Дело семейное

 Как приезжие из Подмосковья занялись пчеловодством в Мордовии «Сладкая парочка»

Наталья и Владимир Акимовы переехали в Мордовию из Солнечногорска и поселились в с. Кочелаево Ковылкинского района. Шесть лет они занимаются пчеловодством. О том, как хобби переросло в семейное дело, – в нашем материале. 
 
Жители Солнечногорска выбрали Мордовию неслучайно. Папа Натальи родом из поселка Первомайский, что находится в Ковылкинском районе. Супруги решили остановиться в Кочелаеве и не пожалели. 
– Раньше у нас был совсем иной ритм жизни, – рассказывает Наталья Акимова. – Московская суета ужасно надоела.  Муж все время был на работе. Жить в городе расхотелось. Однажды поняли, что пора все менять. Мы выбирали село удобное для жизни, с развитой инфраструктурой. В Кочелаеве есть детский сад, школа, почта, банк, магазины, поблизости больница… Потом тут появился ФОК с бассейном и Центр русской культуры. А какая у нас живописная природа, рядом река Мокша. 
Бывшие горожане купили дом и земельный участок, завели приусадебное хозяйство. Как говорят супруги, занялись пчеловодством совершенно случайно.
Родственники отдали им старые ульи, которые они поставили на своем участке, и благополучно забыли про них. Но однажды увидели, что в них появились жильцы. Сначала к ним прилетела одна пчелосемья, а через несколько дней – вторая. Это был как знак свыше. Супруги стали изучать информацию о разведении пчел в интернете, и этот процесс их увлек. 
– О пчеловодстве раньше мы ничего не знали. От сельского хозяйства были вообще далеки. Просто пчелы сами выбрали нас,  – улыбается Наталья. – Я – педагог по образованию и творческая натура. Последнее время работала в местной детской школе искусств. Я пишу акварелью и маслом, вяжу и шью, увлекалась декупажем. Муж занимался бизнесом. Как уже узнали потом, в его семье были пасечники. Так что мы продолжаем дело своих предков.
 
Медовые месяцы
Супруги расширяли хозяйство постепенно. Владимир сам мастерил ульи, корпуса, рамки, павильоны, которые выглядят, как многоквартирные дома для пчел. В одном «вагончике» у Акимовых размещается 36 пчелосемей, а вообще в семейной пасеке, которая называется символично «Акимушка», уже сотня пчелосемей. За шесть лет пчеловодства супругам пришлось многому научиться. 
– Мы поменяли породу пчел. Первые были очень злые, как собака на привязи, – рассказывает Наталья. – Сейчас у нас пчелки дружелюбные. Они никогда не обидят, если человек не проявляет к ним агрессии. А вообще, пчелы умные и очень тонко чувствуют человека. В плохом настроении к ним лучше не подходить, так же как и после «рюмочки» – сразу начинают жалить. У них очень интересная иерархия внутри семей, все как у людей! Пчелы очень трудолюбивые – у них есть чему поучиться. 
Сами Акимовы работают много, пчеловодство – занятие не из легких. Летом они практически круглые сутки находятся рядом с ульями.
– Медовый сезон начинается весной и завершается осенью, но это не значит, что потом мы отдыхаем. Ведется подготовка к следующему сезону. Бытует мнение, что на пасеке работают только пчелы, а люди лишь мед собирают. На самом деле, пчеловодство – это тяжелый физический труд. Не зря говорится в пословице: пчел держать – не в холодке лежать. На пасеке управляемся своими силами, благо, что нам помогает 14-летний сын Иван. Мы ему даже  зарплату выдаем, чтобы у него был материальный стимул. В принципе, он уже почти готовый пчеловод, многое знает и умеет. 
 
Восковые фигуры
Наталья прошла курсы повышения квалификации по пчеловодству, а еще постоянно учится на форумах пчеловодов. Пасека для Акимовых – не просто работа и стабильный доход, но и семейный бренд, целое поле для творчества. Чего только стоят креативные ульи Акимовых, украшенные под бренд пасеки.
– Мед получаем разных сортов, в зависимости от цветения растений, – рассказывает хозяйка пасеки. – В прошлом году в специальных пчеловодных прицепах вывозили ульи к полям с иван-чаем, подсолнухами и донником. В этом году уже выезжали на цветение липы. Медосбор будет зависеть от погоды. В жаркое лето он хуже, поскольку нектар пересыхает. Лучше всего, когда погода комфортная – днем градусов 25, а ночью идет дождь. Каким будет медосбор в этом году, пока сказать нельзя. 
Кстати, кроме классического меда, супруги изготавливают крем-мед с добавлением ягод – более нежный по структуре.  Для этого они купили специальную кремовальную машину, в которой мед вымешивается несколько дней. В итоге получается продукт консистенции шоколадной пасты. 
Еще Наталья варит медовое мыло, делает декоративные восковые свечи, а также арома-саше с эфирными маслами, лечебные крема на основе прополиса и многое другое. Еще она хочет начать шить сумки-шопперы с логотипом семейной пасеки, в которые можно будет  и баночки с медом  упаковать.
– Вообще идей у нас много, – говорит Наталья. – Хотелось бы и музей пчеловодства открыть, но для этого нужно специальное помещение. Пока его у нас нет, но мы верим в лучшее. 
 
Без ложки дегтя
Развитие пчеловодства, по мнению Акимовых, зависит не только от стараний пасечников, но и от взаимопонимания с властью, руководством сельхозпредприятий и вообще окружающими.  Все может рухнуть в одночасье, например,  из-за массовой гибели пчел. 
– Хочу сказать, что в Ковылкинском районе взаимопонимание найдено. Все обработки полей проводятся только в вечернее время. Это дает нам стимул для дальнейшего развития. Сейчас налажен контакт с руководством Инсарского района – здесь мы уже присмотрели участок для новой пасеки, и нам пообещали помочь – это здорово, – говорят пчеловоды. 
Пока супруги сами продвигают свой продукт: заказывают оригинальную упаковку под бренд, презентуют его в социальных сетях и на выставках мастеров. Среди их постоянных клиентов не только жители Мордовии, продукция из семейной пасеки имеет спрос и у жителей других регионов. Супруги развозят ее сами или отправляют по почте. 
– Мы можем придумать много новых проектов и расширить линейку продукции, – говорят пчеловоды. – Но самая главная задача – расширить границы рынка. Чтобы решить проблему со сбытом, надо развиваться дальше, чтобы была возможность представить свою продукцию на торговых площадках в интернете. Это наша следующая задача. Хотим, чтобы вкусный и полезный продукт из Мордовии дошел до всех потребителей, которые заботятся о своем здоровье и ценят натуральные продукты пчеловодства. 
С.Родионова. 

Personal web page Mordovia newspaper (с)