№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Человек и закон (+16)Выпуск № 11 (355) от 12.03.2014
Синтетическая экспансия

Заместитель начальника УФСКН РФ по РМ Олег Солуянов о новых видах наркотиков и борьбе с наркопреступностью

Сотрудники ФСКН бьют тревогу: поставки синтетических наркотиков в Россию приобретают угрожающие объемы, увеличиваясь из года в год. Синтетическая экспансия не обходит стороной и Мордовию: количество изъятий «дизайнерских» наркотиков в прошлом году возросло на 56%. В погоне за острыми ощущениями молодежь подсаживается на разнообразные «спайсы», соли и прочую дрянь, порой наивно полагая, что они не нанесут особого вреда организму. О «дизайнерских находках», последствиях их употребления, хитростях производителей «кайфа» и лазейках в законодательстве нам рассказал заместитель начальника Управления ФСКН России по РМ Олег СОЛУЯНОВ.

 

- Олег Владимирович, с чем связано столь активное распространение «синтетики» в России, в частности, в нашем регионе? 

- Я бы отметил два важных фактора: дешевизну и доступность. Стоимость синтетической дозы относительно невелика – от 500 до 800 рублей, а для сильных ощущений требуется мельчайшая частица. Одна тысячная грамма способна ввести человека в такое состояние, которое он испытывал, скажем, от действия дезоморфина.

- От употребления дезоморфина люди за два года либо превращаются в инвалидов, либо вовсе умирают…

- Употребление солей, спайсов и курительных миксов приводит примерно к таким же последствиям. По своему воздействию «синтетика» еще более губительна, чем растительные наркотики – тот же героин или марихуана. Главная опасность синтетических веществ состоит в том, что они слишком медленно выводятся из организма, а иные не выводятся вовсе, разрушая печень, почки, психические функции – память, внимание, мышление, лишая человека сна, вызывая маниакальную подозрительность и, конечно, значительно ослабляя иммунитет. При постоянном приеме «синтетики» летальный исход может наступить через весьма непродолжительное время. Кроме того, синтетические наркотики на разных людей и действуют по-разному: один впадает в эйфорию, у другого наблюдается небывалый прилив сил, а третьему кажется, что у него за спиной выросли крылья и можно красиво выпорхнуть с девятого этажа… Подобное поведение особенно характерно для «солевых» наркоманов. Они вообще не осознают действительность, а со временем и вовсе становятся слабоумными. Избавиться же от солевой зависимости так же сложно, как от героиновой. Да и о чем вообще можно говорить, когда отдельные «дизайнерские» наркотики в тысячу раз концентрированнее героина.

- Откуда к нам поступает эта отрава?

- Сырье для производства наркотиков в основном ввозится в Россию из Китая, где функционирует множество мелких заводов по изготовлению «синтетики». Налажены прямые поставки из Польши и Германии. Химические лаборатории, синтезирующие новые виды наркотиков, действуют и в нашей стране, в большинстве своем в крупных городах. В Мордовию спайсы и соли поступают из Москвы и Московской области. Подпольных  «дизайнерских» цехов в нашей республике мы пока не обнаруживали.

- Почему, кстати, синтетические наркотики называют «дизайнерскими»?

- Это связано с постоянным внедрением все новых видов «синтетики», которые разрабатывают подпольные химики, так называемые «наркодизайнеры». Таким способом они обходят действующее законодательство. Дело в том, что новые синтетические препараты появляются чуть ли не еженедельно, а для того, чтобы внести их  в перечень прекурсоров, т.е. запрещенных веществ, требуются месяцы всевозможных межведомственных согласований. Когда же препарат, наконец, попадает в черный список, производители – «дизайнеры» - немного изменяют его химическую формулу и получают аналог, который обладает свойствами уже официального наркотика. С этой проблемой мы сталкиваемся довольно часто.

- То есть привлечь к уголовной ответственности за распространение аналогов нельзя?

