- Новости :: ПотребительВыпуск № 30 (218) от 27.07.2011
- Распродажа или лажа?
Как вынуждают покупателей потратить деньги
Лето – горячий сезон распродаж. На магазинах пестрят вывески, обещающие грандиозные скидки и ликвидацию товара. Подобные акции действуют, как магнит, – во время «обвала цен» в торговых точках не протолкнуться, причем спросом пользуется любой товар под плакатом Sale.
Такова психология распродаж – пошел за хлебом, а потратил миллион. Начинаешь затариваться впрок, как будто в стране дефицит: покупаешь несколько упаковок йогуртов, в надежде выиграть поездку в Париж, пару пачек чая по цене одной, пол-литровую бутыль средства для мытья посуды с губкой в подарок, пятикилограммовой пакет стирального порошка, где 5% бесплатно, уцененное платье со сломанной молнией и т.д. В итоге все берешь вроде бы дешевле, на самом деле - остаешься без копейки. Как не «купиться» на низкие цены?
Поймать на «живца»Самый распространённый прием представителей торговли - кратковременное повышение цен непосредственно перед «акцией», в результате которого скидка может быть для покупателя даже минусовой. Недавно в Саранск приезжала некая российская меховая ярмарка с распродажей пальто из мутона. Многие дамы, надеясь приобрести хорошую и недорогую верхнюю одежду, отправились на выставку женской радости. Однако приобрести шубку дешево и не сердито не получилось. К удивлению, цены на несезонный товар по акции оказались гораздо выше, чем зимой. Продавцы не стали отпираться и честно признались, что меха недавно подорожали.
Если магазин обещает хорошие подарки, то, скорее всего, в этом тоже есть «подвох». Например, приобретаешь холодильник, а микроволновку получаешь даром. Представители торговой сети не будут работать себе в убыток. Не исключено, что стоимость подарка уже заведомо заложена в цене приобретаемого товара. Между тем, гарантию на презент никто давать не собирается. Выгоднее будет купить товары по отдельности, оставляя за собой право на обмен и бесплатный ремонт.
А вот один излюбленный «фокус» продавцов бытовой техники. Торговая сеть объявляет о беспрецедентно низкой цене на стиральные машины, но потом оказывается, что «помощники для дома» той модели, на которую действует акция, уже раскуплены. Это верный расчет на прибыль – главное заманить покупателя в торговые сети: настроенный на покупку, он вряд ли уйдет из магазина с пустыми руками.
Не верь рекламеЛюбопытно, что реальные распродажи в столице республики встречаются не так часто. На магазинах могут развешиваться кричащие вывески о ликвидации товара, а на самом деле скидки предоставляются только на «одну вешалку». В таком случае нарушаются права потребителей, поскольку их вводят в заблуждение. Если на наружной витрине крупно написано «Sale», значит, скидки - на весь товар, либо рядом должно быть уточнение, на какие наименования снижены цены.
Еще один популярный «трюк» - большая часть одежды, обуви или бытовой техники идет по минимальному уменьшению, однако на витрину выносятся куда более солидные цифры. Вывеска «sale до 50%» вовсе не означает, что любую понравившуюся вещь можно будет купить почти наполовину дешевле. Обычно по хорошим скидкам отпускается товар из старых партий, с браком или нестандартного размера. А модные вещички, пользующиеся спросом, купишь дешевле разве что на 3-5%.
Еще один пример магазинной уловки – арифметический. На джинсах висит этикетка: «Скидка 50 %», при этом старая цена - 2 тысячи рублей перечеркнута и написано 1100 рублей. И без калькулятора понятно, что с нас возьмут лишних 100 рублей. По закону продавец обязан продать эти джинсы с заявленной скидкой – то есть именно 50%, а не 46%, и даже не 49,5 %.
Скидка за качество?Многие на распродажах охотятся за качественным и недорогим товаром, но можно ли его найти за яркими лейблами? Иногда под видом акции продавцы выставляют товары с небольшими дефектами, которые расходятся как горячие пирожки. И только дома покупатель обнаруживает брак, например, не застегивается молния на карманах брюк либо изрядно потерт рисунок на футболке. Огорченный, он опять идет в магазин, чтобы вернуть покупку, а ему говорят, что товары со скидкой возврату не подлежат. Здесь нарушение заключается в том, что на ярлыке этого товара обязательно должен быть указан дефект, по причине которого предоставляется скидка.
