№ 17 (881)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: КультураВыпуск № 7 (819) от 15.02.2023
«Состояния» Алексея Курчавого

 В музее им. С.Д. Эрьзи открылась выставка картин молодого художника из Саранска – работы выполнены в старинной печатной технике

В  музее имени Эрьзи открылась выставка картин молодого художника из Саранска «Состояния». Алексей Курчавый творит в необычной художественной технике: офорт, литография и линогравюра. Когда-то таким способом тиражировали изображения для книг и учебников. Современные же художники используют печатное ремесло как уникальный язык для создания циклов авторских картин. С художником-экспериментатором встретилась Людмила Кусерова.  
Монохромные изображения, будто пропущенные через фотофильтры, украшают выставочный зал в Музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Человек, не посвящённый в тайну их создания, подумает, что это распечатанные на принтере изображения. Такое первое впечатление невероятно обманчиво! Зрителю нужно вдуматься, тогда взгляду и воображению откроется творческая задумка автора. Задумка, воплощённая в забытых техниках офорта, литографии и линогравюры. Если обычную картину художник пишет с помощью красок, кистей и палитры, то гравюры и оттиски создаются совсем иначе. Автор сначала как бы выцарапывает рисунок специальными иглами и резцами на отшлифованной металлической пластине. Потом поверхность грунтуется, сохнет, и так несколько раз. После этого на специальном станке печатается оттиск – на создание одной такой гравюры уходят недели, а то и месяцы.  
«Всё новое – это хорошо забытое старое. В своё время техника офорта была создана для печати репродукций, – рассказывает автор выставки Алексей Курчавый, – это тиражная работа: создав одну пластину, один эстамп, вы можете его растиражировать на много-много оттисков. Так в своё время появлялись книгопечатание, контурные карты и другие изображения. Потом художники эту технику переосмыслили. Она стала не просто инструментом для размножения картинок, а превратилась в уникальный язык. С помощью него можно создать художественный образ. И напечатать его в других состояниях, немного изменив. Собственно, выставка так и называется «Состояния». Например, домик напечатать на другой бумаге, другим цветом, перегравировать фон, потом вернуть назад. Получаются как бы временные срезы. Один и тот же замысел предстаёт перед зрителем в новом образе. Мне показалось интересным как бы столкнуть разные срезы одной пластины и ретроспективно проследить, как она развивается». 
Алексей Курчавый – молодой профессиональный художник. Преподаёт в школе искусств –приобщает детей к миру прекрасного. В свободное от работы время решается на творческие эксперименты. Старинными печатными техниками заинтересовался несколько лет назад. Сначала это было просто несерьёзными увлечением, элементом процесса «творческого поиска». Не всё же время картины рисовать – душе художника захотелось чего-то оригинального. Творческий поиск и перерос в выставку, которая в Саранске заинтересовала не только профессиональных художников, но и простых любителей прекрасного. 
«Сама выставка не столько про сами оттиски, сколько про технику в целом. Она такая, мини-просветительская. Потому что здесь подробное описание техники, представлены инструменты, пластины и каждый может не просто увидеть конечный результат, а как он появляется. В отличие от рисунка, где всё происходит здесь и сейчас (вы рисуете и сразу видите, что получается), в офорте нужно много раз повторить похожие операции, а результат виден в самом конце, после отпечатывания. До этого момента результат смутно представляется. Времени такой процесс занимает довольно много: от недели, может и месяца. Сейчас подобные ручные техники – офорт, литография, линогравюра – набирают популярность. Наверное, человек соскучился по ручному труду, по живым техникам. Я наблюдаю живой интерес к этому, постоянно рассказываю про это и друзьям, и ученикам. Один из мотивов этой выставки – разом показать всем, как это происходит».
На выставке «Состояния» представлены не только картины, но и инструменты, которыми работал художник. Специальные постеры знакомят с технологией создания гравюр и оттисков – старинный процесс непривычен для современного человека. Увидеть всё это можно в музее им. С.Д. Эрьзи до 5 марта. Авторы ждут и профессионалов, и любителей, в том числе и обладателей Пушкинских карт.  
Л. Кусерова 
 
Версия для печати Версия для печати