№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: КультураВыпуск № 5 (869) от 31.01.2024
Дело жизни

Бывший директор Музея Эрьзи Маргарита Баранова отметила 85-летие

Человек с большой буквы – так говорят о достойных людях. Так можно сказать и о Маргарите Николаевне Барановой, бывшем директоре Музея имени Степана Эрьзи. Более трёх десятков лет своей жизни она посвятила именно этому музею. С её именем связано его становление, при ней музей строился, формировался трудовой коллектив, создавались фонды и пополнялись запасники. Маргарита Николаевна уже давно на заслуженном отдыхе. А 21 января она отметила свой 85-й день рождения.

Детские годы
Маргарита Баранова родилась 1939 году. Через 2 года началась Великая Отечественная война. Отец ушёл на фронт, а мама заболела туберкулёзом. Детей старались ограждать, чтобы не заразились. Неделями держали в садике, домой отпускали только на выходные. Но Рите там нравилось – пела и танцевала. Вообще она была очень активным ребёнком: любила в речке купаться, что называется, за уши не оттащишь. А мечтала маленькая Рита быть балериной, даже пируэты крутила перед гостями. Но папа был человек опытный и хорошо разбирался в балете, поэтому не советовал ей, говорил, параметры не те. «Примой ты не будешь, сольной партией ты не будешь. Ты будешь всё время в кордебалете и глотать пыль за кулисами». Послушалась.
Умерла мама. Папа стал выпивать. Рите это совсем не нравилось, и рванула она с подружкой Кларой в Караганду учиться на шахтёра. Так и осталась там работать. Правда, не долго. Отец захворал. Пришлось вернуться. Потом судьба закинула Маргариту на ламповый завод. Шесть лет проработала там машинистом компрессорной установки. И тут у Риты загорелось поступать на географический –  мечтала путешествовать. Вместо этого поступила на отделение английского языка и параллельно училась на факультете общественных профессий. Какое-то время поработала в четвёртой школе преподавателем английского и классным руководителем. 
 
Директор музея
Пока работала в школе, 32-летняя Маргарита подрабатывала экскурсоводом в картинной галерее имени Федота Сычкова – так тогда назывался сегодняшний Музей имени Эрьзи. Через какое-то время ей предложили должность заместителя директора по научной работе. Но Маргарита никак не собиралась становиться руководителем этого культурного учреждения.
«Но я не думала никогда быть директором, – признаётся Маргарита Николаевна в интервью. – Меня поставили временно исполняющей обязанности, но я начала уговаривать людей, которых я уважаю, чтобы они стали директором. Я просила Александра Ивановича Коровина, Любовь Сильвестровну Шанину, Николая Ивановича Шибакова. Никто не соглашался. Зарплата маленькая, работы много. На кой им это надо. Я осталась».
Вот так в 1973 году Маргарита Баранова стала директором музея, но пока ещё не Эрьзинского. Только в 95-м она добьётся того, чтобы музей носил имя великого на всю страну и за рубежом скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.
 
Закипела работа
Маргарита Баранова была всегда очень твёрдой и упёртой. Возможно, именно эти качества и помогли ей буквально поднять музей. А начала она с возведения здания. Ведь на Коммунистической, 61 тогда торчали только большие бетонные балки. Бывший директор пустила всё на самотёк. «Когда вот эту коробку построили, мы говорим, экспозиция будет висеть, а где наши произведения будут храниться, где мы будет сидеть, а где будет реставрация и прочее? Давайте ройте подвал. Наш коллектив – библиотекари, краеведы – приходили нам помогать. Мы все вместе вручную вырыли эти подвалы. Ещё гидроизоляция была плохая. Когда мы туда сели, там стало подтекать, сыреть. Опять миллион ремонтов», – увлечённо рассказывает Баранова, будто всё было вчера.
Сотрудников она оправила в старое здание, а сама осталась на передовой. Там и заработала себе гайморит и астму.
 
Искусство и музыка
После строительства начали обживаться. Картины из галереи переехали в новое здание. Их было очень мало, чуть больше сотни. Но надо было расширяться, а денег почти ни на что не выделяли. Маргарите Николаевне самой приходилось ездить в Москву за картинами.
Ездила в министерство культуры, в Союз художников СССР и РСФСР. Умоляла Виктора Попкова и Дмитрия Жилинского. Отказали. Работали только с крупными музеями. Богатство музея пополнялось благодаря художникам, которые делали у нас выставки. Каждый обязательно дарил по одной-две работе. Так и жили. 
Трудно было в 90-е. Не поступали ни деньги, ни картины. Музыкальные вечера, которые зародила Маргарита Николаевна, прекратились, потому что артисты были московские. Вот тогда начала использовать свои силы, приглашать местных музыкантов и вокалистов. Сама она была большой любитель классической музыки, поэтому сумела сплести искусство и оперу. 
Впервые музыкальные вечера Маргарита Баранова увидела в Пушкинской библиотеке в Москве. Эту идею уже успели подхватить Вильнюс, Львов. А потом и в Саранске стали проводить. «Приезжала к нам Глушкова Римма, она пела романсы, Виктор Пикайзен – великий скрипач – у нас играл, приезжали и грузинки, и пианистки. Помню, одна пианистка, когда сыграла на рояле, как пнёт его. Мы очень оскорбились. А Рихтер говорил: «Я даже в деревнях играю, на плохом рояле. Всё равно я из него выжму, что надо, они поймут, что это хорошая музыка»», – вспоминает Маргарита Баранова. В фойе тогда играли московские, а потом местные артисты. И до сих пор играют – настолько прижилась традиция.
 
С юбилеем!
В 2003 году Маргарита Баранова ушла на пенсию. Да и видеть стала плоховато. Свой пост руководителя она передала сегодняшнему директору музея Людмиле Нарбековой, а сама задумала создать книгу о великом скульпторе Степане Эрьзе.
Совсем недавно Маргарита Николаевна отметила свой 85-й день рождения. В Музее имени Эрьзи прошёл юбилейный вечер. Поздравить пришли близкие, друзья, коллеги и те, кто тогда только начинал свою карьеру.
«В 1993 году открывалась моя первая персональная выставка. Маргарита Николаевна была директором, – вспоминала Людмила Нарбекова. – Я помню, сколько у меня было волнений как у начинающего художника. Я только что вступила в Союз художников, приехала из Москвы с членским билетом. Это открытие запомнилось на всю жизнь. Затем уже с 2004 года пошли мои 20 лет директорствования».
Сейчас Маргарита Николаевна Баранова каждый день слушает классическую музыку и даже не испытывает пенсионной скуки. В своё время её жизнь была насыщена событиями, встречами, а сейчас она богата воспоминаниями. В квартире хранятся сотни фотографий, связанных с интересной и насыщенной жизнью. Хоть и пересмотреть она их не может, зато помнит историю каждого фотоснимка. А ещё скучать не дают книги – говорит, переслушивает зарубежную и русскую классику.

 
Версия для печати Версия для печати
Коментарии