- Новости :: ПотребительВыпуск № 32 (584) от 12.08.2018
- «Пролетели» с отдыхом
Как жители Мордовии пострадали от «Саратовских авиалиний»
Унескольких десятков наших земляков летний отдых окончательно испорчен. Причина - аннулирование сертификата эксплуатанта «Саратовских авиалиний» или проще говоря закрытие авиакомпании. Такое решение приняло Федеральное агентство воздушного транспорта. О том, как быть пострадавшим клиентам «Саравиа», – в нашем материале.
«Сложили» крылья
«Саратовские авиалинии» предлагали весьма привлекательные услуги. По некоторым данным, самолеты компании делали рейсы в более чем 40 российских аэропортов, в том числе по южным направлениям (что сегодня особенно актуально) по ценам эконом-класса. Судите сами, еще недавно предполагалось, что «Саравиа» свяжет воздушный путь Саранска и Симферополя. Попасть из столицы Мордовии в Крым взрослому человеку можно было менее чем за 7 тысяч рублей. Сегодня столько же отдашь за купе в поезде, но в нем будешь «пиликать» до места назначения суток двое. А на самолете до полуострова можно было добраться напрямую с комфортом за каких-то три часа. Выгодное предложение нашло отклик у наших земляков, а поскольку заветные рейсы по воздуху предполагалось совершать только раз в неделю, билеты на летние перелеты стали раскупаться еще весной.
«Гром» прогремел можно сказать среди ясного неба. 31 мая Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании «Саратовские авиалинии». Клиенты компании, мягко говоря, заволновались, но их успокоили – все будут перевезены другим авиаперевозчиком либо им вернут деньги.
Но вот пошел уже последний летний месяц, а «воз», как говорится, еще и ныне там. Судя по опросам пострадавших в соцсетях, большинству клиентов компания пока не возвратила деньги за авиабилеты. Люди жалуются на испорченный отдых. Многие понесли немалые убытки, забронировав отели. Прилететь вовремя на отдых не получилось, а деньги за жилье уже никто не вернет.
Не прямой рейс
Как сообщила начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» Юлия Тундыкова, к специалистам уже обращались порядка двух десятков пострадавших от «Саратовских авиалиний». Как правило, наши земляки собирались лететь прямым рейсом в Крым целыми семьями. Некоторые выложили за проездные документы немалые деньги - сорок тысяч рублей и более.
- Мы первый раз осмелились лететь на самолете, - говорит Наталья (назовем ее так. Молодая женщина просила не называть ее фамилии). – У нас двое маленьких детей - они не выдержат длинного пути, поэтому сомнений не было. О закрытии авиакомпании узнала из новостей по телевизору. Испытала шок. В это никак не хотелось верить. Перелет у нас был запланирован на конец июля. Стала звонить на «горячую линию» перевозчика, но номер либо все время был занят, либо никто не снимал трубку. Подготовила претензию и направила ее в Саратов. Сейчас жду ответа. Как себя чувствую? Как на иголках. Лето заканчивается, а еще хочется успеть вывезти детей на море. Если деньги вернем, то поедем отдыхать на поезде. Так надежнее.
Не удалось вернуть деньги и Ольге Викторовне из Саранска. Но тут ситуация немного другая. Молодая мама сама сдала билеты на самолет еще в мае, когда запахло жареным – перевозчика стали обвинять в плохой подготовке к полетам. С нее, конечно, удержали неустойку, но большая часть положенных ей средств так к ней и не вернулась. Женщине удалось дозвониться на «горячую линию» перевозчика лишь однажды, почти всегда на том конце провода – длинные гудки.
