Звонок, спасающий жизни |
Осенью, как показывает практика, людям чаще требуется помощь психологов. Смена погоды, обострение хронических заболеваний, начало учебного года… О том, как найти выход из стрессовых ситуаций, - в нашем материале. Цифры доверия
У нас принято считать, что помощь психолога – удовольствие не для всех. Самый распространенный миф в обывательской среде: чтобы получить консультацию у хорошего специалиста, надо потратить уйму времени и денег. На самом деле излить свою душу и получить важный совет можно не выходя из дома. Для этого достаточно позвонить на единый общероссийский номер детского телефона доверия - 8-800-2000-122. Номер кажется длинным, но прост в запоминании. А самое главное - звонок бесплатный.
- Детский телефон доверия предназначен для оказания экстренной психологической помощи детям, а также их родителям, - рассказывает координатор проекта в Мордовии Елена Пашина. - С начала работы единого номера на него поступило порядка 15 тыс. звонков. Хочется отметить, что дозвониться на детский телефон доверия возможно всегда. В республике звонки принимаются в рабочие дни с 8 до 17.00, а в другое время суток они автоматически переводятся на такие же службы других регионов, работающие круглосуточно. Таким образом, кто позвонил, обязательно будет услышан. Консультанты не выдают готовых советов, не отвечают на вопрос: «Что делать?», а создают условия, в которых обратившийся сам находит выход из сложившейся ситуации, обретает уверенность в своих возможностях.
«Я вас слушаю»
Сразу разрушим еще один миф: у того, кто позвонил, не спросят ни фамилии, ни имени, ни адреса. Абонент расскажет только то, что сам хочет. Первое, что он услышит: «Добрый день! Детский телефон доверия. Я вас слушаю…»
- Принципы работы детского телефона доверия: доступность, бесплатность и анонимность, - подчеркивает Елена Пашина. – Представляться не надо. Если кто-то думает, что после звонка к нему пожалует полиция или представители органов опеки и попечительства, то спешим успокоить: этого не произойдет! Мы гарантируем: информация никуда не пойдет. Исключение составляют лишь сигналы о случаях жестокого обращения, в том случае, когда позвонивший находится под угрозой физической расправы или угрожает причинить серьезный психологический вред себе или другому человеку.
Как отмечает Елена Пашина, на телефон доверия чаще всего звонят дети 12-15 лет. Подросткам свойственно сталкиваться с непониманием окружающих. Консультанты для них становятся доверенными лицами, которым они могут без боязни излить свою душу. Им проще открыться человеку, которого они не знают и не видят.
«Мне нечего есть»
- Чаще всего дети рассказывают о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, - рассказывает о структуре обращений психолог- консультант телефона доверия Ольга. – Несчастная любовь, непонимание одноклассников, потеря друга… На втором месте - дела учебные. Дети не знают, как сказать родителям, что получили плохую оценку, боятся не сдать экзамены. Ну и, конечно, тройку замыкают отношения с родителями.
На телефон доверия нередко обращаются и дети с суицидальными мыслями.
- Наша задача оказать помощь – здесь и сейчас, чтобы не было рокового шага, - говорит Ольга. – Обычно с ребенком достаточно поговорить, выслушать его, и мир снова заиграет для него яркими красками. Сколько может длиться разговор? Сколько угодно, пока абонент сам не повесит трубку. Нередко на общение с одним абонентом уходит час и более.
Вообще, на телефон доверия звонят по самым разным поводам. Очень часто специалистам приходится слышать крики о помощи.
Так, одна девочка поведала психологу, что ей нечего есть. Она рассказала о своей нелегкой судьбе: живет без отца, с пьющей мамой, а в их глухой деревне даже не к кому обратиться за помощью. После этого звонка были приняты срочные меры. Потом девочка звонила консультантам еще не раз и благодарила их за решение своей проблемы. Оказалось, что мама взялась за ум и навсегда завязала с пьянкой, боясь потерять ребенка.
К слову, буквально каждый пятый обратившийся звонит повторно.
- У консультантов есть свои постоянные абоненты, - отмечает Ольга. – Когда помогаешь человеку, то он снова ждет именно твоего совета. И когда слышит незнакомый голос, то вешает трубку. Но это не безвыходная ситуация! Надо еще раз перезвонить (консультантов несколько) и обязательно найдешь «своего» психолога. Многие перезванивают, чтобы сказать слова благодарности.
Помощь для всех
Нередко на детский телефон доверия звонят и взрослые. Мамы жалуются, что их ребенок отбился от рук, гуляет со взрослой компанией, не хочет учиться. А потом выясняется, что подросток был предоставлен сам себе. В гонке за материальными благами и устройством личной жизни родители просто не заметили, чем ребенок занимается, какие у него интересы.
- Необходимо восстанавливать семейные отношения, добиваться доверия ребенка, тогда и проблем будет меньше, - советует Ольга. - Надо быть другом своему чаду, а не возлагать его воспитание на Интернет. Соцсети ловят детей, которым интереснее в виртуальном мире. Прямая задача родителей – контролировать посещения сына или дочери Всемирной паутины, просматривать личную страничку в соцсетях. Родители должны знать, чем живет их ребенок.
Бывают и совершенно неожиданные звонки.
Так, недавно обратилась молодая многодетная мама из глубинки. Она была в отчаянии. У нее на руках трое маленьких детей. Муж решил ее оставить, а своей бедой ей даже поделиться не с кем – родители давно умерли.
- Ей нужно было просто выговориться, - говорит Ольга, - поплакаться в «жилетку». После нашей беседы звонившей стало легче. Самое главное – она поняла, что не все так плохо. У нее есть дети, которых она очень любит… Остальное все решаемо.
- На днях позвонила бабушка, - продолжает Ольга. – Она просила номер телефона аварийной службы. Пришлось заглянуть в справочник. Я никому не отказываю. Если человек позвонил, значит, ему нужно помочь!
Под рукой
Есть, к сожалению, и доля звонков-розыгрышей. Обычно они поступают в начале учебного года, когда в школах рассказывают о детском телефоне доверия.
- Мы к любому звонку относимся максимально серьезно, - отмечает Ольга. – Если над ребенком не посмеялись, выслушали его, значит, он позвонит снова, но потом уже расскажет о своих проблемах. Даже в звонках-розыгрышах есть положительная сторона. Если дети звонят, значит, они знают номер телефона доверия и знают, что им обязательно ответят.
Кстати, ежегодно в школах республики проводится всероссийская акция, в рамках которой школьники вбивают номер детского телефона доверия в свой сотовый. Есть ли он у вашего ребенка? Обязательно проверьте, и тоже запишите его себе. Пусть помощь будет всегда под рукой.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия: 8-800-2000-122. Звонок бесплатный и анонимный.
С.Медведева.
|
Personal web page Mordovia newspaper (с) |