- Новости :: ПотребительВыпуск № 49 (237) от 07.12.2011
- Как не платить за соседа?
Жильцы недовольны качеством коммунальных услуг и их оплатой
Только за 9 месяцев 2011г. в Управление Роспотребнадзора по РМ поступило более 400 жалоб на ЖКХ. По итогам проверок 96 коммунальщиков привлечены к административной ответственности.
Сверяем тариф
- 90% всех жалоб связаны с начислением платы за коммунальные услуги, - рассказывает заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Галина Шемсутдинова. – Непростые формулы расчёта потребления электроэнергии, холодной и горячей воды порождают нарушения со стороны исполнителей, а потребителям сложно проверить суммы, указываемые в расчетных листках.
Больше всего вопросов возникает по начислению платы за места общего пользования. Не все знают, что платить за МОП нужно согласно показаниям индивидуальных счетчиков, подключенных к общедомовым приборам учета. Есть дома, где коллективные приборы учета установлены в каждом подъезде, а жильцам суммируется общее потребление ресурсов по дому. Это нарушение! При проведении расчета выяснилось, что некоторые переплатили. К примеру, меньше всех потребляли электроэнергию жильцы первого подъезда, а больше всего - третьего, тем не менее плату за МОП принесли всем поровну.
Еще одно распространенное нарушение, связанное с приборами учета. Человек уезжает на лето в деревню и не передает показания счетчиков, а ему начисляют сумму по нормативу.
Хотя это допускается только при двух условиях: если отсутствует индивидуальный прибор учета, либо потребитель два раза и более не допустил представителей управляющей компании в квартиру для снятия показаний. Кстати, если прибор учета сняли для поверки или замены, начисления в течение 30 дней должны производиться по среднемесячному размеру платы за последние шесть месяцев. Как правило, он гораздо меньше норматива.
Требуем перерасчетаНемало претензий у потребителей к качеству коммунальных услуг, особенно горячей воде. Из крана течет еле теплая вода, а платить приходится как за кипяток. В таком случае должны понизить тариф, а если температура ресурса ниже 40 градусов, тогда вообще нужно платить как за холодную воду.
Не все однозначно и с отоплением. Коммунальщики предпочитают закрывать глаза на холод в квартирах, а замерзающие жильцы не догадываются, что им положен перерасчет. Плату за отопление обычно начисляют по тарифу весь сезон, хотя тепло не всегда дают и отключают в сроки. Если потребители увидели экономию ресурса, тогда разницу должны положить себе в кошелек.
Бывает, что холодно в санузле или ванной, но плата за отопление не снижается.
- Работники управляющих компаний часто злоупотребляют безграмотностью потребителей и замеряют температуру воздуха только в жилых помещениях, - поясняет Галина Шемсутдинова. – Согласно законодательству, они должны производить замеры во всей квартире, в том числе и в нежилых помещениях. К примеру, в ванной должно быть +25 градусов, индивидуальной уборной +18, гардеробной +18, в ванной, совмещенной с туалетом +25.
Если в квартире холодно, то нужно сообщить в управляющую компанию. Обязательно запишите номер своей заявки и фамилию того, кто ее принял. Это пригодится, если на нее не отреагируют. По правилам должен быть составлен акт с указанием температуры. Если она ниже нормы, то это основание для перерасчета.
Готовимся к переменамМногих интересует вопрос: когда передавать показания счетчика? Оказывается, лучше всего это делать в последнюю неделю месяца. Поясняем – показания общедомовых приборов учета обычно снимаются в это время. Следовательно, если вы сообщите данные на середину месяца, то почти за две недели общедомовые потери оплатите по среднему, а не исходя из потребления по квартире.
- В Постановлении №354, которое скоро должно вступить в силу, четко прописано, что передавать показания счетчиков нужно с 23 по 28 число каждого месяца. Оно, кстати, внесло изменения и в правила предоставления коммунальных услуг. Если сейчас количество потребленной электроэнергии в МОП рассчитывается исходя из показаний индивидуальных приборов учета, то потом будет распределяться на 1 квадратный метр жилой площади. Жилищный кодекс предусматривает, что собственники жилых помещений несут бремя содержания по общедомовому имуществу, включая обслуживание всего оборудования, пропорционально занимаемой площади жилого помещения. Новый порядок расчета вступит в силу, когда будут утверждены нормативы потребления на общедомовые нужды.
Много недовольных было 307-м постановлением, когда вступит в силу 354-е тоже найдутся его противники. Оно невыгодно собственникам больших квартир. Как ни экономь ресурсы, а платить за общедомовые потери придется согласно занимаемой площади.Участвуем в управлении
10% всех жалоб связаны с отказом в предоставлении информации об услугах. Жильцы не знают за что платят, а коммунальщики не горят желанием ввести их в курс дела. Хотя данные о начислениях должны предоставляться по требованию потребителя в течение трех рабочих дней. В платежках должна выставляться полная информация об общедомовом потреблении ресурсов. Однако этому правилу следуют далеко не все управляющие компании. Кроме того, часто показания коллективных приборов учета не фиксируются в журнале, а жильцы ни сном, ни духом – откуда что взялось.
Не всегда информация об общедомовых потерях предоставляется ежемесячно. Жильцам в одну платежку могут включить астрономические цифры сразу за полгода. Где стихийный перерасчет, там нет прозрачности – предупреждают специалисты.
Иногда виноваты в том, что платят больше сами жильцы. Они полностью отстраняются от управления домом, а управляющим компаниям это только на руку.
- Тарифы на жилищные услуги должны утверждаться собственниками жилья, - поясняет Галина Энверовна. – Но обычно за основу берутся тарифы, утвержденные органами местного самоуправления для муниципального жилья, хотя дом дому рознь. Очень часто председатель ТСЖ или домком подписывает этот договор, не глядя. Хотя тарифы на жилищные услуги – не догма и собственники квартир могут решать, какие виды работ и в каком объеме нужны для их дома. Там, где жильцы контролируют управляющие компании, нарушений меньше.
Если у вас возникли вопросы по жилищно-коммунальным услугам, обращайтесь в общественную приемную по тел.: 23-41-30 (понедельник, среда), 23-16-71 (ежедневно) с 9.00 до 16.00.
С.Медведева.
- Версия для печати