№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Чтобы помнили...Выпуск № 8 (664) от 19.02.2020
Одна война – пять судеб

 В редакцию газеты «Мордовия» пришел наш бывший коллега Владимир Ермишев, в прошлом журналист одной из районных газет. Он поведал историю, которая подтолкнула нас к написанию этого материала.

Когда - то с семьей они отправились на отдых в Краснодарский край. На одной из долгих остановок поезда он вышел на станции. Названия уже и не помнит. Но помнит стелу, которая поразила его. Случайный прохожий рассказал ему о том, что этот памятник воздвигнут в честь матери, проводившей на фронт 9 сыновей. И никто из них не вернулся домой живым. Таких примеров, к сожалению, тысячи. В России сегодня установлены десятки монументов таким же матерям. История прошлого одновременно проста и горька. Жила в селе большая семья. И в короткий срок никого не осталось. Как  материнское сердце могло выдержать тяжесть этой горькой утраты, сложно представить.  Мордовию тоже не обошла эта участь. В семье Львовых из села Сивинь Краснослободского района на фронт ушли 9 человек – пятеро сыновей и двое зятьев, трое внуков. Память о них хранится  в школьном музее.

Первой историю героической семьи начала собирать Мария Петровна Криворотова. Еще в 1983 году. Учитель истории открывала музей к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ходила по домам, общалась с сельчанами. Тогда и познакомилась с сестрами Львовыми, которые поведали историю своей семьи. Информации было немного. Ее дополнили уже сегодня, когда заработал «Мемориал». Мария Петровна стала инициатором того, чтобы в Сивини была улица, названная  в память о семье Львовых. На доме установили мемориальную доску с именами всех братьев Львовых. Филипп Николаевич, Антип Николаевич, Иван Николаевич, Максим Николаевич, Семен Николаевич. 
Кроме сыновей у Львовых Николая Васильевича и Марии Ивановны было еще пять дочерей. И сегодня односельчане вспоминают, какие они были дружные. А уж красивые! Сильные, стройные, высокие. До войны все успели жениться, кроме младшего Семена. Для каждой новой семьи строили свой дом. Мастера они были, плотники. Сыновей ремеслу научил отец Николай Васильевич. Известие о нападении фашистских войск застало всех в поле, заготавливали силос. На первых порах все были уверены, что война закончится скоро. Но…
Первым призвали на фронт Максима Николаевича Львова (11.08. 1914.  -  29.06. 1941.) Погиб он тоже первым среди них. Под Москвой. Был стрелком. В октябре в дом пришла страшная весть: извещение, что Максим Николаевич пропал без вести. Где похоронен, тоже неизвестно. Супруга его рассказывала, что пришлось Максиму Николаевичу воевать и в финскую войну. Больше подробностей нет. Есть воспоминания о проводах. Максима провожала вся семья. Уже родилась дочка. И было понятное всеобъединяющее чувство горечи расставания и утраты.   
Самый старший из сыновей Филипп Николаевич (1900- 1942). Ему было уже 40 лет. Призвали 20 сентября 1941года, а в феврале 42-го семью настигло очередное «пропал без вести». Как и брат Максим, был стрелком. Провожали его из Старо-Синдровского района, сегодня это Краснослободский. Историк Мария Криворотова вспоминает частушку, что сложили в те годы. Провожали с песнями, хотя душа плакала:
Старо-Синдровска дорожка
Вся слезами полита.
Вчера брата проводила.
Завтра, милого, тебя.
Дома у Филиппа Николаевича остались жена Анна Петровна и шестеро детей. Жили дружно. Филипп делал все сам, в том числе хозяйственный инвентарь: телегу, сани, соху. Старший, первенец, Василий 1922 года рождения, тоже был призывного возраста.  Вспоминает, как отец уходил рано утром, младшие еще спали. «Он поцеловал их на прощанье и вышел. Он уходил вместе с другими мужчинами из села. Все провожающие плакали, а мужики говорили: «Не плачьте, вернемся живыми. Но ни один из этого призыва не вернулся». 
Антип Николаевич Львов (1904 – 1942) – второй сын по старшинству. До войны с женой Дарьей Алексеевной Бебеновой народили 8 детей. Супруга наделась, что его не призовут, боялась остаться одной. Как растить ребятишек? А в семье уже были похоронки. Но 1 января 1942 года призывают и Антипа. Антип Николаевич на фронте был санитаром. Воевал на Брянском фронте, в составе 40 армии, 141 стрелковой дивизии, 796 стрелковом полку. Воевать довелось недолго. С января по июль 1942 г. В этот период 40-ая Армия участвовала в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. Скорее всего, Антип Львов погиб в ее первый этап – Кастроненской операции, которая длилась с 26 июня по 10 июля.
Дарья Алексеевна потом расскажет: «Как получил Антип повестку, собрала я ему котомку. Хлеб из картофельных выжимок, пареный конёвник. Даже поплакать было некогда. В доме восемь голодных ртов. А Антип наказывал беречь детей. Пекли хлеб так –  липовые листья смешивали с картошкой и мякиной. Но детей я всех сохранила, выполнила наказ Антипа». 
Ивана Николаевича Львова (1910-1942) призвали спустя месяц после старшего Максима, 21 июля. Дома остались две дочки и беременная жена. Иван ждал сына и сожалел, что не увидит его. Мама и супруга вспоминали о нем как об очень рассудительном, спокойном человеке. В 1938 году ездил с экспедицией искать нефть в Поволжье. Об Иване Николаевиче неизвестно почти ничего. Ни где воевал, ни где погиб. В алфавитной книге призыва в Советскую армию по Старо-Синдровскому району (1941-1945гг) из архива Краснослободского районного военкомата Республики Мордовия указано, что направили на железнодорожную станцию Ковылкино. В похоронке: пропал без вести в сентябре 1942г. В тот год ему было 32 года. И у него все-таки родился сын. Михаил Иванович хранит память об отце. И его единственное письмо, что успел прислать отец с фонта: «Он писал, как ходят в атаку, что осколки и пули звенят не переставая. Спрашивал о том, кто родился и как назвали. Мама написала ему, что родился сын и назвали Мишей. Только неизвестно, получил ли он это письмо. Может быть, и погиб, не зная, что у него есть сын».
Похоронка на Ивана стала уже четвертой для Марии Ивановны Львовой. Ее дочь Екатерина Николаевна рассказала, что мама стала «какая-то странная. Все больше молчала. Выйдет за ворота и смотрит, смотрит на дорогу. И говорила, если что случится с Семёном, она не вынесет этого». Семен был младшим, любимцем. Он не успел жениться до войны, оставался в доме с родителями. В нем души не чаяли. Дали образование. На последние деньги покупали одежду, освобождали от всех дел, лишь бы учился. В выпуске с Семеном было 19 мальчишек, 15 из них погибли. Сегодня заветный аттестат Семена Львова, о котором мечтала вся его семья, хранится в музее Сивинской школы. По всем предметам «отлично», по русскому языку «хорошо». В Карьгинской школе Семен отработал всего один год. Восемнадцатилетним 25 сентября 1941 года его проводили на фронт. 
Через шесть месяцев учебы в Днепропетровской военной школе Семен Николаевич попадает на передовую. Воевал на 1-м Украинском фронте в 5-й стрелковой роте 836-го полка 38-й армии 240-й Днепровско-Киевской дивизии. Письма писал редко, но они приходили и дарили надежду, что все обойдется, что хотя бы одного сына смерть пощадит. Но в марте 1944 года при освобождении Винницы Семен погиб. Ему был 21 год. Известно место его захоронения. Село Оратовка Оратовского района Винницкой области.  
Екатерина Николаевна Львова говорит, что это было страшное мгновение, когда мать получила похоронку на своего последнего сына. Смотрела на нее долго, молча, не могла и не хотела осознать произошедшего, «… а потом рухнула на пол, как подкошенная. С этих пор она больше не встала на ноги. Пролежала два с половиной года, а в 1947г умерла. Выдержать пятую похоронку она не смогла. Да к этому времени это уже была не пятая, а шестая страшная весть в семье. В 1943 г. погиб муж сестры Аксиньи. Перед смертью она часто посылала нас открывать дверь. Говорила, то Антип пришёл, стучится, то Максим, то Филипп, то Иван, то Семён. Но о Семёне вспоминала чаще». 
В память об участниках Великой Отечественной войны, уроженцев села Сивинь Краснослободского района Мордовии братьях Львовых в Сивинской школе открыли «Парту Героя». Учитель Нина Николаевна Макеева говорит, что детям о земляках, их самоотверженности рассказывает часто. Чтобы помнили. Вместе с учениками 9 Мая, в День Победы идут на митинг, который проходит около дома Львовых. Их родственники все уехали из села. Но недавно прислали фотопортреты, чтобы братья Львовы в полном составе с другими уроженцами–героями прошли в Бессмертном полку. Чтобы память о героях жила, как и память об их матерях, которые проявили не меньшее мужество, ожидая  сыновей с войны, отдавая их жизни Родине, людям. И замыкали боль утраты в сердцах. 
Т. Ланская.
Версия для печати Версия для печати