№ 51 (914)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: КультураВыпуск № 48 (911) от 30.11.2024
«Золотой петушок»

 

Волшебная сказка Римского-Корсакова

Самая ожидаемая премьера сезона в Государственном театре оперы и балета имени И.М. Яушева состоялась. В выходные дни коллектив представил премьеру оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», который 2 дня собирал аншлаги. Напомним, театр победил во Всероссийском конкурсе по поддержке новых постановок спектаклей, посвящённых 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. 
 
С чего началась последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, которую он написал за год до смерти? С фанфарного призыва, со всеслышного и повторяемого «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!». В нотной тетради на первой странице, когда композитор начал сочинять «Золотого петушка», записал мелодию, имитирующую крик петуха. Именно она стала лейтмотивом всей оперы в острые моменты сюжета. А театралы на премьере услышали петушка голосами Анны Голубевой и Марины Видяйкиной. 
Для театра, для постоянных зрителей, да и для всей республики премьера «Золотого петушка» стала настоящим большим событием! Режиссёр Эдуард Храмов с коллективом готовил её в сжатые сроки. В разговорах, диалогах до премьеры чувствовалось, какой накал эмоций в коллективе, огромное желание поставить спектакль на высшем уровне. И Театру оперы и балета имени Яушева удалось создать настоящую красивую сказку.
Она начинается с первых нот оперы Римского-Корсакова, с первых мгновений, когда зрительный зал расцвечивается узорами. Ощущение, что книжные иллюстрации ожили, сошли со страниц на сцену и заиграли. Костюмы очень декоративные, и на первый взгляд, простые, созданы в стиле народных промыслов. Но от того ярче предстаёт общая сценография, которую разработал художник Оганес Айрапетян.
Стилизованное рисованное войско удачно создаёт массовость на сцене. Передвигаемые артистами, они тоже оживают и вписываются в массовку. Восхищают покои Шамаханской царицы, её восточный сераль. Среди ярко-красных тканей разыгрывается любовь, имитация сжигающего чувства, обман, интрига, надежды, сладострастие. Соблазнительная и соблазняющая царица, её прекрасно прочувствовали и исполнили Наталья Хабибулина и София Орлова, облачена в богатые одежды и в сверкающий наряд одалиски. 
Мало какой спектакль сегодня обходится без мультимедийных вставок. И уже вопрос вкуса художника и режиссёра создать дополнительную виртуальную картинку. В «Золотом петушке» она получилась фантастической, как и положено, создавала настроение, погружала в атмосферу: мистического выхода Звездочета на фоне тёмно-синего мерцающего пространства космоса и светлого, с бегущими облаками-вензелями, неба, и царско-обыденных покоев, и летящего Золотого петушка, и чёрно-красно-синих всполохов тревожного ожидания войны, и траурного в финале. 
Но, конечно, не только визуально красивым получился спектакль. Оркестр, которым дирижирует Максим Акулов, справился со всеми хитростями, техническими сложностями, что приготовил музыкантам Римский-Корсаков. Леонид Бомштейн, исполнитель партии Звездочёта, уже после премьеры с восхищением назвал нашего дирижёра трудоголиком, который бережно работает с материалом, не оставляет певца, ведёт его по партии.
«Музицировать с ним огромное удовольствие. Чувствуется его поддержка, он всё время с певцом. Это замечательное свойство настоящего оперного дирижёра», – подчеркнул Леонид Бомштейн. Солист Большого театра ещё раз признаётся, конечно, по секрету, что со Звездочётом он дебютировал четверть века назад. И это роль, над которой можно работать всю жизнь, обогащать её и развивать. «И слава Богу, – отвечает певец, – диапазон голоса позволяет исполнять эту непростую партию».  
Можно представить, что «Золотой петушок» в Саранске был почти как в Большом театре. Ведь наряду со Звездочётом-Бомштейном царя Додона исполнял народный артист России Михаил Гужов. Он солист Музыкального театра «Геликон-опера», приглашённый солист Большого театра и ещё ряда коллективов страны.
Михаил Гужов также впервые выступил в образе царя Додона 25 лет назад. Мы же в Саранске, по-видимому, от опыта артистов только выигрываем и получаем лучшее, что можно слышать в опере. Михаил Гужов создал образ смешного царя, местами наивного и глупого, получившего Золотого петушка, мечтающего, как помним ещё по Пушкину, править лёжа на боку. Мечтающим покорить красавицу Шамаханскую царицу и забывшего об истинной роли царя-радетеля за свой народ. 
«Потрясающие ощущения, потрясающая публика, я в первый раз приехал в город, были репетиции. Это чувствуется, конечно, по-другому, потому что самый первый спектакль был очень давно, в 1999 году, и там была другая интерпретация, другая постановка. Но я рад участвовать в вашей постановке, она более традиционная, и привнести настоящую сказку. Думаю, и дети могут смотреть её. Я просто рад! Спасибо публике за приём, готов и дальше приезжать в Саранск, петь ещё в интересных постановках», – поделился эмоциями Михаил Гужов сразу после премьеры.
 «Золотой петушок» переносит нас сразу к нескольким памятным событиями, юбилейным датам. В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина, 180 лет со дня рождения композитора Н.А. Римского-Корсакова. Впервые оперу поставили 115 лет назад. Теперь она заняла место в афише Государственного театра оперы и балета имени Яушева. Следующие премьерные показы запланированы на февраль 2025 года.
 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии