№ 19 (729)

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Было делоВыпуск № 17 (726) от 28.04.2021
Развитие – вне очереди

 Чему научат детей в садике?

Сегодня в проекте «Было дело» крупным планом – детские сады Саранска. В одном из первых номеров газеты «Мордовия» мы рассказывали,  как непросто было горожанам устроить ребенка в ясли. Сегодня строят современные и просторные центры развития ребенка, но хватит ли всем детям мест? Чему научат в садике и как кормят дошколят? Ответы на эти и другие актуальные вопросы  – в нашем материале. 
 
Доступ через Интернет
Печальная ситуация, о которой мы рассказывали в 2007 году, стала следствием демографической ловушки 90-х: опустевшие здания детских садов стали передавать различным структурам. До сих пор в них, как дань тому времени, располагаются поликлиники, федеральные службы и т.д. Когда рождаемость пошла вверх, было решено не возвращать старые здания, а строить современные центры развития ребенка. За последние 8 лет по данным Управления образования Администрации г.о. Саранск было введено в эксплуатацию 23 садика, а всего на сегодняшний день в городском округе 71 дошкольная образовательная организация и филиалы и свыше 18 тыс. воспитанников. Для сравнения: в 1996 году работали более 90 садиков, но их посещали менее 14 тысяч детей.  К 2007 году всего же оставалось 65 дошкольных учреждений, а общее число воспитанников чуть превышало 12 тысяч. 
В общем, сейчас и малышей стало больше, и число мест в садиках заметно увеличилось. К тому же, теперь уже точно не придется договариваться с заведующей о зачислении ребенка в ясли. Процесс упростился: поставил ребенка в электронную очередь и жди, когда подойдет его номер – все прозрачно. Только вот, всегда ли удается, чтобы его приняли в желаемый срок?
– Основное зачисление детей в сады на новый учебный год проводится в период с 25 мая по 1 сентября, – поясняет заместитель Директора Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск, начальник Управления образования Оксана Шуляпова. – В течение учебного года при наличии свободных мест происходит доукомплектование детских садов. Каждому родителю предлагается несколько вариантов детских садов для посещения их ребенком, которые находятся в шаговой доступности от места расположения предпочитаемого детского сада. В настоящий момент актуальная очередь в детские сады, расположенные на территории городского округа Саранск, отсутствует. Всего же в электронной очереди на предоставление места в дошкольной образовательной организации на период  с 1 сентября 2021 г. по 2024 г. зарегистрировано 6 тыс. заявок. 
А вообще, в очереди могут стоять дети, родители которых подавали заявления на перевод в другой садик, а также малыши, у которых желаемая дата зачисления в детский сад еще не наступила. К слову, устроить ребенка в детский сад можно не только по территориальному принципу. Родители решают сами, как им удобнее: могут выбрать садик ближе к месту своей работы или к дому бабушки, а также учитывая специфику программы дошкольного учреждения.
Кстати, сейчас в Саранске ведется строительство еще двух садиков: в 4-м микрорайоне жилого комплекса «Юбилейный» и по ул.1-ая Набережная. В конце 2021 года их смогут посещать почти 500 детишек. Еще 250 мест откроются в детском саду на ул. Кирова – сейчас по этому объекту готовится проектно-сметная документация. Новые детские сады предусматривают  наличие изостудии, компьютерного класса, бассейна, физиокабинета и сенсорной комнаты. 
Как отмечают специалисты, к началу 2021 года была обеспечена 100 % доступность дошкольного образования для детей от 1 года до 7 лет.
 
Возможности без ограничений
В садики принимают детей от 1 года 2 мес. и старше. Для таких малышков созданы ясельные группы, которые есть в каждом дошкольном учреждении.  Но таких крох, как правило, отдают в сад нечасто. По данным Управления образования, только 10% воспитанников начинают посещать сад в возрасте до 2 лет. Чаще всего приводят детей  от двух лет – 70 %, а ближе к 3 годам – лишь 20 %.
За эти годы существенно расширились возможности для малышей с различными особенностями здоровья. Группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, с нарушением речи функционируют в каждом микрорайоне города на базе 39 детских садов.  Так, малыши с нарушением опорно-двигательного аппарата могут посещать Центр развития ребенка – детский сад №3 (Октябрьский район) и детский сад №86 комбинированного вида (Пролетарский).
Прием детей в группы компенсирующей направленности ведется на основании коллегиального заключения Территориальной психолого-медико-педагогической консультации.
Кроме того, в Саранске по-прежнему работают два специализированных сада: №91– для детей с умственной отсталостью и №22 – для ребят с нарушением зрения.
 
