- Новости :: ПотребительВыпуск № 34 (534) от 25.08.2017
- В магазин – с лупой
Наличие обширной сети магазинов самообслуживания позволило потребителям самим изучать товар, прежде чем принять решение о покупке. Но далеко не всегда они делают правильный выбор. Мелкий шрифт, звездочки, акции и распродажи вводят в заблуждение потребителя. Мы расскажем о том, какие уловки используют производители и магазины, чтобы мы выбрали именно их товар.
Размер имеет значение
«Дочка, посмотри, где здесь срок годности», – обращается ко мне пожилая женщина. В ее руках коробка печенья. Мы вместе «путешествуем» в поиске заветных цифр. Наконец-то, в торце коробки находим еле различимые число, месяц, год изготовления и сроки хранения.
Сегодняшние покупатели к выбору продуктов относятся более придирчиво, поскольку средства массовой информации основательно снабдили людей материалами, в которых подробно рассматривается состав продукта, рассказывается о его полезных и вредных свойствах, даются практические советы по их выбору. Потребитель стал все чаще вчитываться в этикетку, а не хватать первый попавшийся товар. В советские времена в типографиях существовал шрифт, носивший красивое название «бриллиант». Только «ценность» его заключалась не в красоте, а в размере – это был самый крошечный шрифт. Впоследствии он исчез, но, оказывается, жив курилка! Его активно взяли на вооружение нынешние товаропроизводители. Таким образом они демонстрируют свою законопослушность: на этикетке, мол, в распоряжении покупателей все сведения, которые определены в законе. А то, что читать эти данные нужно только с лупой, дающей многократное увеличение, это производителей уже не волнует.
Увеличить шрифт на упаковке продуктов питания уже не в первый раз предлагают депутаты Госдумы. В 2013 году с инициативой выступил либерал-демократ Виталий Золочевский. Он определил, что надпись о сроке годности товара должна занимать не менее 10% площади упаковки. Соответствующие поправки собирались внести в пункт 4 статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако и по сей день никаких изменений не произошло.
Вновь к вопросу о размере шрифта на упаковках продовольственных товаров депутаты вернулись в июле этого года. Сразу два депутата - Василий Власов и Денис Парфёнов - внесли на рассмотрение в Госдуму аналогичное предложение. Но и в этот раз оно было отклонено. Формально из-за того, что такая норма не принята на уровне Таможенного союза.
Выходит, что читабельность упаковок на товарах остается пока на совести изготовителя. Но он чаще всего делает упор на внешний вид этикетки, ее притягательность. А вот информацию о составе продукта считает чем-то побочным. Между тем, в Беларусии уже несколько лет законодательно определен минимальный размер шрифта на товарах. Согласно государственному стандарту этой страны, производитель обязан указывать на этикетке разностороннюю информацию о продукте: начиная от даты изготовления и заканчивая содержанием пищевых добавок. Вся информация должна располагаться в удобном для прочтения месте, не должна быть скрыта от глаз узорами, рисунками. Чтобы потребитель, даже со слабым зрением, смог все хорошо рассмотреть, надписи пишутся шрифтом высотой не менее 2 миллиметров. (Для сравнения: размер типографского «бриллианта» - около 1,33 мм.).
Читайте этикетки!
Однако, не следует думать, что хорошее зрение способно обезопасить потребителя от «не тех продуктов». По данным государственной статистики, 52,5% людей не читают маркировку. 21,8% покупателей считают, что чтение этикетки занимает слишком много времени. У 16,1% - информация на этикетке не вызывает доверия. Еще 14,6% - просто не понимают ее смысл. Выходит, проблема вовсе не в том, что люди безразличны к собственному здоровью. Современная маркировка продуктов неудобна, неинформативна и сложна. Редкий потребитель прочтет информацию о товаре с обеих сторон.
