- Новости :: КультураВыпуск № 21 (625) от 22.05.2019
- Театр знаменитый, с богатой историей
Три дня в Саранске длились гастроли Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. Театр знаменитый, с богатой историей. Начинался он в 18 веке. Играли там крепостные артисты симбирского помещика Николая Дурасова. Первый спектакль представили публике в ноябре 1774 года. Это была комедия «Пугачев Емелька». Сегодня ульяновский театр возглавляет Наталья Никонорова. Мы спросили ее, как коллективу удается оставаться любимым у своей публики.
- Здравствуйте, Наталья Александровна. Знаем, Ваш театр давно стал частью большой театральной истории государства Российского. На каких моментах Вам хотелось бы акцентировать внимание?- Я могу говорить об этом долго. Но если коротко, то мы в этом году открыли 233 сезон. Готовимся к юбилейному, а он уже через сезон, и мы к нему очень серьезно подходим. Наш театр один из старейших. Он входит в пятерку самых старых театров. Мы очень гордимся нашей историей, и в историю культуры российской нашим театром вписаны великие имена.У нас начинала свою творческую жизнь 16-летняя Пелагея Стрепетова. Именно у нас первый свой спектакль поставил Александр Таиров. Можно перечислять другие имена, они нам очень дороги.- Наталья Александровна, когда Вы пришли работать в свой театр?- Я в театре долго, больше четырех десятков лет. Пришла очень молоденькой и прошла все ступени, начиная с помощника режиссера и до директора. Сегодня я считаю наш театр очень стабильным, серьезным коллективом, который пропагандирует великую драматургию. Сейчас идут три постановки Шекспира, два спектакля по Чехову. Мы очень любим Гончарова. Театр носит его имя уже 13 лет. В свое время были поставлены 4 спектакля по его произведениям, которые не являются пьесами, как Вы знаете.И сегодня в афише очень знаковые постановки. В прошлом сезоне мы сделали интересную премьеру - «Капитанская дочка» по Пушкину. Этот спектакль вошел в лонг-лист «Золотой маски». Мы немного не дотянули до номинации, но для нас это очень серьезная постановка.- Итак, лицо Вашего театра – это русская и зарубежная классика?- Да, но в этом сезоне мы рискнули и организовали режиссерскую лабораторию Олега Лоевского, известного театроведа, организатора театральных фестивалей. Он один из немногих театральных деятелей, который занимается тем, чтобы режиссеры находили свои театры, а театры своих режиссеров.Мы уже второй раз проводим эту лабораторию, сначала для большой сцены. В этом году для маленькой. В этот раз воспользовались материалами современных авторов. И уже занимали призовые места на конкурсе драматургии «Ремарка». Рискнули. Мы очень хотим проверить наши работы на зрителе, который обожает классику, и наш театр очень любит, и наших актеров в любом проявлении. Надеемся, что это необычная сторона нашей деятельности будет востребована.- Вы назвали ряд имен, связанных с вашим театром. Тем не менее Ульяновский драматический театр сегодня в большей мере ассоциируется с именем Юрия Семеновича Копылова, который более 20 лет был художественным руководителем театра (народный артист РФ, режиссер).- Спасибо, мне даже приятно, что Вы его вспомнили. Может быть, я буду амбициозна, если скажу: он личность, которая известна не только в России и в нашем регионе, но и за рубежом. Этот человек 30 лет создавал свой театр, строил нашу школу. Сейчас его театральная школа продолжает жить. 75% наших актеров – это его ученики. Юрия Семеновича уже нет, к сожалению. Шесть лет назад он ушел от нас. Но остался серьезный костяк, это делает наш театр очень интересным, я считаю. Поэтому мы стараемся приглашать разных режиссеров, которые могли бы найти у нас свое место.Сейчас репертуар разный, интересный по форме и по содержанию. Например, у нас есть спектакль - бродилки. Иммерсивный спектакль «Весенняя гроза» Уильямса. Действие проходит в шести местах. Зрителям так нравится ходить за актерами и следить за местом их пребывания в театре! Есть спектакль, где зрители сидят на сцене, а зрительный зал является как бы декорацией. Это спектакль «Бесприданница» режиссера Владимира Золотаря, тоже золотомасочный. Я горжусь, что у нас все режиссеры интересные знаменитые, но все разные. Работать с ними нашим актерам очень нравится.- Часто ли Вам удается гастролировать, многие театры жалуются, что сегодня это удовольствие не всем по карману?- Я бы сказала, что театру сегодня помогают. Мы много ездим на гастроли 10-дневные, двухнедельные и даже востребованы за рубежом. У нас сохранились старые контакты, например, с Израилем. Там есть замечательный продюсер, который приглашает крепкие провинциальные театры, с московскими он не очень дружит.Мы 8-й год гастролируем. Специально ставим для них спектакли и работаем на больших площадках. Серьезная работа в жаркий период, но нас там любят и знают наших актеров. Это важно для нас. Мы бываем каждый год в российских центрах науки и культуры в Дании, в Праге. Сегодня мне подтвердили, что мы едем на гастроли на Кипр с двумя спектаклями. Я еще не все перечислила, но актеры любят ездить, борются за это – посмотреть страны, пообщаться с коллегами.- Год театра в России, какое значение имеет он для Вас, и то, что Ваш коллектив попал в число театров, принимающих и передающих театральный символ?- Конечно, волнительно, столько внимания к театрам. Это и ответственно. Но честно, у меня такое ощущение: вот заканчивается через месяц сезон, как будто год бесконечный. Каждую неделю у нас какие-то фестивали, приемы гостей, большие и малые гастроли, мы очень много вкладываем и придумываем разные события. У нас, например, с этого года организовали Театральный маршрут по всем театрам области. Покупают билет и едут. Театры их приветствуют, рассказывают обо всех делах, знаете, как им это нравится. Ночь и библионочь в театре. У нас много совместных проектов. И с симфоническим оркестром делаем замечательные программы. Наши актеры работают чтецами с оркестром, получается очень красивое мероприятие. Мы гордимся, что театр попал в число участников этого грандиозного события. И поэтому с удовольствием приехали к вам, привезли разные интересные спектакли.- Я благодарю Вас за встречу!- Версия для печати