- Новости :: ПотребительВыпуск № 33 (377) от 21.08.2014
- Путевка - на вылет
В самый разгар пляжного сезона о прекращении своей деятельности заявили сразу шесть туроператоров
На туристическом рынке грандиозный скандал! Буквально за несколько недель свою несостоятельность признали сразу несколько туроператоров. В черный список попали «Нева», «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Нордик Стар». Это беспрецедентное за всю историю отечественного турбизнеса число банкротств, в результате которых пострадали более 65 тысяч российских туристов.
Пирамида для туристов
Туроператоры винят в своих бедах рост курса рубля, падение туристического потока и запрет на выезд из России сотрудников силовых и правоохранительных структур, которые составляли добрую часть всей клиентуры туроператоров.
Однако на деле все оказалось не так чисто. Многие разорившиеся фирмы до последнего продавали туры, а туристы даже не подозревали, что их отдых окажется под угрозой срыва. Большинство граждан о банкротстве узнали случайно - из новостей, но не от самих виновников турколлапса.
Как сообщил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, брокер “Идеал-тур”, из-за которого обанкротился туроператор “Лабиринт”, накопил долг в 1,5 миллиарда.
- Надо было выполнить сотни чартерных рейсов, чтобы накопить такой долг, - пояснил он. - Понятно, что это случилось не за этот сезон.
О том, что ситуация с турами стала похожа на финансовые пирамиды, сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.
- У нас что получается: туристические операторы - они довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И на что бы там они ни ссылались, и что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски, - подчеркнул Председатель Правительства РФ.
Как стало известно, Следственный комитет России уже возбудил уголовные дела в отношении пяти турфирм из Москвы и Санкт-Петербурга: “Лабиринт”, “Роза ветров Мир”, “Идеал-тур”, “Нева” и “Экспо-тур”.
По версии следствия, владельцы этих компаний, зная о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами и не имея возможности погасить долги из своих средств, продолжали продавать путевки и собирать деньги с граждан. Когда фирмы-партнеры отказались перевозить и принимать туристов, купивших путевки, данные игроки объявили о приостановлении и прекращении своей деятельности.
В результате пострадали десятки тысяч людей. Одни не смогли выехать на отдых, другие - своевременно вернуться.
Сейчас проведены обыски в офисах этих туроператоров и по месту жительства их владельцев. Кроме того, следователи принимают меры по установлению имущества турфирм, на которое может быть наложен арест для возмещения материального ущерба людям, пострадавшим от деятельности этих компаний.
Жители Мордовии в «Лабиринте»
С фирмой «Лабиринт» сотрудничали и туристические агентства республики. Направления этого оператора одни из самых популярных - Греция, Болгария, Турция, Тунис, Шри-Ланка и т.д.
- У нас порядка 30 клиентов, которые воспользовались услугами этого туроператора и находятся сейчас за рубежом, - рассказывает заместитель директора туристической компании «Юнион» Константин Кузьмин. – Мы держим с ними постоянный контакт, звоним в отели, уточняем информацию по рейсам. В основном отели проплачены, туристы продолжают свой отдых. Возвратные рейсы домой им организует российская организация «Турпомощь». Так что проблем с доставкой назад быть не должно.
Вторая категория – это туристы, которые купили туры на будущие даты. В настоящее время принимаем от них пакет документов для подачи в страховую компанию. Таких у нас порядка 100 человек. Было принято решение всех перебронировать за свой счет.
По подсчётам директора Сергея Кузьмина, чтобы отправить вновь на отдых за границу или наоборот вернуть оттуда отдыхающих, агентство потратит почти 10 миллионов рублей. Для «Юниона» сумма, конечно, значительная, но важнее всё же, деловая репутация. Это, кстати, делают не все агентства нашего города.
Как вернуть деньги?
В связи с банкротством турфирм уже были обращения к специалистам по защите прав потребителей Мордовии. Несостоявшихся туристов интересовал банальный вопрос: как можно вернуть деньги за проплаченный тур, который, что называется, вылетел в трубу.
Если человек покинул место отдыха раньше времени, или отдых не состоялся вообще, то он должен написать соответствующую претензию с указанием суммы убытков, а потом подать заявление в страховую компанию для возмещения денежных средств. Но здесь есть нюансы. К примеру, гражданская ответственность, пожалуй, самого нашумевшего туроператора “Лабиринт” была застрахована на общую сумму 160 млн. рублей в компаниях ВСК и “Восхождение”. Этой суммы явно не хватит для выплаты компенсаций в полном объеме всем пострадавшим. А поторопиться тем, кто еще не воспользовался оплаченным туром, нельзя. Некоторым придется ждать своих денег не один месяц, поскольку туры были распроданы чуть ли не до конца года.
- Опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является, - сообщила начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова. - Поэтому клиентам туроператоров, приостановивших свою деятельность, необходимо дождаться даты начала тура и, только потом, если туроператор не выполнит свои обязательства, обратиться к его финансовому гаранту за компенсацией.
Так как данные страховые компании находятся в Москве, туристы могут направить свои документы заказным письмом. К требованию прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия договора о реализации туристского продукта (с предъявлением его оригинала); документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный туристом в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств. По закону страховщик обязан выплатить туристу средства в течение месяца.
- В то же время есть гарантированное право расторгнуть договор с туроператором до начала путешествия, но тогда вернуть полную сумму не удастся, - поясняет Юлия Тундыкова. - Турист может потребовать от туроператора возврата стоимости тура за вычетом подтвержденных фактически понесенных турфирмой расходов.
Требовать-то, конечно, нужно, но что получит турист в итоге, это уже большой вопрос.
С. Лазарева.
Цифры:
150 млн. рублей понадобится на возвращение отдыхающих разорившихся турфирм домой.
4 354 туроператора – зарегистрированы в едином российском реестре.
Кстати
Кто следующий?
В свете последних событий эксперты говорят, что могут обанкротиться десятки турфирм. Как отметил врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов, гарантии, что подобного больше не произойдет, никто дать не может.
- Специфика этого сезона, на который повлияли санкции, скачки курсов, общее ухудшение экономической ситуации, обострила хронические болячки турбизнеса, а именно - недостаточный контроль со стороны регуляторов, неэффективную систему взаимодействия со страховыми компаниями, - отметил он.
Поэтому пока все-таки лучше не планировать заграничный отдых.
Между тем
Вместо Турции – Сочи
Ростуризм и администрация Краснодарского края разработали акцию для туристов, не воспользовавшихся путевками из-за банкротства туроператора «Нева». Пострадавшие смогут бесплатно отдохнуть в Сочи. Им предоставляется возможность в течение семи дней проживать в одной из гостиниц нового комплекса «Бархатные сезоны» 3*. При желании отдых может продлиться и дольше. При бронировании отдыха свыше семи дней стоимость тура при двухместном размещении составит всего 1,2 тысячи рублей в сутки на человека.
Возможно, что в ближайшее время будут рассмотрены подобные варианты и для пострадавших от деятельности других туроператоров.
В администрации Краснодарского края считают, что проект окупит себя. Затраты планируется компенсировать за счет налоговых поступлений. Предполагается, что туристы будут тратить деньги на экскурсии, рестораны и прочие развлечения, чем богата столица Олимпийских игр.
- Версия для печати