Вкусная, а главное, здоровая еда сегодня все чаще становится не более чем иллюзией. И «сливочный» вкус печенья или «персиковый» вкус йогурта – это фактически то же самое, что «лимонный запах» средства для мытья посуды. Пока определяющим мотивом при покупке будет служить его невысокая стоимость, покупатель так и будет приобретать продукты, не задумываясь о возможной угрозе своему здоровью. Специалисты разводят руками, ведь если исключить из рациона все вредные по тем или иным причинам продукты, кушать будет просто нечего.
Экспертное мнение
Елена Тимошкина, врач высшей категории, заслуженный врач РМ, руководитель Центра здоровья, главный внештатный специалист Минздрава РМ по здоровому образу жизни:
«В обязательном порядке изучаю состав продуктов в магазине. Отдаю предпочтение максимально натуральным продуктам, без добавок. К сожалению, их очень мало. Мясо кур, творог, яйца и многое другое покупаю на фермерских рынках у одних тех же, проверенных продавцов.
По моему мнению, многие сетевые магазины нужно вообще закрывать из-за обилия просрочки, нарушения правил хранения товаров и неудачный выбор поставщиков. Они не заботятся о здоровье человека, выбирают самые дешевые, но не самые качественные продукты. Перед покупкой обязательно читайте состав сыра, масла, творога, за их этикеткой часто скрывается маргарин, сырный и творожный продукт. Они никак не должны стоить дороже натуральных. Обратите внимание на яйца. Срок годности этого продукта должен быть намного меньше, чем заявлен на упаковке. Если коробки с яйцами стоят в холодном месте, тогда их хранение может быть увеличено до 2 недель. Старайтесь не покупать охлажденное мясо, ведь это самый большой рассадник микробов.
Последствия от употребления неправильных продуктов подчас необратимы. Это и ожирение, и зашлаковка сосудов. В результате развивается гипертоническая болезнь, онкозаболевания, тромбозы, инсульт и многие другие болезни».
Грош цена
Махинации с ценниками – одна из самых популярных уловок продавцов, рассчитывающих заработать на невнимательных покупателях. Ценник один, но на кассе пробивают товар по более высокой стоимости, мотивируя тем, что забыли обновить базу. Акция – это когда, к примеру, объявлено снижение цены только на томатный сок, но почему-то рядом ставят коробки с апельсиновым, яблочным соком. Невнимательный потребитель поведется на «халяву» и кладет в корзину товары не только со скидкой, но и находящиеся рядом, а на них уже цена другая. У сетевых магазинов есть такие приманки - печать настоящих цен мелким шрифтом. Скажем, в супермаркете действует программа лояльности для держателей карт данной торговой точки. При этих условиях цена на тот или иной продукт существенно ниже, чем для тех, у кого этой карты нет. Рядовой покупатель видит огромный ценник с привлекательной ценой, а внимательный - еще и мелкие звездочки – условия, по которым продукт будет отпущен по этой цене.
В нынешних условиях поход по магазинам превращается не в удовольствие, а в поиск дешевых товаров и нервотрепку при «общении» с этикетками. А почему бы сетевым магазинам в качестве программы лояльности не предложить покупателям в качестве дополнения к корзинам лупы?
Н. Малышева.
Цифра:
8% россиян внимательно изучают состав продукта, прежде чем его приобрести. Об этом говорится в исследовании «Чистая этикетка: европейское движение за выживание», проведённом компанией MMR Research Worldwide. Такими же данными располагает ВЦИОМ. По его подсчетам, каждый десятый россиянин читает этикетки. Треть жителей России отдает предпочтение качественным товарам, однако опирается при выборе на собственный опыт, советы близких людей и рекламные лозунги. Не потому ли, что этикетку прочитать, порой, очень трудно?
Кстати
Этикетка без обмана
По данным Росконтроля, каждый пятый товар имеет нарушения в маркировке, которые может выявить даже не эксперт. В рамках спецпроекта “Этикетка без обмана” на сайте организации зарегистрировалось 8917 волонтеров. По их сигналам эксперты проводят рейды по магазинам. Сегодня самые проблемные молочные продукты. Под видом сыра в супермаркетах массово продаются “сыроподобные” продукты с пальмовым маслом.
- Версия для печати