№ 43 (907)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Было делоВыпуск № 13 (722) от 31.03.2021
Будущее начинается сейчас

 Как информационные технологии меняют жизнь?

Сегодня герой проекта «Было дело» – директор ГАУ Республики Мордовия «Госинформ» Алексей Романов.  Наша встреча стала весьма символичной. В этом году республиканский Информационно-вычислительный комплекс отмечает свое 10-летие. То, что казалось фантастикой в самом начале пути, теперь уже никого не удивляет. Какой IT-вызов бросает программистам и data-аналитикам национальный проект «Цифровая экономика»?  О новых информационных  технологиях, облегчающих жизнь, – в нашем материале.
– Алексей Евгеньевич, десять лет назад республиканский DATA-центр был уникальным в России. Удалось ли сегодня сохранить этот статус?
– Да, пока мы сохраняем свою уникальность. Информационно-вычислительный комплекс имеет высший уровень надежности и доступности информационных систем – TIER-4. Это, например, означает, что за три года DATA-центр может останавливаться не более чем на 16 минут.  Десять лет мы работаем в повседневном круглосуточном режиме и не останавливались ни разу. 
– Раньше «Госинформ» был оператором «Электронного правительства», теперь – регионального проекта «Цифровое государственное управление». Расскажите, что это такое?
– Отмечу, что мы первые в России разработали и утвердили в правительстве Мордовии концепцию «Цифрового государственного управления». В её основе лежит наша принципиальная позиция в том, что в рамках сервисной модели государства все государственные услуги и функции должны выполняться автоматически, без участия человека, а задача правительства – анализировать ситуацию на основании объективных данных, изучать динамику и менять, при необходимости, регламенты назначения и исполнения различных государственных услуг и функций. Надо сказать, что мы движемся к реализации этой концепции постепенно уже более 15 лет, переходя от использования разрозненных, локальных информационных систем к целостной цифровой среде. Еще одна мысль, которая легла в основу нашей концепции: «хватит управлять на основе интуиции, пора переходить к управлению на базе объективного анализа актуальных и достоверных данных». Для этого нами уже создан и продолжает развиваться реестр населения республики, где для каждой записи заложено порядка 150 различных параметров. Аналогично  каталогу в библиотеке, который позволяет быстро найти данные по любому информационному следу человека. 
– Можно конкретный пример, чтобы понять, как это работает?
– Например, нами реализован проект «Автоматизация скорой медицинской помощи», который исключает какие-либо «бумаги» в работе данной службы, все делается в электронной форме. К примеру, когда врач выезжает на вызов, то на свой планшет он сразу получает всю необходимую информацию о человеке, к которому едет: чем он болел в последнее время, какие у него были анализы и т.д. Это позволяет оперативно собрать объективный анамнез больного, что делает работу службы скорой медицинской помощи максимально эффективной. Все это реализовано в рамках общероссийской программы «Электронная медицинская карта», которую мы несколько расширили.
– Это уже в широкой практике?
– Да, на «скорой помощи» уже работает. Более того, весь процесс не только глубоко автоматизирован, но и хорошо контролируем. Есть аналитическая система, которая позволяет, не вставая с кресла посмотреть, в какое время все операторы «скорой» были заняты, когда раздался звонок, откуда он поступил и даже прослушать данный разговор, просмотреть карту вызова, содержащую информацию по диагнозу и результатам лечения.  Эта аналитическая система важна, в первую очередь, для руководителей службы, чтобы принимать верные решения по оптимизации бизнес-процесса и для устранения выявленных проблем. 
Хочу отметить, что мы единственные, кто ввел электронную облачную подпись в деятельность государственных учреждений. Причем эта инновация не требует установки дополнительного программного обеспечения на компьютере. Мы создали систему управления электронной подписью, которая делает использование облачной электронной подписи прозрачным, контролируемым и удобным. Например,  как только сотрудник уволился, его подпись мгновенно останавливается, а отдел кадров нажатием одной кнопки просит систему издать новому сотруднику его персональную электронную подпись; и уже через 30 секунд он сможет подписывать свои документы электронно. Все сопровождающие процесс документы формируются автоматически и размещаются в архиве юридически значимых электронных документов. А вообще весь процесс выдачи 3 500 электронных подписей для медицинских работников занимает не более часа, тогда как в обычных условиях на это могло бы уходить до полутора месяцев. Вот разница между традиционной системой и цифровым государственным управлением. Думаю, что в этом году закончим процедуры перехода на безбумажное ведение всех медицинских документов.
– Над чем еще работаете?