Еще одной нашей землячке, также пострадавшей от «Саравиа», все-таки удалось попасть в Крым. В начале июня ей предоставил свой услуги другой авиаперевозчик. Без доплаты, правда, пришлось сделать «крюк» и потерять чуть ли не вдвое больше времени в связи с пересадкой в другом городе. Тем не менее, она считает, что ей сильно повезло. По ее словам, таких счастливчиков из Саранска – единицы. Обратно домой наша землячка уже приехала на автобусе. Теперь она также намерена вернуть полную сумму за билеты, которыми не удалось воспользоваться.
Выплаты задерживаются
О задержках выплат пострадавшим клиентам на днях стало известно и из официальных источников.
- Все поступившие в адрес АО «Саратовские авиалинии» претензии и заявления, поданные лично заявителем, направленные на электронный адрес компании или полученные почтой России, фиксируются и обрабатываются вручную, - сообщается на сайте «Саравиа». - В адрес компании поступило более 10 000 претензий и заявлений. На данный момент обработано 5 500.
Также подчеркивается, что работу осложняет то обстоятельство, что среди уже обработанных претензий более 1 000 повторных. На их отсеивание и сверку вручную сотрудники претензионного отдела тратят много времени.
Специалисты консультационного центра для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия разработали даже специальную памятку для несостоявшихся авиапассажиров. В ведомстве подчеркивают, что потребитель вправе требовать возмещения убытков, причиненных ему вследствие оказания услуг ненадлежащего качества. Причем согласно положениям Воздушного кодекса РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев. Это особенно актуально для тех клиентов компании, которые еще не знают, что перелеты отменены. Такие наверняка тоже найдутся. Дело в том, что прямые рейсы в Симферополь из Мордовии по воздуху планировались до середины сентября. Вполне вероятно, что кто-то еще спокойно ждет своего часа, ни о чем не подозревая.
- Претензию (заявление) на возмещение денежных средств за оформленные авиабилеты в связи с отменой авиарейсов рекомендуем направлять почтовым отправлением либо предъявлять по месту нахождения перевозчика (с проставлением отметки перевозчика о получении на вашем экземпляре), - отмечает Юлия Тундыкова. - Возврат денежной суммы производится на основании неиспользованного (или частично использованного) перевозочного документа (электронного билета) лицу, указанному в перевозочном документе (пассажиру), при предъявлении паспорта, либо иного документа, удостоверяющего его личность.
Перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и письменно или в форме электронного документа дать ответ.
Что дальше?
Если потребителям откажут в удовлетворении законных требований, то они могут отстаивать свои права в суде. В общем, процесс получения компенсации, как говорят эксперты, может быть длительным. Даже при самом благоприятном исходе понадобится минимум два месяца.
Если со временем выиграть ничего нельзя (хотя понятно: чем раньше поступило обращение, тем и быстрее придет ответ), то сэкономить свои средства можно.
Расторгнуть договор на воздушную перевозку и грамотно составить претензию на возмещение убытков жителям Мордовии помогут в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» ( г. Саранск, ул. Дальняя, д. 1 А, II корпус, каб. 241, тел. (8342)24-62-68 (с понедельника по пятницу с 8.00 до 16.30)). Подчеркнем, что это бесплатная услуга!
Кроме того, специалисты готовы оказать безвозмездную помощь по составлению исковых заявлений для обращения в суд.
С.Медведева.
досьеПроблемы у «Саратовских авиалиний» начались 11 февраля 2018 года после катастрофы самолета Ан-148 в Подмосковье. Напомним, что тогда погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.Росавиация провела внеплановые проверки перевозчика, в ходе которых были выявлены серьезные нарушения. Авиаперевозчику был дан срок в 90 дней на их устранение. Авиакомпания продемонстрировала формальный подход к устранению несоответствий. Комиссия территориального управления Росавиации пришла к заключению, что «Саратовские авиалинии» не могут безопасно выполнять коммерческие авиаперевозки. 31 мая 2018 г. «Саратовские авиалинии» прекратили свою деятельность. Между тем, по некоторым данным, на период до 27 октября авиакомпания продала около 70 тысяч билетов.- Версия для печати