- Можно, хотя и достаточно сложно. В таких случаях вещество направляется на фармакологическое исследование, специалисты признают его аналогом наркотика, а с 1 января 2013 года за сбыт идентичных наркотикам препаратов введена уголовная ответственность. В других регионах такая практика широко распространена, у нас же пока прецедентов не было, но в ближайшее время, думаю, появятся. Сейчас завершаем расследование дела в отношении молодого человека из довольно состоятельной семьи – его отец занимал неплохой пост на госслужбе. Парень отличился как раз тем, что реализовывал аналоги наркотиков. Работал по-крупному: создал свой сайт, наладил сеть сбыта не только в Мордовии, но и за ее пределами, четко отслеживал ситуацию с запретом тех или иных веществ, что не раз его спасало. О деятельности этого молодого человека мы знали с 2011 года, неоднократно задерживали, изымали «синтетику», но в результате выяснялось, что она еще не попала в разряд запрещенных веществ. Возбудить против него уголовное дело мы смогли лишь в прошлом году, когда стало возможно привлекать к ответственности за сбыт аналогов. Он был задержан на почте после получения посылки -  плюшевого медведя, в которого было вшито синтетическое средство. Препарат, как обычно в случае этого парня, оказался легальным, и тогда мы направили его на фармакологическое исследование, где специалист вынес заключение о том, что вещество является аналогом наркотика. Во время обыска в квартире у фигуранта понятым стало плохо от запаха порошков, которые он в изобилии хранил на балконе. Еще часть «синтетики» была изъята в гараже. Причем сам распространитель эту гадость не употреблял: по его словам, однажды попробовал, но постоянно травить себя не захотел. Сейчас обвиняемый находится под домашним арестом, по сбыту в Саранске ему инкриминируется несколько эпизодов, еще несколько фактов распространения за ним числится в других регионах. Что заставило его ступить на скользкую дорожку? Думаю, захотелось финансовой независимости от родителей, потому как он хотя и проживал отдельно, но нигде не работал. Попробовал – получилось, появились легкие деньги, стал покупать дорогие машины, посещать развлекательные заведения… 

- Кстати, насколько благополучна ситуация в развлекательных заведениях? 

- Наркотики в саранских клубах в 2013 году не изымали ни разу. Несколько дней назад руководство одного кафе было привлечено к административной ответственности по статье "Пропаганда наркотических средств" КоАП РФ: в меню присутствовал коктейль под названием «Кокаин». Вообще, клубы, кафе, бары находятся под постоянным наблюдением. В прошлом году мы провели 68 рейдов по развлекательным заведениям. Более 70 человек были направлены на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения. В 9 случаях оно подтвердилось. В основном молодые люди находились под действием марихуаны, но приобрели и употребили ее не в самих заведениях. Кстати, администрация и службы безопасности клубов заинтересованы в том, чтобы сообщать нам о противозаконных действиях посетителей, потому как если мы обнаружим на их территории сбыт или употребление наркотиков, заведение могут закрыть. 

- Сейчас, когда распространение наркотиков происходит в основном бесконтактным способом, сложнее стало бороться со сбытчиками?

- Да, довольно проблематично. На распространителей выходим, как правило, через клиентов. Но ведь и злоумышленники не сидят сложа руки, они же понимают, что в их отношении проводятся оперативные мероприятия, поэтому меняют телефоны, интернет-адреса, места закладок. Кстати, схему якобы бесконтактного способа сбыта наркотиков взяли на вооружение мошенники. Они оставляют на фасадах домов номера телефонов, контактируют с потребителями, получают от них деньги через электронные платежные системы, называют адрес "закладки", но наркотика там не оказывается. 

- Можно ли сказать, что сегодня «синтетика» полностью вытеснила с наркорынка дезоморфин, число потребителей которого стремительно росло года три назад?

- Дезоморфин вытеснила не столько «синтетика», сколько запрет на свободную продажу кодеиносодержащих медицинских препаратов. Действительно, пару лет назад дезоморфин доставлял нам намного больше головной боли, нежели сейчас. Если  в 2012 году в Мордовии было выявлено 18 дезоморфиновых притонов, то в 2013-м, после введения рецептурной продажи соответствующих лекарств, уже 8. Тем не менее проблема существует, пусть и не настолько остро. Мы продолжаем заниматься ее решением. Помимо выявления и ликвидации притонов проводим проверки аптечной сети, контролируем, как отпускаются такие кодеиносодержащие медикаменты. Серьезных нарушений пока не выявлено.

- Как часто жители республики помогают сотрудникам УФСКН в борьбе с наркопреступностью?

- Сегодня сознательных и активных граждан становится больше. В прошлом году на наш круглосуточный анонимный телефон доверия 47-47-31 поступило более 70 сообщений. По 6 фактам были возбуждены уголовные дела. Не могу сказать, что подтверждается большинство звонков, но проверяется любое сообщение. В частности, благодаря неравнодушным горожанам мы вышли на  начальника отдела сбыта одного из саранских предприятий, который занимался сбытом наркотиков. У 40-летнего примерного семьянина и уважаемого работника было изъято 18 килограммов марихуаны и гашиша. Сейчас мужчина осужден и поведет за колючей проволокой 5,5 лет. Причем, несмотря на то, что мы принимаем и анонимные звонки, некоторые абоненты представляются, сообщают контактные данные. Считаю это хорошим знаком: люди нам доверяют и действительно нацелены на борьбу с наркоманией. И, конечно, хотелось бы, чтобы небезразличных  к этой проблеме граждан становилось все больше.

О. Шувалова.

Версия для печати Версия для печати