№ 28 (892)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: БлаговестВыпуск № 28 (840) от 12.07.2023
Старинная икона Божией Матери Владимирская – символ надежды и спасения

 6 июля Русская Православная Церковь отметила праздник Владимирской иконы Божией Матери.

Он установлен в память спасения Москвы от татарского хана Ахмата. В конце XV века во время стояния на Угре после молебна перед чудотворным образом врагам стали являться видения, и войска отступили, а Русь избавилась от многовековой зависимости от монголо-татар. В России есть несколько церквей, освящённых в честь этого чудотворного образа, а в столице Мордовии, в Иоанно-Богословском соборе хранится старинная намоленная икона Божией Матери Владимирская, перед которой в день памяти совершили праздничный молебен.  

 Без 15 минут 10 утра перед самой почитаемой и старинной иконой Саранска – образом Божией Матери Владимирская – начинается молебен. Это уже традиция для нескольких поколений горожан – приходить 6 июля в Иоанно-Богословский собор, чтобы почтить заступницу и спасительницу всея Руси. 
 История обретения образа берёт начало от апостола Луки. На доске от стола он написал Божью Матерь с младенцем. Богородица, увидев работу, сказала: «Благодать и сила моя да прибудет в этой иконе».
 «Это одно из благословений нам, почему мы припадаем к иконам и просим помощи у святых, – рассказывает клирик Старого собора, митрофорный протоиерей Николай Чадин. – К 450 году этот образ был доставлен из Иерусалима в Константинополь, где икона Богородицы пребывала некоторое время, а в 1131 году патриарх Вселенский Лука Хризоверх подарил её князю Юрию Долгорукому. Но и в Киеве святыня пребывала недолго, сын князя решил перевести её в свои владения в Суздале. Вот только не доезжая 10 километров до места, на берегу Клязьмы, кони встали и ничего не могло их сдвинуть. После молитвы перед образом сопровождающим явилась Богородица со свитком в руке. Она сообщила, что Царица Небесная остаётся здесь, во Владимире, а на месте её явления нужно построить обитель в честь рождества Богородицы. Впоследствии образ разместился в Успенском соборе и с того дня именуется Владимирским по названию города. Не потому, что Божьих Матерей несколько, – отмечает батюшка Николай, – она одна, но то или иное чудо, совершённое в конкретном месте, несут иконы. Это Казанская, Муромская, в том числе и Владимирская». 
 Образ Владимирской иконы прославился на всю Русь во время татаро-монгольского ига. В XIV веке 8 сентября после молебна перед Богородицей от Москвы отступили войска Тамерлана, ещё через сто лет 3 июня та же участь постигла крымского хана Мехмед Гирея I, а в конце XV века 6 июля после стояния на Угре ни с чем восвояси отправился татарский хан Ахмет, а Русь наконец избавилась от многовековой зависимости от ордынцев. В память об этом во всех церквях страны в эти 3 исторических дня обязательно проходят праздничные службы. 
 Пока беседуем с батюшкой, к иконе то и дело подходят горожане самого разного возраста. Анна Ребрушкина, студентка, говорит: «В такой светлый чудесный праздник я тоже побывала в храме на молебне. Тем более, что в Мордовии находится древняя чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Будем молиться заступнице нашей».  
До сих пор историки гадают, как именно святыня попала в нашу республику. По одной из версий, чудотворный образ в мордовскую деревню Авьяс (Большой Вьяс, Пензенская область) принесли с собой старцы-иноки Иоанн и Тихон на рубеже XVI и XVII веков. Тогда на правом берегу реки Вьяс при источнике организовывался Владимирский мужской монастырь. Пустынь в Пензенской области то упраздняли, то возрождали, и, возможно, в тот момент, когда обитель относилась к Саранскому Петропавловскому монастырю, Владимирская икона и попала в наш город.
 «Ещё до революции существовала тетрадочка, – продолжает рассказывать клирик Старого собора Николай Чадин, – куда записывались чудесные помощи Божьей Матери конкретным людям. Насколько я знаю, по одной версии, тетрадь считается утерянной, по другой – может храниться в местном краеведческом музее. Но даже я видел множество прихожан, которые до сих пор приходят читать акафисты, просить у Бога прощения перед иконой или благодарить за чудо Царицу Небесную. Я так скажу: к пустому колодцу за водой не ходят». 
 В музее про наличие тетради в запасниках не говорят. Но сообщают другие исторические факты. Дмитрий Фролов, директор Мордовского республиканского объединённого краеведческого музея имени И.Д. Воронина рассказал, что документами подтверждается следующее: «В 1817 году в Петропавловском Саранском монастыре была выстроена специальная Владимирская церковь для хранения чудотворной иконы и в память о ратниках города и уезда, погибших в войне с Наполеоном. В то же время в Пензенскую область был отправлен список с иконы Божьей Матери Владимирская. Обе они почитались чудотворными. А в 1857 году между обителями возник спор: у кого – древняя подлинная, а у кого – копия. Епископ Пензенский и Саранский Варлаам назначил экспертизу. Поначалу эксперты указали, что в саранской – явные признаки старины, и она написана темперой. А та, что во Вьясе – осовремененная, без подражания греческому, написана масляными красками. Пензенское духовное правление ответ не устроил. После повторной экспертизы, подлинным признали Большевьясский образ. В инвентарной книге музея имеются записи, что к нам попадали обе иконы в качестве экспонатов, но кто, как и когда вернул их в храмы – неизвестно. Но случилось это до 1950 года точно».  
 Многие верующие считают возвращение чудотворной иконы в собор божьим промыслом. Другие – силой веры. Потому что в годы Великой Отечественной войны Иоанно-Богословский храм вновь открыл свои двери, только после письма более 600 прихожан в адрес правительства страны. Тогда же приход получил статус соборного и некоторое время был единственным действующим в Саранске и прилегающих районах. Сегодня увидеть реликвию и приложиться к чудотворному лику может любой желающий. 
Версия для печати Версия для печати