- Новости :: Об этом говорятВыпуск № 38 (590) от 21.09.2018
- Звонок, спасающий жизни
-
Осенью, как показывает практика, людям чаще требуется помощь психологов. Смена погоды, обострение хронических заболеваний, начало учебного года… О том, как найти выход из стрессовых ситуаций, - в нашем материале.
Цифры доверияУ нас принято считать, что помощь психолога – удовольствие не для всех. Самый распространенный миф в обывательской среде: чтобы получить консультацию у хорошего специалиста, надо потратить уйму времени и денег. На самом деле излить свою душу и получить важный совет можно не выходя из дома. Для этого достаточно позвонить на единый общероссийский номер детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Номер кажется длинным, но прост в запоминании. А самое главное - звонок бесплатный.- Детский телефон доверия предназначен для оказания экстренной психологической помощи детям, а также их родителям, - рассказывает координатор проекта в Мордовии Елена Пашина. - С начала работы единого номера на него поступило порядка 15 тыс. звонков. Хочется отметить, что дозвониться на детский телефон доверия возможно всегда. В республике звонки принимаются в рабочие дни с 8 до 17.00, а в другое время суток они автоматически переводятся на такие же службы других регионов, работающие круглосуточно. Таким образом, кто позвонил, обязательно будет услышан. Консультанты не выдают готовых советов, не отвечают на вопрос: «Что делать?», а создают условия, в которых обратившийся сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает уверенность в своих возможностях.«Я вас слушаю»Сразу разрушим еще один миф: у того, кто позвонил, не спросят ни фамилии, ни имени, ни адреса. Абонент расскажет только то, что сам хочет. Первое, что он услышит: «Добрый день! Детский телефон доверия. Я вас слушаю…»- Принципы работы детского телефона доверия: доступность, бесплатность и анонимность, - подчеркивает Елена Пашина. – Представляться не надо. Если кто-то думает, что после звонка к нему пожалует полиция или представители органов опеки и попечительства, то спешим успокоить: этого не произойдет! Мы гарантируем: информация никуда не пойдет. Исключение составляют лишь сигналы о случаях жестокого обращения, в том случае, когда позвонивший находится под угрозой физической расправы или угрожает причинить серьезный психологический вред себе или другому человеку.Как отмечает Елена Пашина, на телефон доверия чаще всего звонят дети 12-15 лет. Подросткам свойственно сталкиваться с непониманием окружающих. Консультанты для них становятся доверенными лицами, которым они могут без боязни излить свою душу. Им проще открыться человеку, которого они не знают и не видят.«Мне нечего есть»- Чаще всего дети рассказывают о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, - рассказывает о структуре обращений психолог- консультант телефона доверия Ольга. – Несчастная любовь, непонимание одноклассников, потеря друга… На втором месте - дела учебные. Дети не знают, как сказать родителям, что получили плохую оценку, боятся не сдать экзамены. Ну и, конечно, тройку замыкают отношения с родителями.На телефон доверия нередко обращаются и дети с суицидальными мыслями.- Наша задача оказать помощь – здесь и сейчас, чтобы не было рокового шага, - говорит Ольга. – Обычно с ребенком достаточно поговорить, выслушать его, и мир снова заиграет для него яркими красками. Сколько может длиться разговор? Сколько угодно, пока абонент сам не повесит трубку. Нередко на общение с одним абонентом уходит час и более.Вообще, на телефон доверия звонят по самым разным поводам. Очень часто специалистам приходится слышать крики о помощи.Так, одна девочка поведала психологу, что ей нечего есть. Она рассказала о своей нелегкой судьбе: живет без отца, с пьющей мамой, а в их глухой деревне даже не к кому обратиться за помощью. После этого звонка были приняты срочные меры. Потом девочка звонила консультантам еще не раз и благодарила их за решение своей проблемы. Оказалось, что мама взялась за ум и навсегда завязала с пьянкой, боясь потерять ребенка.К слову, буквально каждый пятый обратившийся звонит повторно.- У консультантов есть свои постоянные абоненты, - отмечает Ольга. – Когда помогаешь человеку, то он снова ждет именно твоего совета. И когда слышит незнакомый голос, то вешает трубку. Но это не безвыходная ситуация! Надо еще раз перезвонить (консультантов несколько) и обязательно найдешь «своего» психолога. Многие перезванивают, чтобы сказать слова благодарности.Помощь для всехНередко на детский телефон доверия звонят и взрослые. Мамы жалуются, что их ребенок отбился от рук, гуляет со взрослой компанией, не хочет учиться. А потом выясняется, что подросток был предоставлен сам себе. В гонке за материальными благами и устройством личной жизни родители просто не заметили, чем ребенок занимается, какие у него интересы.- Необходимо восстанавливать семейные отношения, добиваться доверия ребенка, тогда и проблем будет меньше, - советует Ольга. - Надо быть другом своему чаду, а не возлагать его воспитание на Интернет. Соцсети ловят детей, которым интереснее в виртуальном мире. Прямая задача родителей – контролировать посещения сына или дочери Всемирной паутины, просматривать личную страничку в соцсетях. Родители должны знать, чем живет их ребенок.Бывают и совершенно неожиданные звонки.Так, недавно обратилась молодая многодетная мама из глубинки. Она была в отчаянии. У нее на руках трое маленьких детей. Муж решил ее оставить, а своей бедой ей даже поделиться не с кем – родители давно умерли.- Ей нужно было просто выговориться, - говорит Ольга, - поплакаться в «жилетку». После нашей беседы звонившей стало легче. Самое главное – она поняла, что не все так плохо. У нее есть дети, которых она очень любит… Остальное все решаемо.- На днях позвонила бабушка, - продолжает Ольга. – Она просила номер телефона аварийной службы. Пришлось заглянуть в справочник. Я никому не отказываю. Если человек позвонил, значит, ему нужно помочь!Под рукойЕсть, к сожалению, и доля звонков-розыгрышей. Обычно они поступают в начале учебного года, когда в школах рассказывают о детском телефоне доверия.- Мы к любому звонку относимся максимально серьезно, - отмечает Ольга. – Если над ребенком не посмеялись, выслушали его, значит, он позвонит снова, но потом уже расскажет о своих проблемах. Даже в звонках-розыгрышах есть положительная сторона. Если дети звонят, значит, они знают номер телефона доверия и знают, что им обязательно ответят.Кстати, ежегодно в школах республики проводится всероссийская акция, в рамках которой школьники вбивают номер детского телефона доверия в свой сотовый. Есть ли он у вашего ребенка? Обязательно проверьте, и тоже запишите его себе. Пусть помощь будет всегда под рукой.Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122. Звонок бесплатный и анонимный.С.Медведева. - Версия для печати