Праздник трёх Спасов |
Последний месяц лета богат на православные праздники. Речь не только о почитаемых святынях. Скорее о днях, названных в честь Спасителя нашего Иисуса Христа. Три Спаса: медовый, яблочный и ореховый. Православная церковь называет праздники иначе: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. Август – время сбора нового урожая, а значит, и праздника трёх Спасов. Ещё древние греки первые спелые плоды несли освящать в храм, затем традицию переняли и на Руси. Давайте вместе вспомним историю.
Ещё в IX веке в Константинополе в августе 14 числа из царской сокровищницы в храм Святой Софии выносили Честное Древо Креста Господня, на котором был распят Иисус Христос. Крестом освящали улицы города, в котором бушевала эпидемия, затем – воду в патриаршем православном соборе, после чего люди переставали болеть.
«На Руси с 14 августа начинали собирать мёд, – рассказывает клирик Иоанно-Богословского собора Саранска Виталий Полищук. – Первые дары свежего урожая старались принести в храм, чтобы освятить. Начинали с мёда, 19 августа – яблоки, а 29 – орехи. Всё лучшее – Богу в дар. Конечно, что-то оставляли на благотворительность, чтобы угостить мёдом, яблоками и орехами не только соседей, а ещё и нищих. Традиция дошла и до наших дней. И, как мы напоминаем в такие праздничные службы, спасает нас Господь не столько через освящённые мёд и яблоки, как через таинство святой евхаристии, к которой мы должны стараться приступать, особенно в дни поста. С покаянием, с молитвой идти и причащаться тела и крови Христовой».
У пчеловодов имелся целый «первоспасов» обряд. Рано утром они осеняли крестным знамением улья, выбирали самый полный из них. После выламывали из него соты и большую часть несли в храм. Там священник освящал и благословлял «новину», то есть мёд в сотах, на вкушение. Ещё на Руси медовый Спас называли «мокрым», потому что раньше в этот день верующие вместе с духовенством совершали крестный ход до родников и рек, в них освящали воду, а затем купались.
В наши дни православные приносят в храмы баночки с мёдом, медовые пряники или плюшки. На богослужении в этот день можно увидеть верующих разных поколений, потому что начинается один из самых строгих, но при этом коротких постов церковного года – Успенский. В память о том, как пресвятая Богородица готовилась отойти ко Господу. С 14 по 27 августа всего на две недели устанавливается особый порядок приёма пищи и молитв для духовного самосовершенствования. Из рациона питания исключается растительное масло, мясо, молочные продукты. При этом можно употреблять варённую без масла кашу, макароны, тушёные и свежие овощи, фрукты, грибы, мёд.
«В понедельник, среду и пятницу – сухоядение. По вторникам и четвергам разрешается горячая пища, варёная или тушеная, но без масла. По субботам и воскресеньям бывают некоторые послабления, – рассказывает иерей Виталий Полищук. – Так, на Преображение 19 августа по церковному уставу благословляется вкушение рыбы, елея и вина».
Преображение Господне приходится на шестой день Успенского поста. Это один из самых почитаемых двунадесятых праздников. Чтобы причаститься и коснуться благодати Божией, верующие идут в храм и несут яблоки, а также пироги с яблочной начинкой.
Во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос преобразился пред своими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Одежда спасителя стала белее снега, а лицо ярче света солнца. Также из Евангелия известно, что в этот момент ученики услышали глас божий: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте». В память об этом событии и установлен праздник, во время которого божественную литургию духовенство служит в белых одеждах.
«С тех пор эта слава преображения пребывает не только с учениками и апостолами Иисуса Христа, – говорит митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. – Но через апостолов и епископов, в недрах церкви христовой, в которых благодать, освящающая всё человечество, действует на всех нас и преображает каждого из нас в отдельности и окружающий нас мир любовью, добром, благостью».
Считается, что освящённые 19 августа яблоки приобретают целебные свойства, а некоторые даже называют их «молодильными». В старину до Спасова дня яблоки не употребляли в пищу, чтобы не навлечь болезни на весь род. Ослушавшихся монахов строго наказывали. Зато окроплённые святой водой плоды потом можно было кушать в неограниченном количестве, невзирая на пост. Спасались яблоками, отсюда и название «Яблочный Спас». В наши дни не все ограничения актуальны, а вот традиция угощать освящёнными яблоками и выпечкой из них родных, соседей и друзей сохраняется.
«Преображение человека начинается с того момента, когда он увидит во Спасителе посланника, Миссию, Сына Божия, который желает открыть нам своё Царство Небесное, – отмечает Владыка Зиновий. – С этого момента человек уже не может быть во власти зла. Он устремляется к Богу. И я желаю всем, чтобы в этот праздник все наполнились светом святости, светом славы, божьим светом, человеческой богом данной красоты природы. С праздником святого Преображения Господня всех Вас».
К 29 августа на Руси созревали орехи и в этот день наступал третий и последний из Спасов – ореховый. А Православная церковь вспоминает о перенесении Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Случилось это в 944 году. Нерукотворным образом называют отпечаток Божественного Лика Иисуса Христа на полотенце, который сын божий сделал для того, чтобы исцелить от проказы эдесского князя Авгаря.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |