- Новости :: КультураВыпуск № 08 (924) от 19.02.2025
- «Наш мир живёт на весах добра и зла»
В Русском драматическом театре представляют премьеру «Собачье сердце»
Ещё одна фантасмагорическая постановка в Государственном русском драматическом театре Мордовии. Вновь по Булгакову. После успеха спектакля «Мастер и Маргарита», который ежемесячно собирает аншлаги, идея поставить «Собачье сердце» буквально витала в театре и, наконец, реализуется. В пятницу, 21 февраля – премьера. И, кстати, зрители загодя раскупили на неё билеты, остаётся следить за афишей, чтобы не пропустить следующий выход спектакля. Какие приоритеты в спектакле расставляет режиссёр Алексей Доронин, мы спросили у него накануне премьеры.В постановке занята большая часть труппы, одно из главных достоинств которой режиссёр Алексей Доронин видит в её склонности к сатирическому жанру, что хорошо для спектакля и для автора прежде всего. Михаил Булгаков о себе всегда говорил как об авторе сатирическом. И потому в уже практически завершённой постановке режиссер предложит вниманию зрителей и взгляд писателя на революционные события, и свой взгляд человека из XXI века.Знаменитое «Собачье сердце» все знаем со школы, перечитываем, многажды пересматриваем одноимённый фильм Владимира Бортко, так что фабула, диалоги запомнились в деталях и дословно. Оттого и для режиссёра-постановщика важен не столько сюжет в его постановке, сколько процесс событий. В работе над «Собачьим сердцем» он опирается на нас, современников, людей, которые знают исход исторических событий вековой давности, развитие судеб человеческих, знают, насколько, в чём оправдались вера и надежды по преобразованию общества и формированию нового человека. Ставить спектакль про плохих пролетариев в контексте того времени режиссёру неинтересно, как неинтересно, считает, было бы смотреть подобную историю сегодняшним зрителям.Алексей Доронин отвечает: «Есть ли у нас ноты пророчества, знания, что будет? Есть. И зритель это тоже знает, зачем скрывать? Но важен момент самосознания, и самосознания, не оторванного от действительности. Это не просто забавная история про какое-то то время, которое нам не близко. Дело не в этом. А в том, как эти события, происходящие тогда, эти революции, оранжевые революции, отражаются впоследствии. И когда Преображенский произносит свои монологи, мы узнаём всё, что происходит сегодня в соседнем нашем, когда-то дружеском, государстве, к чему приводят революции, и что они пытаются утвердить».Алексей Доронин поставил десятки спектаклей в театрах страны, в том числе много по русской и советской классике. К Булгакову обращается впервые, настроен очень философски. Поделился, что к инсценировке приступить ему было непросто. Вдохновение пошло, когда столкнулся со свидетельством трагических страниц истории России. Множество табличек с именами репрессированных священников увидел в одном из церковных приходов, был поражен. И потом полуразрушенный храм стал смысловой метафорой и основой сценографии. Старый, разрушенный мир для Преображенского, а для новой власти – мир, на основе которого строят новый. И в разломанных стенах, где совсем недавно возносились молитвы к Богу, происходят все действия, и в квартире, и операционной профессора Преображенского, и на репетициях спектакля, и в России. А сверху, с расписанных фресок на людей, на всё их безумие, взирают святые.В премьерной постановке зрителя ожидают не только философские размышления о духовных ценностях, о классовых противоречиях, о внутренних переживаниях и борьбе с самим собой профессора Преображенского. Покажут операцию на собаке и уже, конечно, смастерили её манекен, неприятный, страшный кажется, как потом и человек, который получится из собаки, из Шарика – Шариков. Увидим и дальнейшее перерождение его во властолюбивого товарища, заявляющего о правах, и известный финал. Постановка ожидается динамичная, стремительная, громкая, как революционное время.Режиссёр вводит сюжетную линию, которой нет у Булгакова, конструкцию спектакля в спектакле в стиле современного скетча. Режиссёр Знаменхольд, за которым сразу же угадывается знаменитый Мейерхольд, репетирует народно-революционное любительское представление. Сатирическое. В нём отражается всё, что происходит у Булгакова, только усиливается и преображается в трагикомическом ключе. Так, участники самодеятельности спектакля о Ленине – сотрудники ОГПУ. В их компании и пролетарий Клим Чугункин. О нём практически сразу услышим нелестные эпитеты, и чуть ли не с начала спектакля поймём, какое явится миру существо, которому достался гипофиз доносчика ОГПУ Клима Чугункина.И Чугункина, и Полиграфа Полиграфовича Шарикова в спектакле сыграет заслуженный артист Мордовии Сергей Самарин. Профессора Филиппа Филипповича Преображенского – народный артист Мордовии Николай Большаков, доктора Борменталя – Денис Михеев, Зину, домработницу профессора – Мария Феоктистова. Сергей Адушкин, народный артист Мордовии, избран на роль председателя домкома Швондера, режиссёра народно-революционного представления Знаменхольда – заслуженный артист Мордовии Владимир Буралкин. И, кстати, если вы вдруг неделю назад или, возможно, раньше пересмотрели в Русском драмтеатре постановку «Мастер и Маргарита», тем интереснее будет увидеть любимых артистов в ролях в «Собачьем сердце». К тому же в ролях, противоположных по сути, по характерам.Да и режиссер при подготовке к постановке «Собачьего сердца» подошёл к нему с позиций «Мастера и Маргариты», более позднего произведения Михаила Булгакова. Как поставить спектакль, вынести историю на сцену с позиций добра, с позиций приоритета света, стремления к хорошему, и избежать обаяния зла, которого, по мнению Алексея Доронина, в мире сегодня очень много.«Наш Преображенский трудится над собой. Он говорит о том, что человек стоит перед выбором: быть искушённым змеем или не быть. Человек всегда одинаковый. Он не рождается плохим, что как бы генетика у него плохая, корни алкоголика, нет, человек рождается одинаково талантливым. Все чем-то награждены, духовность у всех одинакова, все одинаково животные, с потребностью в питье, воде, сне. Но то, к чему он придёт в своём сознательном, приобретаемом, моральном качестве – дело рук уже самого человека, – уверен Алексей Доронин. – Преображенский тащит себя на духовные рельсы, а кто-то идёт по пути наименьшего сопротивления и говорит, что «мне всё это надоело, я хочу утвердить себя». И вот мир сейчас на этих весах и живёт. Наш спектакль про это».Версия для печати
Коментарии