- Новости :: Чтобы помнили...Выпуск № 18 (673) от 29.04.2020
- Высшая школа Мордовии в годы войны
Высшее образование в Мордовии оставалось в приоритете даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Студенты Мордовского педагогического института изучали в полном объеме все основные предметы, а наряду с ними военное дело и сельское хозяйство. Это был подвиг и преподавателей, и студентов, необходимо было сохранить базу высшего образования, созданную в предыдущие два десятилетия. Было неимоверно сложно, но люди смогли выстоять. Они совершали марш-броски, учили детей в школах и писали научные труды, на которые коллеги-ученые опираются и в 21 веке. Как высшая школа в Мордовии выживала и боролась в годы войны, об этом мы поговорили с кандидатом исторических наук доцентом Натальей Александровной Крисановой.
Возникновение высшего образования в Мордовии связано с открытием педагогического института. На него легла нелегкая ноша, обязанность сохранить достижения ученых-педагогов в годы Великой Отечественной войны. И задача была выполнена.Учиться для фронтаНи на один день не поднимался вопрос – закрыть вуз. Хотя большинство преподавателей и студентов ушли на фронт. Те, кто остался, начали летом привлекать новых студентов. Ехали в районы, села, приглашали учиться. Многие, в основном это были девушки, воспользовались возможностью получить высшее образование.Требования к поступающим были снижены, принимали без экзаменов, по результатам школьных аттестационных оценок. Но говорить о снижении качества образования нельзя. Наталья Крисанова отмечает, что в процессе обучения студенты подтягивались к вузовским требованиям. Педагоги достигали цели – готовить квалифицированных специалистов.Исключением стал период 1941-1942 гг. С началом войны и мобилизации на фронт руководство вуза решило сократить программу подготовки учителей для школ. То, что решение стало ошибочным, поняли по итогам года, когда студенты не показали требуемых результатов. И тогда вернулись к довоенной системе подготовки.Историк Наталья Александровна Крисанова изучению высшей школы республики посвятила большинство своих исследований. Период Великой Отечественной стал одной из таких страниц, вызывающих особенно яркие эмоции, основанные на архивных документах и точных данных. Ученый уверяет, что педагоги действовали без паники: «Слишком тяжело советской республике далось формирование новой системы образования, которая вышла на лидирующие позиции в мире, чтобы в военное время приостановить этот процесс. Да, трудности были серьезные. Необходимо было объединять кафедры, сокращать курсы, приспосабливаться к новым условиям. Но, несмотря на это, со всем справились.Кроме того, Народный комиссариат просвещения мгновенно реагировал на запросы вуза собрать педагогический коллектив, обеспечить читаемые дисциплины. Направляли ученых, эвакуированных из Москвы, Ленинграда и других городов. Более того, работала система воспроизводства кадров. В этот период высшая школа опиралась на студентов, окончивших вуз, на аспирантов, и тут же привлекала их к преподаванию».Военно-трудовые будниВ 1941 году Мордовский педагогический институт из Саранска эвакуировали в Темников. Вернулся назад он уже в 1944 г. И каждый раз на новом месте преподавателям было необходимо налаживать не только учебный, но и бытовой процесс, найти помещение, оборудование, мебель, обустроить классы, согреть их. Не жаловался никто. Напротив, своей обязанностью считали выполнять все, что в их силах.«Каждый преподаватель на своем месте из подручных средств создавал планету, островок знаний, где он будет и сможет трудиться. А условия были тяжелейшие – не работали печи, их надо было перекладывать, здание требовало ремонта, и все латали», – рассказывает историк. – Когда студенты говорят, что у них тяжелые условия, нет, например, интерактивной доски, я привожу пример моей бабушки Натальи Васильевны Ляпковой.Она была учителем начальных классов и рассказывала мне, как в войну ей надо было прийти в полшестого в школу, растопить 4 печи, в коридоре и в каждом классе, чтобы к 8 утра в школе было тепло. Потом раздать весь наглядный материал, развесить в трех классах, потому что на всех был один учитель, и она же была директором школы – вот это было сложно».Не освобождали студентов и от работы в колхозах. Единственное послабление – назначали меньше трудодней, потому что знали, что человек получает образование не только ради себя, но и сторицей возвратит его на благо страны.Важно!Студенты тренировались, как военные, готовые вступить в бой в любой момент, если противник проникнет в тыл, и придется действовать в реальных военных условиях. Боевая подготовка для девушек и парней включала 110 часов на каждом курсе. Плюс 80 и 90 часов соответственно отводили на курсы одиночного бойца и бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. Скидок не делали никому. За уклонение от этого грозило уголовное наказание.