№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 3 (295) от 16.01.2013
Грозит ли Саранску "Лифтопад"?

В Саранске более 550 лифтов отработали свой нормативный срок. Через пять лет эта цифра увеличится вдвое

Проблема неисправных и безнадежно устаревших лифтов время от времени будоражит всю Россию. Поводы для нее зачастую печальные. Ежегодно фиксируются случаи, когда «домашний транспорт», призванный облегчить жизнь жильцов, становится причиной смерти или серьезных травм. В 2009 году старый лифт в Петербурге буквально «растерзал» пенсионерку, в 2010-ом – летальным исходом закончилась поездка мужчины из Челябинска, в 2012 г. смерть в оборвавшейся «кабинке» нашел житель Владикавказа…

В Мордовии последний трагический случай, когда лифт убил человека, произошел более десяти лет назад. Однако от этого беспокойства у горожан, ежедневно пользующихся подъемниками, не стало меньше. Лифты частенько ломаются, скрипят, кабинки качаются. Сегодня мы попытались выяснить, насколько безопасна поездка в саранских лифтах, и кто за что отвечает в случае ЧП?

 

 

Пять секунд страха и ты дома

Лифты считаются опасными объектами, не даром их регулярно проверяют работники Ростехнадзора, в том числе и по обращениям граждан. 

Так, в начале 2012 года случилось ЧП в одном из домов Саранска – с первого этажа в лифтовую шахту провалился маленький ребенок. Вместе с мамой он заходил в лифт, но в итоге женщина оказалась в кабинке одна, а ее дитя скатилось в приямок. По счастливой случайности никто не пострадал. Благо, что в этот момент мимо проезжала «аварийка» и уже через несколько минут ребенок был вызволен из грузового плена. 

- Эксплуатация этого лифта временно приостанавливалась через суд, - рассказывает главный государственный инспектор территориального отдела по РМ Волжско-Окского Управления Ростехнадзора Борис Славцов. -  Директор домоуправления был привлечен к административной ответственности и выплатил штраф в размере двадцати тысяч рублей. 

По словам специалистов, хотя это редкий случай, тем не менее, гражданам нужно быть более внимательными, всегда следовать правилам посадки в лифт и ни в коем случае не придерживать закрывающиеся двери рукой или ногой.

 

Ежегодно «на пенсию» выходят 100 подъемников

Но не все зависит от нас. 37% лифтов жилищного фонда Мордовии отработало больше четверти века. Если в 2003 году было меньше сотни лифтов, отработавших нормативный срок службы, то на конец минувшего года  их уже 577,  – и это из 1569. По прогнозам экспертов, число «старичков» будет только расти, причем ежегодно почти на сотню. Через пять лет эта цифра может перевалить за тысячу, а причина вся в том, что темпы обновления лифтового парка не успевают за его износом. 

По информации территориального отдела по РМ Ростехнадзора, в 2008 г. в Саранске был заменен 1 лифт, в 2009 – 7, а за последние три года в муниципальных домах и ТСЖ подъемные устройства не заменялись вовсе.  

 

60 процентов лифтов требуют замены или модернизации

Хотя это только верхушка «айсберга»: требованиям техрегламента о безопасности лифтов не отвечает и тот «домашний транспорт», которому еще далеко до «критического возраста». Современным критериям, к тому же – обязательным, по словам Бориса Славцова, не соответствует до 60% саранских лифтов в жилых многоэтажках.

- Высота дверного проема кабины должна быть не менее двух метров, а  у нас в основном 1 метр 98 сантиметров, - говорит он. - На случай отключения электроэнергии лифты должны быть оборудованы системой аварийного электроснабжения, такого в Саранске тоже нет. Проблема модернизации парка лифтового оборудования города весьма серьезная и решать ее неминуемо надо в ближайшие годы. Лифты, изготовленные до 1992 года, должны пройти оценку соответствия новому техническому регламенту в течение пяти лет, выпущенные после 92-го – в течение семи.  По ее итогам будет принято решение либо о модернизации, либо о замене лифтового оборудования. Понятно, что целесообразнее  установить новое устройство, чем удлинять дверной проем кабины лифта.

 

«Проезд» подорожает

Это означает, что скоро собственникам жилья придется изрядно раскошелиться, поскольку подъемник – дорогое удовольствие.

- Покупка лифта вместе с монтажными работами сегодня обходится в полтора миллиона рублей, - уточняет директор ООО «Эксплуатационно-ремонтное предприятие» Михаил Крылов, - то есть каждому собственнику в среднем придется заплатить по 40 тысяч. Понятно, что это непосильная ноша для жильцов. На мой взгляд, возможны два пути решения проблемы. Первый – принятие закона о совместном финансировании федерального, республиканского, муниципального бюджетов и собственников на замену лифта.  Второй – создание муниципального фонда по капитальному ремонту домов, который будет действовать как общество взаимопомощи. Благодаря незначительным регулярным отчислениям всех горожан можно попытаться решить эту глобальную проблему постепенно.

Хотя, признаться, дополнительные затраты на ЖКХ  сейчас для жильцов – как красная тряпка для быка. Многие горожане негодуют, что на те деньги, которые они регулярно платят за текущее обслуживание и ремонт лифта, давно можно было бы установить японский подъемник. И добавлять «сверху» они не готовы ни сегодня, ни завтра.

- Это не высокий тариф, учитывая масштаб выполняемой работы, в каждом районе города созданы участки по текущему ремонту и обслуживанию, по эксплуатации и диспетчерскому сопровождению, три аварийные службы, эвакуационные службы, своя производственная база и т.д. - утверждает Михаил Александрович. -  Это необходимо для содержания лифтового хозяйства города. К сожалению, сейчас деятельность по обслуживанию лифтов не лицензируется, поэтому на рынок может прийти кто угодно, жители могут заключать соглашения с теми, у кого низкие тарифы. А главную роль в выборе должна играть надежность и безопасность…

 

Кто за что отвечает?

По словам экспертов, новое законодательство принято не в пользу жильцов. Требования ужесточились только в отношении изготовителей лифтов, но не в отношении эксплуатирующих организаций. Когда лифты относились к опасным производственным объектам (сейчас - просто к опасным), то управляющие компании должны были контролировать работу «ЭРП», выдавать предписания. Теперь об этом ничего не сказано. В сегодняшней ситуации и «Ростехнадзору» сложно приостанавливать работу опасных лифтов. Образовался правовой вакуум. Раньше действовали правила безопасной эксплуатации лифтов, где был специальный раздел об ответственных лицах. Сейчас в техническом регламенте  этого нет – говорится только то, что лифт должны обслуживать квалифицированные специалисты и - все. А  национальные стандарты РФ, которые регламентируют порядок ввода лифта в эксплуатацию,  добровольные.

Может быть, так своеобразно власти приучают нас к здоровому образу жизни и заставляют больше ходить пешком.  Непонятно только как быть в этой ситуации инвалидам, беременным и мамочкам с колясками, для которых остановка лифта даже на один час – катастрофа. Если же через пару лет деньги на модернизацию лифтов не найдутся, то многие подъемники могут отключить ни на один день или месяц, а навсегда. 

 С.Медведева.

Цифры

 

В Саранске в жилищном фонде 1569 лифтов, 90% которых обслуживает ООО «ЭРП». 

100% лифтов оборудованы системами диспетчерского контроля.

37% лифтов отработали нормативный срок службы.

Ежедневно в лифтах застревают от 5 до 20 горожан. 

В 2011 году было совершено три поджога лифтов. Сумма ущерба составила около 800 тысяч рублей. 

 

 

Версия для печати Версия для печати