№ 18 (882)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 5 (401) от 30.01.2015
9 лет строгого режима для вора в законе

Вынесен приговор группе «общаковских» во главе с Витей Черным

Рузаевский суд завершил рассмотрение уголовного дела группы «общаковских», которыми, по версии следствия, руководил единственный в Мордовии вор в законе Виктор Дуденков, в криминальных кругах известный как Витя Черный. Десять участников группы – «положенец» Владимир Суняев, "смотрящий" 30-летний Александр Краснов, а также 45-летний Олег Исаев, 27-летний Денис Давыдов, 26-летний Сергей Павлов, 24-летний Дмитрий Куликов и 23-летние Павел Филатов, Станислав Новиков и Вячеслав Ковалев обвинялись в вымогательствах, хулиганстве, избиениях. Вите Черному инкриминировалась преимущественно организация этих преступлений и одно «сольное» вымогательство на 7,5 миллиона рублей.

 

Такого наплыва родственников подсудимых в Рузаевском суде не было давно. В ожидании, пока судебные приставы проверят зал заседаний, пара десятков человек кучковалась в коридоре. «К начальникам журналистов не присылают, а к простым рабочим приехали!»– прокомментировал кто-то, увидев представителей СМИ. Что интересно, в большинстве своем «общаковские» действительно трудятся по рабочим специальностям… К началу приговора в зал набилось с полсотни человек, которым едва хватило места.  «Выходить из зала во время чтения приговора нельзя! За нарушение – штраф в полторы тысячи рублей!» - несколько раз предупредили судебные приставы. 

По всей видимости, подсудимые были в курсе, что на процесс прибудут журналисты, потому что все, как один, предстали перед камерами в натянутых до самых глаз медицинских масках и накинутыми до бровей капюшонами. Для пущей маскировки обвиняемые отгородились от внешнего вида папками. 

Десять адвокатов, обменявшись приветствиями, тоже отметили появление прессы. «Почему они здесь? Кто разрешил? Судья не согласовывала с нами присутствие журналистов!» - возмутились защитники. «Судья разрешила. И вообще, процесс открытый», - «успокоили» их приставы. 

Тем временем один из подсудимых воспользовался случаем и сообщил представителям СМИ, что дело сфабриковано. «Я не знаком с этим человеком! – сказал мужчина в синем спортивном костюме, указывая на Дуденкова. – Я его впервые увидел в суде! Они хотят посадить его, а мы тут так… Никакими вымогательствами я не занимался, вы что? Единственное мое «преступление» в том, что я ударил человека!» 

Сам Витя Черный (к слову, имеющий инвалидность 2 группы) общаться отказался. Единственной его репликой стала фраза «Я не буду ничего говорить!» 

 

«Законы» и «порядки»

По материалам дела, представители воровской среды Мордовии, вынужденные затаиться во времена расцвета оргпреступности, подняли голову после ликвидации группировок. По версии следствия, группа «общаковских» образовалась в Рузаевке весной 2011 года. Тогда в городе железнодорожников скончался смотрящий за районом Владимир Краснов (дядя одного из подсудимых). На его место Витя Черный, обладающий правом назначать людей на подобные «должности», поставил 35-летнего четырежды судимого Ивана Ивонина (сейчас этот товарищ отбывает очередной срок за колючей проволокой). Вокруг нового смотрящего стали собираться люди, в большинстве своем также имеющие опыт пребывания за колючей проволокой. По данным следствия, группа проповедовала  воровские традиции, устанавливала свои «законы», от имени Вити Черного разрешала конфликты и ссоры между местными жителями и вершила суд над «провинившимися». Приверженцы воровского кодекса не прошли и мимо любимого способа заработка представителей оргпреступности – вымогательства. Деньги из местных предпринимателей выбивали тоже в лучших традициях 90-х. Так, одного из коммерсантов взяли в оборот, расправившись с его приближенным: металлическим ломом мужчине сломали обе руки. Другого заставили платить, выстрелив в него в упор из травматического оружия. Еще троих граждан избили бейсбольной битой. Подобным образом «обрабатывали» и других жертв.