Студенты‒педагоги изучали рукопашный бой и бег по пересеченной местности, стрельбу и топографию, учились владеть винтовкой, пулеметом, гранатой. Девушки учились стрелять из мелкокалиберных винтовок, проходили подготовку на радисток, телеграфисток, сандружинниц.«Институт был во главе идеи создания отрядов ополченцев, которые сразу приступят к военным действиям, если враг прорвется», – рассказывает ученый, – и отряд ополчения был сформирован уже в 1941-ом. По настрою это было подобно отрядам ополченцев 1611-12 гг. для борьбы с поляками и в 1812-ом – с французами, когда на территории современной Мордовии также организовали два крупных ополченческих отряда».Зимой 1942 года провели военизированный двухдневный переход. Прошли на лыжах по маршруту Темников‒Саранск и Саранск‒Темников. Впереди студентов – преподаватели. Это был общий марш‒бросок, необходимый всем. Было крайне тяжело, но доказали себе, в первую очередь, что в трудное время способны и готовы на многое.«Это было делом чести – каждому студенту пройти подготовку, в любой момент быть готовым уйти на фронт. Не случайно же мобилизации ждали все. Понимали, что хотя бы на теоретическом уровне должны быть подготовленными», – рассказывает Наталья Александровна. – Меня поразила та инициатива, которую в войну проявляли преподаватели. Например, М.А. Петракеев, М.Г. Сафаргалиев, автор монографии «Распад Золотой орды», и Кессель, яркий ученый и преподаватель иностранных языков. Они организовали лыжный марафон. Стоял сильный мороз, но вместе со студентами они совершили тяжелейший переход, перенесли все тяготы. Эта инициатива говорит о высокой идейности педсостава, которую нельзя оставить без внимания».Забыть хотя б на миг о тяготах войныМитрофан Алексеевич Петракеев, профессор, изучал русскую литературу 19-20 веков. Собрал уникальную картотеку по творчеству Владимира Маяковского, равной которой не было в стране. Читал лекции, заведовал хозяйственной частью учебного заведения. И вел кружок литературы! Потребность в духовной жизни была неистребима даже в войну. Или особенно в войну.«Петракеев, потрясающий по глубине и широте знаний преподаватель, ученый, исследователь, понимал, что время тяжелое, и кроме основной нагрузки, организовал этот кружок. В определенной степени он был релаксирующим моментом, – оценивает роль коллеги Наталья Крисанова, – он отвлекал людей от войны, от горя, от непосильного труда, которым занимались, не разгибая спины. И уводил в мир литературы, в мир творчества. Кружок пользовался огромной популярностью. Это был метод ухода от реальности и возвращения к тому, к чему стремился народ, вся страна.В целом впечатляет отношение людей к жизни. Жили, не разделяя, это моя работа, а это не моя. Если где-то что-то нужно забить, починить, делали, жили как семья. И понимали, что в этих условиях надо выжить любыми путями и ничего не потерять. Вот это, конечно, удивляет».В авангарде учебы и трудаСтудентам‒педагогам пришлось изучать и сельское хозяйство. В пединституте ввели расширенный курс, чтобы студенты могли заменить ушедших на фронт агротехников, трактористов, комбайнеров и кормить страну. Студенты подключались к практике, их задействовали во всем цикле сельхозработ: и на посевной, и в уборочной кампаниях. Часть урожая шла на обеспечение питанием сотрудников пединститута.Наталья Крисанова подчеркивает: «Важно, чтобы учитель, человек с высшим образованием, был разносторонне развит, чтобы в этом смысле был профессионально мобилен, чтобы в колхозе, в своей деревне он мог использовать знания в разных областях, в том числе и в сельском хозяйстве, потому что это одна из основных отраслей».В конце войны, 1944-45 гг. научная жизнь в вузе вновь стала развиваться. Чувствовалась близость победы, забрезжили надежды на скорое изменение положения. Ученые вернулись к отложенным исследованиям, начали открываться аттестационные советы. Легче не стало, как не стало и больше денег на разработки. Но развитие науки было самоцелью, потребностью, жизнью.«В этом и заключается личностный подвиг, люди в самое тяжелое время изыскивали возможность быть преданными науке, возобновлять свои работы и защищать их, – отмечает Наталья Крисанова, – поражает самоотверженность, духовный и физический потенциал, который заложен в человеке, и который в сложные моменты жизни настолько сильно мобилизуется, что выдает самые лучшие свои проявления. Поражает, что люди жили общими интересами, объединенные идеей, и никого не нужно было заставлять.Если бы высшая школа так самоотверженно не работала в годы войны, вряд ли бы нам удалось добиться таких успехов, восстановить, отстроить страну за пять послевоенных лет. Студенты, учившиеся в вузах в военное время уверены, что преемственность подготовки специалистов с высшим образованием не была прервана, а проводилась на том же высоком уровне».Т. Ланская.- Версия для печати