№ 18 (882)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: СпортВыпуск № 8 (456) от 25.02.2016
«Игры Тюшти» – в каждую школу!

Павел Мигунов готов сделать все для популяризации «Олимпийских игр мордвы»

Нет ничего более важного в жизни народа, чем живая преемственность поколений и способность сохранять свою самобытность, неповторимое природное и культурное наследие, без которого даже эпоха внешнего благополучия превратится в фазу угасания духа нации, а любая катастрофа или социальное потрясение обернется невосполнимыми потерями. Важнейший стимул сбережения культур народов – развитие традиционных видов физической активности, пришедших в наши дни из глубокой древности, но сохраняющих свое основное качество – вечную молодость, ибо именно в этих играх из века в век молодые люди прониклись чувством родства с землей и культурой предков.

 

Применительно к мордовскому народу, это явление наиболее полно сформулировано в проекте так называемых «Олимпийских игр мордвы», главный проводник идеи которых Павел Мигунов ответил на ряд наших вопросов: 

- 2015 год был по-своему знаковым годом для вас: вы отметили 15-летний юбилей проекта реконструкции мордовской национальной борьбы и финно-угорских состязательных традиций. Павел Валерьевич, расскажите, с чего все начиналось…

- А начиналось все с разговора с замечательным человеком Володей Ромашкиным, светлая ему память. Как-то раз мы пересеклись с ним на соревнованиях по славяно-горицкой борьбе. Меня пригласили как специалиста по организации, Володя обеспечивал неповторимый антураж. И вот тогда-то он в разговоре со мной и посетовал на то, что мы – мордва – занимаемся чем угодно, а про свои бойцовские традиции забываем. У тех же татар есть национальная борьба на кушаках, даже у нанайцев есть своя «борьба», о которой каждый хотя бы раз, да слышал, а у нас – ничего. Я возразил: «Ну, как же так, ничего? Может быть, мы просто плохо это дело пропагандируем, а так все у нас было». 

Отец у меня был родом из Большеигнатовского района, и я на всю жизнь запомнил его рассказы о том, как раньше в мордовских деревнях люди боролись в дни праздников, возились с ребятишками, как сходились стенка на стенку, село на село. И решили эту тематику разработать, вытащить, так сказать, на свет Божий. Но, к сожалению, Володе жить оставалось недолго, всего год мы с ним тесно сотрудничали. Ездили по селам, беседовали со стариками, записывали. А потом он ушел…

В те годы Владимир Ромашкин активно сотрудничал с газетой «Медведь Мордовии», шеф которой Павел Бакланов тоже здорово нам помог в нашем начинании. С этого все начиналось. Были публикации, сюжеты на телевидении, которые помогли нам оформиться в общественное движение. Но по-настоящему поворотным пунктом в нашем развитии стал 2004 год, когда тогдашний Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин подписал указ о национальных праздниках народов, населяющих Мордовию, – «Акша келу», «Раскень (Велень) озкс» и др. В том же году мы впервые собрались и сделали поляну для проведения «Игр Тюшти». Начиная с 2004-го, мы ежегодно проводили «Тюштян налксемат» в Большеигнатовском районе в рамках национально-культурного праздника эрзянского народа «Раскень озкс». Потом движение начало шириться, мы стали ездить по другим районам Мордовии, начали выезжать в другие регионы с компактно проживающим в них мордовским населением. 

Следующим этапом нашего развития стало образование Поволжского центра культур финно-угорских народов, открытого в рамках подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Тогдашний директор центра Юрий Мишанин оказал нам поддержку. 

Следующая идея родилась практически сразу – провести фестиваль мордовской борьбы и в целом народных игрищ, принятых в мордовских деревнях. Мы уже тогда решили, что фестиваль не должен замыкаться в рамках Мордовии, и будет межрегиональным. Тем более что эта тема полностью совпала с идеей создания Поволжского центра культур финно-угорских народов. 

Три года подряд, в 2008-м, 2009-м и 2010-м, мы проводили фестиваль «Тюштян налксемат» в рамках Поволжского центра. На тот момент наши собраться из финно-угорских регионов только учились у нас, а мы выступали в качестве наставников. Но, как говорят, ученики оказались достойными своих учителей, и теперь уже они, а не мы, могут считаться законодателями моды в нашем деле. Та же Республика Коми, например. Когда нынешний министр спорта Коми Николай Бережной был еще замом, он учился у нас, смотрел, как в Мордовии проводятся «Игры Тюшти», впитывал все, как губка, а потом, когда стал министром, развил этот опыт. Конечно, многое, если не все, определяется наличием возможностей, заинтересованностью руководства региона. Очевидно, что в Коми все находится на несколько более высоком уровне, чем у нас. У нас, в Мордовии, такого понимания и внимания к нам, к сожалению, нет.

- В каких регионах за пределами Мордовии вам удалось побывать с «Тюштян налксемат»?

- В Республике Коми, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Марий-Эл, в Удмуртии. Вот до Карелии добраться пока не удалось. Кроме того, мы побывали практически во всех поволжских регионах с компактным проживанием мордвы: в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Саратовской областях…

- В ваших словах чувствуется некая неудовлетворенность от того, что еще не все удалось реализовать на практике…

- Да. И подводя итоги первых 15 лет нашего движения, можно обозначить некоторые результаты работы. 

Первое достижение – это площадка «Тюштян налксемат» в рамках культурно-национальных праздников мордвы. В разных местах они могут называться по-разному, но суть у них одна – попытка сохранения и возрождения чуть-чуть подзабытых традиций мордовского народа. Для нас это относительно новое явление, если сравнивать мордву с другими народами России. У тех же татар Сабантуй проводится широко и повсеместно на протяжении многих веков. Мы же только в начале пути. 

Вторая тема – это собственно национальная мордовская борьба, которая еще только в процессе формирования атрибутивного аппарата и находится на стадии регистрации. Исторически так сложилось, что в разных мордовских деревнях существовали разные правила проведения борцовских соревнований. Мне пришлось провести определенную работу по унификации правил и приведению их к общему знаменателю. Правила у мордовской борьбы, как и у любой другой национальной борьбы, очень просты и понятны окружающим. Оценивается любое действие, любой прием, в результате которого один из оппонентов оказывается сверху. Для победы необходимо произвести два таких действия. Единственное, пожалуй, отличие нашей борьбы от других состоит в том, что мы боремся обязательно в мордовской национальной рубахе. 

Не скрою, нам хотелось бы получать большую поддержку от нашего Министерства физической культуры спорта, которое обладает эксклюзивными правами в вопросах регистрации мордовской национальной борьбы в реестре, но, к сожалению, не спешит ими воспользоваться. 

Третья тема – это уроки физкультуры в школах. Мне, как преподавателю физкультуры с большим стажем, видно, что в сегодняшней школе уроки физкультуры далеки от того эффекта, на который они рассчитаны. Часто мы видим, что дети под самыми разными предлогами отлынивают от физической культуры, в результате чего через десять лет некоторые подростки призывного возраста даже двух раз не могут подтянуться на турнике. Наша мордовская борьба и «Игры Тюшти» могли бы стать большим подспорьем в плане физической подготовки детей, поскольку всегда проводятся ненавязчиво, в игровой форме, не требуют особой подготовки, но в то же время являются очень насыщенными эмоционально и двигательно. 

 

А. Пьянзин .

Версия для печати Версия для печати