Обучение с пеленок
Больше трети муниципальных дошкольных образовательных организаций в городе – автономные, то есть они самостоятельно ведут свою финансовую деятельность.  Большой разницы в этом для детей и их родителей нет.
– Родительская плата за присмотр и уход здесь такая же, как и во всех  бюджетных организациях, – отмечает Оксана Шуляпова. – Основное отличие автономных детских садов для воспитанников – это расширенный спектр дополнительных платных услуг: образовательных, оздоровительных или организационных. Но выбирать их или нет – это уже дело родителей.  
Заметим, что требования к дошкольному образованию за это время выросли как у родителей, так и у чиновников от образования. Теперь садик должен подготовить ребенка к школе, а не только обеспечивать присмотр и уход. 
– Образовательный процесс в муниципальных детских садах строится с учетом федерального образовательного стандарта дошкольного образования, – поясняет Оксана Шуляпова. – Образовательная программа детского сада направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. К окончанию детского сада у ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Каждый ребенок, окончивший детский сад, знает алфавит, умеет считать (прямой и обратный счет до 10), различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  Обычно, когда говорят о готовности к обучению в школе, имеют в виду, что ребенок достиг определенного уровня физического, психического и социального развития, необходимого для успешного усвоения школьной программы.
 
Кружки для развития
Те родители, кому мало банальной подготовки к школе, могут выбрать различные кружки, которые сегодня есть в каждом садике. К услугам малышей – танцы, английский, риторика, математические клубы и т.д. 
– Кружки дополнительного образования имеют познавательную направленность, физкультурно-оздоровительную (общая физическая подготовка, спортивные секции по видам спорта, ритмика), коммуникативно-речевую (логоритмика, обучение чтению, грамоте), нравственно-патриотическую, художественно-эстетическую, этнокультурную (обучение мордовскому языку, краеведение), – отмечают в Управлении образования г.о. Саранск. – Стоимость платных услуг невысокая. Тарифы остаются неизменными с 2012 года.
Занятия по дополнительному образованию (кружки, секции, студии) проводятся в соответствии с режимом – во второй половине дня. Они организуются педагогом в дополнительное от основной работы время, то есть не должно быть такого, что дети, чьи родители не оплатили кружок, предоставлены сами себе и находятся без присмотра воспитателя. 
 
Воспитание и питание
Еще один актуальный вопрос: «Чем кормят дошколят?». В садике дети проводят целый день и их пищевые  предпочтения напрямую связаны с тем, что готовят им повара.
– В рационе детей присутствует весь рекомендуемый набор продуктов питания, утвержденный санитарными нормами, – подчеркивают в Управлении образования Администрации г.о. Саранск. –  Переработанные и запрещенные санитарным законодательством продукты в питании детей не используются. В соответствии с новыми санитарными правилами изменились нормы по некоторым продуктам питания, используемым при организации питания в дошкольных образовательных организациях (яйцо, овощи, сахар, соль); исключены колбасные изделия; добавлена новая категория продуктов питания – это субпродукты (печень, язык, сердце (только говяжьи)). Особое внимание уделяется использованию витаминизированных продуктов.
 Посмотрела меню своего ребенка в садике на сегодня. На завтрак – геркулесовая каша, какао с молоком и батон с маслом, на перекус – яблоко; в обед – салат из свеклы с черносливом, рассольник со сметаной, плов с мясом, кисель витаминный и хлеб ржаной; на полдник – молоко кипяченое с вафлями и на ужин – картошка с овощами, огурец соленый, чай с сахаром и хлеб пшеничный. Действительно, меню разнообразное, всё полезное, ничего лишнего, а главное – ребенку нравится, говорит, что в садике: «Очень вкусно кормят!» Надеюсь, что начало полезным пищевым привычкам уже положено. 
С.Родионова.
Фото С.Пестов.
 
Версия для печати Версия для печати