 – Готовимся внедрять систему управления движением лекарственных препаратов в службе «скорой». Как это происходит в обычной практике? Например, врач на вызове сделал укол больному. Он должен составить акт списания этого препарата, заявку на пополнение лекарствами своей сумки и передать этот документ на склад. Там уже кладовщик в свою очередь оформляет расходный ордер, который подписывает врач. После этого кладовщик должен оценить остатки лекарств на складе и в случае, если их оказывается недостаточно, составить заявку на пополнение запасов с центрального склада. Это очень длительный, переполненный бумагами процесс! Сегодня же врач в своем планшете делает назначение и просто нажимает кнопку «выполнено». Всё! Процесс закончен. Все остальное сделает цифровая машина – оформит документы, подпишет их, сформирует заявки и т.д. Следующим этапом будет то, что врач вообще не будет ничего печатать даже в  планшете – перейдем на аудиовизуальный интерфейс. Достаточно будет просто проговорить назначение и необходимую дозировку. Машина разберет речь, сформирует документ, подпишет его. А врач будет только лечить! Сейчас мы проводим эксперименты в данном направлении. 
Ведется также работа по единой справочно-информационной службе Министерства здравоохранения «122». В центре обслуживания телефонных вызовов будет и голосовой робот, который сам ответит на типовые вопросы. Если он что-то не разберет, то переключит на оператора. Если тот не сможет помочь, то свяжет с узким специалистом. По одному номеру можно будет и записаться к врачу, и вызвать его на дом, и узнать, где и какие есть лекарственные препараты… Мы сейчас обсуждаем, что у человека должен быть один номер, по которому он должен рассказать, что с ним случилось, а специалист, с которым он разговаривает, уже сам определяет: нужно вызвать ему врача или «скорую», или он сам придет на прием, чтобы сдать анализы. Это достаточно серьезная работа. Она требует внедрения системы искусственного интеллекта. 
Повторюсь, что основная задача – максимально автоматизировать все процессы, никакие данные не должны более вноситься в компьютер в ручном режиме. Они зарождаются в ходе реализации соответствующего бизнес-процесса и фиксируются информационной системой, автоматизирующей этот процесс. Например, вам выписали лекарства, выдали рецепт,  или вы сдали анализы – машина всё запомнила. Эта информация стекается в единый блок, который можно потом проанализировать. 
– Получается, что достаточно одного «клика» и всё о человеке становится ясно?
– Да, можно задавать вопросы и получать информацию в полном объеме, необходимом для реализации ваших полномочий. Мы говорим о стратегии управления на основании объективных данных. Еще должна быть система мониторинга, которая следит за всеми рабочими процессами, и если где-то происходит какой-то сбой, то она автоматически об этом оповещает руководителя. Причем должна быть системная эскалация. Условно, если директор организации не принял решений в определенный срок, то об этом оповещается министерство, если же оно в свою очередь затянуло процесс, то информация об этом подается выше по иерархии.
– Вот так просто и без бюрократии! Это избавит человека от «семи кругов ада» хождения по кабинетам. 
– Да, будет контроль, но уже технологический. На основе объективных данных, которые складываются из рабочего процесса. 
– Когда мы сможем к этому прийти? 
– Многое будет зависеть от ресурсов. Сегодня проблема не только в России, но и во всем мире – огромный дефицит программистов, разработчиков информационных систем, data-аналитиков. К сожалению, проблема с кадрами обострилась и у нас. 
– С чем это связано? Уезжают в другие регионы? 
– И это тоже. Сейчас нам нужен прорывной проект, который увлёк бы молодежь и охватил бы все отрасли. Хочу сказать, что в воздухе он витает. Его называют по-разному: «Цифровая городская среда», «Умный город», но с нашей точки зрения, это ошибочные модели. Нельзя старую городскую среду привязать к новым технологиям. Мы уже года два разрабатываем проект «Новая среда обитания человека». Он затрагивает не только информационную сферу, но и транспорт, энергетику, дорожное и гражданско-промышленное строительство, бытовые технологии и т.д. Суть в том, что каждое направление развивается отдельно, но синергетический эффект можно получить лишь в случае, если это развитие будет плотно взаимоувязано в едином проекте. Это произойдет тогда, когда всех разработчиков объединят в едином проектном центре, и появится общий полигон, где одновременно будут планироваться разработки по всем направлениям реализации проекта при помощи системы «искусственного интеллекта». Чтобы было понятнее, о какой новой среде обитания я говорю, приведу пример. Вы понимаете, что живущие в такой среде люди также будут покупать повседневные товары, продукты питания. Как и в «Умном городе» им будут предложены сервисы по «цифровому» заказу и автоматизированной доставке. Но в новой среде обитания интеллектуальная система будет автоматически отслеживать в режиме реального времени, спрос населения на те или иные товары и услуги, чтобы проанализировать объемы поставок, спрогнозировать изменения в потребностях и сформировать задания для производства. В итоге потери производства на реализацию сократятся, и в магазинах всегда будут только свежие продукты.
– Это вообще реально?
– Да, технология позволяет это сделать уже сегодня. Важно решать данный вопрос комплексно, не только технически, но и организационно, социально. Такой масштабный проект, конечно, не может стартовать без поддержки государства. Но если его реализовать в Мордовии, то он будет локомотивом для развития всей экономики региона. 
С.Родионова.
 
Версия для печати Версия для печати