Федерации, - сообщили в Министерстве образования РМ. - Школы работают по федеральным государственным образовательным  стандартам, реализация которых также финансируется государством.  Если же у родителей обучающихся, самих учеников есть желание получить образование сверх заложенного в гарантированном стандарте, а у образовательного учреждения есть для этого возможности (соответствующее оснащение, кадры и т.д.), то возникают договорные отношения об оказании платных услуг. 

Словом, дело школы – предложить…

 

Оценка на пять лет

Если раньше результаты ЕГЭ были действительны до конца текущего года, то теперь срок их действия продлен на 5 лет. Следовательно, сегодня у выпускников больше шансов поступить в вуз. 

Еще одно изменение, касающееся экзаменов, - государственная итоговая аттестация (ГИА) становится обязательной для девятиклассников. Надо сказать, что в Мордовии это уже давно отработанная система. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на формат ЕГЭ. 

 

В школу - по месту жительства

Не секрет, что в Саранске есть школы, которые пользуются особым спросом. Многие родители хотят, чтобы их ребенок учился именно здесь, однако по новому закону одного желания мамы или папы мало. Приоритетное право пойти в ту или иную школу определяется территориальным принципом. Остальные дети могут быть зачислены при наличии свободных мест. 

 

Льготы педагогов сохраняются

Новый закон впервые определяет особый статус педагогического работника. Учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в три года. Все льготы и гарантии педагогических работников сохраняются. Также закрепляется, что оплата труда учителей  не может быть ниже средней зарплаты в регионе. 

 

Инклюзия – не иллюзия

Во главу угла ставится инклюзивное образование, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном учреждении - то, что давно стало нормой для европейских стран. Однако этому должна предшествовать большая подготовительная работа, и дело не только в пандусах. Если говорить о детях с нарушением двигательной функции, инвалидах-колясочниках, то для них потребуются специальные парты, определенной ширины дверные проемы, поручни на территории учреждения и т.д. Пока это сложно представить даже в Саранске, не говоря уже о районах республики. Однако если особенный ребенок захочет учиться инклюзивно, то задача школы – сделать для этого все необходимое. 

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати