- Новости :: ПотребительВыпуск № 11 (251) от 14.03.2012
- Как не купить «кота в мешке»
Потребители в Мордовии недовольны качеством бытовой техники, обуви и даже… животных
Ежегодно 15 марта во всем мире отмечается День защиты прав потребителей. История этого праздника восходит к 1962 году, когда президент США на заседании Конгресса дал характеристику основополагающему понятию, гарантирующему государственную защиту граждан, покупающих товары или получающих услуги. Надо сказать, что спустя 50 лет, эта тема не потеряла своей актуальности. Права покупателей нарушаются на каждом шагу: будь то дорогой бутик или дешевый киоск, банк или поликлиника. Мы попытались выяснить, какие претензии чаще всего предъявляют потребители Мордовии, и можно ли сохранить свое лицо, не потеряв деньги?
Кредит отяжеляет страховка
Третий год подряд тематика Всемирного Дня защиты прав потребителей касается банковского обслуживания. Девиз 2012 года - «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
- Эта сфера продолжает оставаться одной из наиболее сложных для потребителей, - отмечает специалист консультационного центра для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова. - Финансовая грамотность большей части населения остается низкой, а самостоятельно разобраться в законодательстве обывателю непросто. В 2011 году по сравнению с 2010-м число обращений по финансовым услугам увеличилось в 4,5 раза. И хотя банки сейчас уже не берут большие комиссии за открытие и ведение ссудного счета при получении кредита, тем не менее, консультаций на эту тему стало больше. Поскольку вернуть незаконно взятые банком деньги можно в течение трех лет. Если финансовые структуры не возвращают комиссии в добровольном порядке, тогда можно обратиться с исковым заявлением в суд. Практически во всех случаях требования потребителей, хотя бы частично, были удовлетворены.
Еще одно нарушение, которое частенько практикуют банки, – включение в кредитный договор обязательной страховки. Например, заемщику оформляют займ на автомобиль или потребительские нужды, только при условии, если он застрахует свою жизнь и здоровье. За это приходится дополнительно платить в среднем еще тысячи четыре.
- Это условие ущемляет права потребителей, - комментирует Юлия Викторовна. - В рамках кредитных отношений законодательством установлен только один случай страхования в силу закона - страхование имущества, заложенного по договору об ипотеке. В других случаях страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию. Требование о возмещении причиненных убытков также можно предъявить в течение трех лет.
Мобильник просто так не обменятьВсего в консультационный центр для потребителей в прошлом году обратилось свыше трех тысяч человек. Каждая вторая жалоба была связана с приобретением бытовой техники. В конце прошлого года в силу вступило Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров», которое оказалось не на руку потребителю. К технически сложным теперь отнесены портативные компьютеры, телевизоры, комплекты спутникового телевидения, игровые приставки, цифровые фотоаппараты, сенсорные сотовые телефоны и т.д., то есть товары, покупательский спрос на которые традиционно высок. Если раньше их можно было запросто вернуть или обменять, то теперь это возможно сделать в случае, например, если есть существенный недостаток. Специалисты дают совет: если вы сразу чувствуете, что с техникой что-то не ладно, то лучше не откладывать визит в магазин. Если недостаток в том же сенсорном телефоне обнаружен в течение 15 дней с момента покупки, то потребитель вправе потребовать возврата денег либо замены: на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
- По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению чаще всего только в том случае, если обнаружен существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть ликвидирован без несоразмерных затрат времени, либо выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения, - комментирует Юлия Тундыкова. - При передаче товара на ремонт или экспертизу необходимо оформлять акт приемки - передачи, в котором надо указать дату передачи товара, характеристику выявленного недостатка, внешние и внутренние видимые повреждения товара. Акт необходимо скрепить подписями потребителя и продавца, печатью. Данная процедура, по сути, единственная возможность доказать, что, например, царапина на экране сенсорного телефона появилась после его передачи исполнителю. В случае возникновения спора с продавцом нужно настаивать на проведении экспертизы товара, оформив письменное заявление. Самым оптимальным для потребителя является самостоятельная доставка товара с недостатками в сервисный центр или экспертную организацию, о которой ему сообщит продавец. Ваше присутствие является определенной гарантией того, что на товаре не появится новых недостатков, а эксперт более объективно оценит ситуацию.
С 1 мая - летоМного претензий потребители предъявляют к качеству обуви. Долгое время в Мордовии законодательно не были закреплены сроки наступления сезонов, поэтому продавцы часто трактовали их в свою пользу. К примеру, в июле купишь зимние сапоги. Понятно, что первый раз оденешь их не раньше ноября, а в магазине говорят, что гарантия дается только на месяц.
С марта прошлого года вступило в силу постановление Правительства РМ, которым были определены сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков сезонных товаров на территории республики: с 15 марта – весна, с 1 мая – лето, с 1 сентября – осень, с 1 ноября – зима. Таким образом, если вы покупаете зимние сапоги с гарантийным сроком, например, 30 дней, в июне, то гарантийный срок начнет исчисляться лишь с 1 ноября. Теперь это уже будет точно так, а никак иначе.
Любой каприз за ваши деньгиВ последнее время все чаще к специалистам стали поступать необычные жалобы.
Так, жительница Саранска в середине зимы жаловалась на качество верхней одежды. На выставке-распродаже из Кирова она купила мутоновое пальто по акции: «Меняем старую шубу на новую». Дама сдала свою шубку и получила скидку на покупку в размере 4000 рублей. С учетом ее она приобрела обновку довольно-таки за приличную цену - 25000 рублей. Спустя некоторое время женщина обнаружила, что ее шубка – не что иное, как реставрация старой телогрейки. Об этом свидетельствовал вытертый и выцветший мех на внутренних отворотах. К тому же шуба имела и другие недостатки – была скроена «на глазок».
- По закону продавец обязан был предупредить покупателя о том, что товар был в употреблении, - отмечает специалист консультационного центра для потребителей. - При покупке данной шубы этого сделано не было, поэтому женщина была убеждена, что покупает новую шубу. Гарантийный срок на шубу установлен не был. Поэтому для того, чтобы предъявить продавцу требование о возврате денег или замене товара, покупатель должен доказать, что шуба имела недостатки и была в употреблении еще до момента покупки. Больше к нам эта женщина не обращалась, видимо конфликт удалось урегулировать добровольно.
Были претензии у жителей республики и на ювелирку. Один мужчина приобрел для своей племяшки золотое колечко, усыпанное фианитами. Прошло меньше месяца, как хозяин с удивлением обнаружил, что один камушек из подарка выпал, а на его месте зияет черная пустота. У кольца была гарантия полгода, поэтому дядя решил заявить о своих правах. Когда он высказал претензию в устной форме, то последовал отказ. Тогда он решил оформить ее документально, и справедливость восторжествовала – ему вернули деньги за некачественную покупку.
В практике специалистов был и такой удивительный случай – жительница Саранска жаловалась, что ей продали бракованного… котенка. Дело в том, что за породистым братом меньшим юная барышня «охотилась» целенаправленно. Заплатила за него 10 тысяч рублей и хотела разводить сибирских котят. Но Пушистик оказался не способным дать чистокровное потомство… У него оказалось серьезное врожденное заболевание, которое и не позволяло получить его детишкам высококлассную родословную. Возмущению юной леди не было предела. Вернуть подросшее животное она не планировала – слишком к нему привязалась, а вот потребовать возврата половины затраченной суммы за «кота в мешке» ей все-таки удалось.
С.Медведева.
- Версия для печати