№ 49 (912)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: КультураВыпуск № 20 (624) от 15.05.2019
В одной упряжке

Более 20 ведущих кукольных театров России собрались в Набережных Челнах. В воскресенье, 12 мая, там открылся театральный образовательный форум «Рабочая лошадка». Участники приехали из Волгограда, Воркуты, Йошкар-Олы, Кирова, Самары, Сургута, Ульяновска, Уфы, Грозного, Чебоксар, из Казахстана. В числе гостей Государственный республиканский кукольный театр Мордовии.

 
В этом году в форуме примут участие более 100 представителей 20 ведущих театральных коллективов России и Ближнего Зарубежья из городов: Актобе, Костанай (Казахстан), Волгоград, Воркута, Владимир, Ижевск (Удмуртская Республика), Йошкар-Ола (Республика Марий Эл), Кстово, Киров, Набережные Челны, Самара, Сургут, Саранск (Республика Мордовия), Ульяновск, Уфа (Республика Башкортостан), Тула, Грозный (Чеченская Республика), Чебоксары (Чувашская Республика).
Артисты, режиссеры, осветители, художники-бутафоры, заведующие литературно-драматургической частью театра, директора – те, кто имеет прямое отношение к кукольному искусству, собрались в Татарстане. Более ста участников. Для них образовательный форум - настоящий праздник. Практически все друг друга знают. Встречались на фестивалях, приезжали с обменными гастролями.
Театральный образовательный форум в Нижних Челнах появился после одноименного международного фестиваля театров кукол «Рабочая лошадка». Он стартовал еще в 2008 году. Позже на его основе зародилось несколько проектов с единой концепцией – познакомить зрителей города с новинками в драматургии, с современными режиссерами и их творчеством.
Форум «Рабочая лошадка» единственный в Приволжском Федеральном округе, где кукольники могут обменяться опытом, поговорить о важном, о перспективах своей профессии, инновациях и достижениях. В программе запланированы семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы. В числе преподавателей известные театральные критики, искусствоведы, педагоги России.
Лилия Шахова, заслуженная артистка Республики Мордовия, режиссер. На форум приезжает не первый раз. В этом году в качестве педагога. Будет проводить мастер-класс по кукловождению. «Искусство сложное, - говорит Лилия Владимировна, - много нюансов. Как управлять куклой, зависит от ее разновидности». Перчаточная, марионетка, вертепная кукла, теневая, тростевая… Каждая требует своего подхода, умений. И только в силах актера «оживить» её, чтобы заиграла со всеми эмоциями, начала общаться с маленькими зрителями.
«Настроение куклы передает актер через свои руки и чувства, - делится секретами мастерства Лилия Шахова. - Даже небольшое, чуть заметное человеческое движение, что идет изнутри, из души, кукла улавливает. И откликается настоящей игрой». Добиться этого можно через многочасовые репетиции. Об этом и будут говорить на мастер-классе по кукловождению: как артист должен правильно двигаться за ширмой, как выстраивать роль через пластику куклы. Тонкостей море.
Артисты-гости признаются: собраться коллегам России вместе - это как зачерпнуть вдохновения у профессионалов, и творить дальше с любовью в сердце. Часто знают начальную кухню закулисной жизни. Но одни хотят поднатореть в теории кукловождения, другим требуется больше практики.
«Рабочая лошадка» предоставляет все возможности учиться. Заслуженная артистка Мордовии Елена Романовская в кукольном театре служит с 17 лет. Помнит, как начинала водить куклу сразу на практике. Учили родители-артисты Владимир и Лариса Сидорины. Теория шла параллельно, по ходу. Но на профессиональном съезде хочет обменяться опытом и самой получить новую информацию.
«Рабочая лошадка» - это творческая лаборатория. Здесь иная атмосфера, нежели на фестивале. Обстановка рабочая, когда участники, жюри, гости обсуждают технические моменты: разбирают пьесы, постановочные находки, приемы светового и художественного оформления, сценическую речь и движения в живом плане. После пяти дней такого театрального форума в коллективах обязательно рождаются новые замыслы и проекты.
Версия для печати Версия для печати