- Если нет акта уценки товара, а на чеке – штампа «Уценка», значит, товар считается полноценным, даже если приобретался с большой скидкой. А это значит, что при выявлении дефектов он подлежит возврату, - сообщили в Управлении Роспотребнадзора по РМ. – Некачественный товар нельзя возвратить в магазин только тогда, когда покупателя перед оплатой в письменном виде уведомили о том, что эта вещь имеет брак.
На распродажах принято заглазно приобретать вещи для всех членов семьи. Как быть, если новая футболка не подходит мужу по размеру, а платье дочери – по фасону? Продавцы в один голос утверждают, что товар, купленный по заниженной стоимости, обмену не подлежит. На самом деле это миф. Товары надлежащего качества, приобретенные на распродаже, можно обменять в обычном порядке.
Под грифом секретноО началах проведения акции торговые точки трубят на все стороны, а об их окончании предпочитают скромно умалчивать. Иногда сезон летних скидок может продолжаться и в сентябре, а где-то он действует всего один день, хотя обновлять витрины не будут еще долго. Самая большая тайна торговых точек – общее число товара, отпускающегося по акции. Может быть, там распродаж всего с гулькин нос, зато сколько разговоров…
Подмена коллекцийВ магазинах могут выдаваться за новинки откровенные стоки. Не исключены случаи, когда даже фирменные заведения «разбавляют» новые коллекции остатками старых.
Одно дело, когда владельцы честно отгораживают для стоков угол в торговом зале, где выкладывают по скидкам все, что у них осталось от прошлых сезонов, другое – когда представляют их в одном ряду с последним писком моды. Цену на старый товар, как правило, назначают ниже, чем на новый, но все равно она явно завышена. По мнению специалистов модной индустрии, нераспроданный товар уже к концу текущего сезона сильно теряет в цене, а уж в следующем - он вообще должен отдаваться чуть ли не даром. Но у продавцов своя точка зрения на этот счет. Многие модели остаются «на волне» в течение трех и более сезонов и, естественно, продаются дороже, чем они стоят на данный момент.
Числовой фокусКому не знакома ситуация, когда на витринах супермаркетов происходит чехарда с ценниками. Например, под большой банкой натурального кофе написано «80 рублей». Многие доверчивые покупатели возьмут ее, что называется, не глядя. Потом на кассе окажется, что покупка тянет на 300 рублей, а привлекательный ценник принадлежал кофейному напитку, который почему-то стоит совсем на другом месте.
Хотя если быть предельно внимательным, то тоже можно попасть впросак. Частенько торговцы «забывают» указать то старую, то новую цену, и наличие реального снижения в таких случаях маловероятно. Например, в торговом зале какой-либо вид чая проходит по скидке и на его ценнике написано «Выгодно», а компьютер на кассе почему-то выбивает гораздо большую стоимость. В таком случае кассиры требуют расчета по второму сценарию, объясняя, что акция уже давно завершилась, а продавцы спешно бегут менять старый ценник. Между тем покупатели имеют право приобрести товар по указанной стоимости в торговом зале.
Выбросить жалко, съесть вредноСегодня в торговых сетях чуть ли не каждый день устраиваются распродажи еды: молоко с истекающим сроком годности за полцены, селедка не первой свежести по красной цене, потемневшие бананы со скидкой 70%. На таких покупках действительно можно сэкономить, но не без риска для здоровья. С одной стороны, все эти продукты официально считаются съедобными, с другой – могут вызвать отравление. Все дело в соблюдении температурных режимов хранения продукта, что особенно актуально в такую жару. Недавно на личном опыте убедилась, что длительный срок годности – еще не гарантия качества продукта. Купила на рынке протухшее куриное бедро, которое должно было оставаться свежим согласно этикетке еще как минимум несколько месяцев. А что же тогда говорить о продуктах, которые вот-вот нужно оправить на помойку? Это как лотерея – может быть, пронесет, а может, окажешься на больничной койке? Слышала, как одна молодая женщина в супермаркете рассказывала, что никогда больше не возьмет уцененную еду. Она купила два йогурта по цене одного, которые можно было кушать только в день покупки. А в итоге они вообще оказались непригодными для еды – фруктовая начинка уже забродила. Сейчас она жалеет только о том, что сразу выбросила йогурт – надо бы отдать его на микробиологическое исследование. Вдруг там кишечная палочка была?
А.Светлова.
- Версия для печати