К концу 2011 года один из бизнесменов, которого «убеждали» заплатить 13 миллионов рублей, разбивая окна в офисе и подкладывая бутылки с бензином и зажигалками к дому, не выдержал и обратился в полицию. В январе 2012-го последовали первые задержания (в том числе и рузаевского «руководства»); последнюю «партию» «взяли» в августе того же года. В итоге было арестовано несколько смотрящих, так как на месте попавшего за решетку тут же назначался новый, который продолжал криминальное дело предшественника. Интересно, что вдохновителем вымогательства 13 миллионов был пенсионер МВД – бывший сотрудник рузаевского уголовного розыска Рафик Салманов. Экс-милиционер уже понес наказание: в феврале 2013 года его приговорили к условному сроку.  

 

Погорел на вымогательстве

Очередь самого Вити Черного отправиться в СИЗО подошла в декабре 2012 года. Сотрудники межрайонного отдела по борьбе с оргпреступностью МВД по РМ  заинтересовались его персоной примерно полугодом ранее, когда узнали, что от мордовского вора в законе вынужден скрываться предприниматель из Чебоксар. Оперативники установили, что в начале 2012 года у Виктора Дуденкова попросил помощи знакомый из Чувашии, повесивший на бизнесмена несуществующий долг в 7,5 миллиона рублей. Коммерсанта выманили в Мордовию «для разговора», привезли в особняк Черного в поселок Цыганский и потребовали денег. В случае неповиновения угрожали жестокой расправой. Глубокое психологическое давление и личность «законника» произвели на потерпевшего неизгладимое впечатление, и он согласился на все условия. Однако, вернувшись в Чебоксары, мужчина предпочел скрыться. Довольно долго он жил на нелегальном положении, а потом все-таки обратился в правоохранительные органы. 

Виктор Дуденков оказался под арестом только в декабре 2012 года: несколько месяцев до этого оперативники проводили работу, чтобы задокументировать его противоправные действия. Криминального авторитета задерживали сотрудники СОБРа. «Фольксваген Пассат», в котором ехал Витя Черный, остановили неподалеку от Цыганского. Вор в законе не стал сопротивляться и спокойно проследовал  в полицейский автомобиль. Одновременно подобную операцию по задержанию его подельника в Чебоксарах провел чувашский спецназ.  

На допросе Дуденков подтвердил, что является вором в законе. По оперативным данным, в начале 80-х он был судим за хулиганство и год провел в зубово-полянской колонии, в 85-м за причинение тяжких телесных повреждений получил пять лет лишения свободы, которые отбывал в Свердловской области. На зонах Черный завоевал определенный авторитет, и в 90-х его «короновали».

 

Общий срок – более 40 лет

Судебный процесс по делу вора в законе и его подопечных продолжался чуть больше года. Инкриминируемые ему преступления (хулиганство, избиения и вымогательства) Витя Черный по понятным причинам отрицал. «Никакой вины не признаю!» - заявил он в последнем слове. Кстати, в ходе судебного разбирательства причастность Дуденкова к шести эпизодам организации вымогательств не нашла подтверждения, и прокуратура отказалась от обвинения по этим фактам. Также из-за недоказанности было прекращено уголовное дело в отношении Владимира Суняева по факту организации причинения вреда здоровью. Кроме того, он и еще трое подсудимых – Давыдов, Павлов и Новиков - были освобождены от наказания по одному из эпизодов из-за истечения срока давности.

Оглашение приговора продолжалось два дня. В итоге суд приговорил Виктора Дуденкова к 9 годам лишения свободы. Его «правая рука» Владимир Суняев отправится за колючую проволоку на 2 года 7 месяцев. Александр Краснов в совокупности с предыдущей судимостью  (за вымогательство тех самых 13 миллионов, с которых и началось разоблачение «общаковских») наказан 8 годами колонии. Пятеро «деятелей» - Сергей Павлов, Дмитрий Куликов, Олег Исаев, Станислав Новиков и Павел Филатов – получили от 2 лет 8 месяцев до 7 с половиной лет лишения свободы. Все будут отбывать наказание в колонии строгого режима. 

Еще двое участников группы - Денис Давыдов и Вячеслав Ковалев – после оглашения приговора отправились домой. Первый уже отбыл назначенные ему 2 года 5 месяцев в СИЗО и под домашним арестом, второй отделался 2 годами условного срока.

Приговор не вступил в законную силу.

Версия для печати Версия для печати