№ 46 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: БлаговестВыпуск № 34 (846) от 23.08.2023
Праздник трёх Спасов

 Последний месяц лета богат на православные праздники.

Речь не только о почитаемых святынях. Скорее о днях, названных в честь Спасителя нашего Иисуса Христа. Три Спаса: медовый, яблочный и ореховый. Православная церковь называет праздники иначе: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. 

Август – время сбора нового урожая, а значит, и праздника трёх Спасов. Ещё древние греки первые спелые плоды несли освящать в храм, затем традицию переняли и на Руси. Давайте вместе вспомним историю.
Ещё в IX веке в Константинополе в августе 14 числа из царской сокровищницы в храм Святой Софии выносили Честное Древо Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос. Крестом освящали улицы города, в котором бушевала эпидемия, затем – воду в патриаршем православном соборе, после чего люди переставали болеть. 
«На Руси с 14 августа начинали собирать мёд, – рассказывает клирик Иоанно-Богословского собора Саранска Виталий Полищук. – Первые дары свежего урожая старались принести в храм, чтобы освятить. Начинали с мёда, 19 августа – яблоки, а 29 – орехи. Всё лучшее – Богу в дар. Конечно, что-то оставляли на благотворительность, чтобы угостить мёдом, яблоками и орехами не только соседей, а ещё и нищих. Традиция дошла и до наших дней. И, как мы напоминаем в такие праздничные службы, спасает нас Господь не столько через освящённые мёд и яблоки, как через таинство святой евхаристии, к которой мы должны стараться приступать, особенно в дни поста. С покаянием, с молитвой идти и причащаться тела и крови Христовой».
У пчеловодов имелся целый «первоспасов» обряд. Рано утром они осеняли крестным знамением улья, выбирали самый полный из них. После выламывали из него соты и большую часть несли в храм. Там священник освящал и благословлял «новину», то есть мёд в сотах, на вкушение. Ещё на Руси медовый Спас называли «мокрым», потому что раньше в этот день верующие вместе с духовенством совершали крестный ход до родников и рек, в них освящали воду, а затем купались.
В наши дни православные приносят в храмы баночки с мёдом, медовые пряники или плюшки. На богослужении в этот день можно увидеть верующих разных поколений, потому что начинается один из самых строгих, но при этом коротких постов церковного года – Успенский. В память о том, как пресвятая Богородица готовилась отойти ко Господу. С 14 по 27 августа всего на две недели устанавливается особый порядок приёма пищи и молитв для духовного самосовершенствования. Из рациона питания исключается растительное масло, мясо, молочные продукты. При этом можно употреблять варённую без масла кашу, макароны, тушёные и свежие овощи, фрукты, грибы, мёд.
«В понедельник, среду и пятницу – сухоядение. По вторникам и четвергам разрешается горячая пища, варёная или тушеная, но без масла. По субботам и воскресеньям бывают некоторые послабления, – рассказывает иерей Виталий Полищук. – Так, на Преображение 19 августа по церковному уставу благословляется вкушение рыбы, елея и вина». 
Преображение Господне приходится на шестой день Успенского поста. Это один из самых почитаемых двунадесятых праздников. Чтобы причаститься и коснуться благодати Божией, верующие идут в храм и несут яблоки, а также пироги с яблочной начинкой. 
Во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос преобразился пред своими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Одежда спасителя стала белее снега, а лицо ярче света солнца. Также из Евангелия известно, что в этот момент ученики услышали глас божий: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте». В память об этом событии и установлен праздник, во время которого божественную литургию духовенство служит в белых одеждах. 
«С тех пор эта слава преображения пребывает не только с учениками и апостолами Иисуса Христа, – говорит митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. – Но через апостолов и епископов, в недрах церкви христовой, в которых благодать, освящающая всё человечество, действует на всех нас и преображает каждого из нас в отдельности и окружающий нас мир любовью, добром, благостью».
Считается, что освящённые 19 августа яблоки приобретают целебные свойства, а некоторые даже называют их «молодильными». В старину до Спасова дня яблоки не употребляли в пищу, чтобы не навлечь болезни на весь род. Ослушавшихся монахов строго наказывали. Зато окроплённые святой водой плоды потом можно было кушать в неограниченном количестве, невзирая на пост. Спасались яблоками, отсюда и название «Яблочный Спас». В наши дни не все ограничения актуальны, а вот традиция угощать освящёнными яблоками и выпечкой из них родных, соседей и друзей сохраняется. 
«Преображение человека начинается с того момента, когда он увидит во Спасителе посланника, Миссию, Сына Божия, который желает открыть нам своё Царство Небесное, – отмечает Владыка Зиновий. – С этого момента человек уже не может быть во власти зла. Он устремляется к Богу. И я желаю всем, чтобы в этот праздник все наполнились светом святости, светом славы, божьим светом, человеческой богом данной красоты природы. С праздником святого Преображения Господня всех Вас». 
К 29 августа на Руси созревали орехи и в этот день наступал третий и последний из Спасов – ореховый. А Православная церковь вспоминает о перенесении Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Случилось это в 944 году. Нерукотворным образом называют отпечаток Божественного Лика Иисуса Христа на полотенце, который сын божий сделал для того, чтобы исцелить от проказы эдесского князя Авгаря. 
Версия для печати Версия для печати