- Новости :: АктуальноВыпуск № 27 (788) от 06.07.2022
- Дело семейное
Как приезжие из Подмосковья занялись пчеловодством в Мордовии «Сладкая парочка»
Наталья и Владимир Акимовы переехали в Мордовию из Солнечногорска и поселились в с. Кочелаево Ковылкинского района. Шесть лет они занимаются пчеловодством. О том, как хобби переросло в семейное дело, – в нашем материале.Жители Солнечногорска выбрали Мордовию неслучайно. Папа Натальи родом из поселка Первомайский, что находится в Ковылкинском районе. Супруги решили остановиться в Кочелаеве и не пожалели.– Раньше у нас был совсем иной ритм жизни, – рассказывает Наталья Акимова. – Московская суета ужасно надоела. Муж все время был на работе. Жить в городе расхотелось. Однажды поняли, что пора все менять. Мы выбирали село удобное для жизни, с развитой инфраструктурой. В Кочелаеве есть детский сад, школа, почта, банк, магазины, поблизости больница… Потом тут появился ФОК с бассейном и Центр русской культуры. А какая у нас живописная природа, рядом река Мокша.Бывшие горожане купили дом и земельный участок, завели приусадебное хозяйство. Как говорят супруги, занялись пчеловодством совершенно случайно.Родственники отдали им старые ульи, которые они поставили на своем участке, и благополучно забыли про них. Но однажды увидели, что в них появились жильцы. Сначала к ним прилетела одна пчелосемья, а через несколько дней – вторая. Это был как знак свыше. Супруги стали изучать информацию о разведении пчел в интернете, и этот процесс их увлек.– О пчеловодстве раньше мы ничего не знали. От сельского хозяйства были вообще далеки. Просто пчелы сами выбрали нас, – улыбается Наталья. – Я – педагог по образованию и творческая натура. Последнее время работала в местной детской школе искусств. Я пишу акварелью и маслом, вяжу и шью, увлекалась декупажем. Муж занимался бизнесом. Как уже узнали потом, в его семье были пасечники. Так что мы продолжаем дело своих предков.Медовые месяцыСупруги расширяли хозяйство постепенно. Владимир сам мастерил ульи, корпуса, рамки, павильоны, которые выглядят, как многоквартирные дома для пчел. В одном «вагончике» у Акимовых размещается 36 пчелосемей, а вообще в семейной пасеке, которая называется символично «Акимушка», уже сотня пчелосемей. За шесть лет пчеловодства супругам пришлось многому научиться.– Мы поменяли породу пчел. Первые были очень злые, как собака на привязи, – рассказывает Наталья. – Сейчас у нас пчелки дружелюбные. Они никогда не обидят, если человек не проявляет к ним агрессии. А вообще, пчелы умные и очень тонко чувствуют человека. В плохом настроении к ним лучше не подходить, так же как и после «рюмочки» – сразу начинают жалить. У них очень интересная иерархия внутри семей, все как у людей! Пчелы очень трудолюбивые – у них есть чему поучиться.Сами Акимовы работают много, пчеловодство – занятие не из легких. Летом они практически круглые сутки находятся рядом с ульями.– Медовый сезон начинается весной и завершается осенью, но это не значит, что потом мы отдыхаем. Ведется подготовка к следующему сезону. Бытует мнение, что на пасеке работают только пчелы, а люди лишь мед собирают. На самом деле, пчеловодство – это тяжелый физический труд. Не зря говорится в пословице: пчел держать – не в холодке лежать. На пасеке управляемся своими силами, благо, что нам помогает 14-летний сын Иван. Мы ему даже зарплату выдаем, чтобы у него был материальный стимул. В принципе, он уже почти готовый пчеловод, многое знает и умеет.Восковые фигурыНаталья прошла курсы повышения квалификации по пчеловодству, а еще постоянно учится на форумах пчеловодов. Пасека для Акимовых – не просто работа и стабильный доход, но и семейный бренд, целое поле для творчества. Чего только стоят креативные ульи Акимовых, украшенные под бренд пасеки.– Мед получаем разных сортов, в зависимости от цветения растений, – рассказывает хозяйка пасеки. – В прошлом году в специальных пчеловодных прицепах вывозили ульи к полям с иван-чаем, подсолнухами и донником. В этом году уже выезжали на цветение липы. Медосбор будет зависеть от погоды. В жаркое лето он хуже, поскольку нектар пересыхает. Лучше всего, когда погода комфортная – днем градусов 25, а ночью идет дождь. Каким будет медосбор в этом году, пока сказать нельзя.Кстати, кроме классического меда, супруги изготавливают крем-мед с добавлением ягод – более нежный по структуре. Для этого они купили специальную кремовальную машину, в которой мед вымешивается несколько дней. В итоге получается продукт консистенции шоколадной пасты.Еще Наталья варит медовое мыло, делает декоративные восковые свечи, а также арома-саше с эфирными маслами, лечебные крема на основе прополиса и многое другое. Еще она хочет начать шить сумки-шопперы с логотипом семейной пасеки, в которые можно будет и баночки с медом упаковать.– Вообще идей у нас много, – говорит Наталья. – Хотелось бы и музей пчеловодства открыть, но для этого нужно специальное помещение. Пока его у нас нет, но мы верим в лучшее.Без ложки дегтяРазвитие пчеловодства, по мнению Акимовых, зависит не только от стараний пасечников, но и от взаимопонимания с властью, руководством сельхозпредприятий и вообще окружающими. Все может рухнуть в одночасье, например, из-за массовой гибели пчел.– Хочу сказать, что в Ковылкинском районе взаимопонимание найдено. Все обработки полей проводятся только в вечернее время. Это дает нам стимул для дальнейшего развития. Сейчас налажен контакт с руководством Инсарского района – здесь мы уже присмотрели участок для новой пасеки, и нам пообещали помочь – это здорово, – говорят пчеловоды.Пока супруги сами продвигают свой продукт: заказывают оригинальную упаковку под бренд, презентуют его в социальных сетях и на выставках мастеров. Среди их постоянных клиентов не только жители Мордовии, продукция из семейной пасеки имеет спрос и у жителей других регионов. Супруги развозят ее сами или отправляют по почте.– Мы можем придумать много новых проектов и расширить линейку продукции, – говорят пчеловоды. – Но самая главная задача – расширить границы рынка. Чтобы решить проблему со сбытом, надо развиваться дальше, чтобы была возможность представить свою продукцию на торговых площадках в интернете. Это наша следующая задача. Хотим, чтобы вкусный и полезный продукт из Мордовии дошел до всех потребителей, которые заботятся о своем здоровье и ценят натуральные продукты пчеловодства.С.Родионова.- Версия для печати