- Новости :: ПотребительВыпуск № 12 (356) от 19.03.2014
- Дорогие наши сотовые …
За что платят владельцы мобильных телефонов?
15 марта весь мир отметил День защиты прав потребителей. В этом году он прошел под девизом «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей услуг мобильной связи!». Данная тематика сегодня особенно актуальна. «В Мордовии растет число обращений, связанных с оказанием услуг мобильной связи», - говорят специалисты консультационного центра для потребителей ЦГиЭ в РМ. Чем недовольны абоненты и что нужно знать пользователям мобильных телефонов – в нашем материале.
Музыка нас связала
Камнем преткновения между абонентами и операторами часто становятся популярный «гудок» и бесплатный Интернет на время. Чтобы отключить услугу, обычно нужно отправить сообщение, но не все владельцы мобильников могут это сделать. Некоторые даже не читают СМС-ки, тем временем, деньги на счете начинают таять. Так, один абонент вовремя «не отписался» от услуг, о подключении которых даже не подозревал, и оказалось, что за два года выплатил больше 2 тысяч рублей. Когда мужчина стал разбираться, почему связь внутри региона обходится ему как международная, был неприятно удивлен. Оказывается, он больше платил за мелодию вызова, а не за общение по мобильнику. Первоначально брать претензию у обманутого абонента оператор связи не хотел, но потом мужчина погрозился обратиться в суд и конфликт был исчерпан - ему сразу же вернули деньги.
Подводным камнем может стать и тарификация, с которой вроде бы не должно возникать вопросов. Со временем стоимость минуты может меняться, только об этом многие не догадываются.
- Я наивно полагал, что сейчас плачу за минуту, как и раньше, - признается житель Саранска Олег Геннадьев. – Потом заметил, что разговариваю мало, а деньги заканчиваются быстро. Выяснил, что минута подорожала на треть. Но меня никто об этом не оповестил! В офисе мобильной связи мне сказали, что эта информация есть у них на официальном сайте. Получается, что я теперь на него должен каждый день заходить, чтобы узнать, сколько плачу за связь?! Абсурд! А если у человека нет Интернета?
- Если происходит изменение действующих тарифов, то оператор обязан уведомить абонентов не менее, чем за десять дней через средства массовой информации, - поясняет ситуацию начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова. – Однако следует учесть, что официальный сайт оператора может быть зарегистрирован как СМИ. Если этого нет, тогда следует писать претензию.
Кстати, Олегу Геннадьеву перерасчет все-таки сделали, правда, оговорились, что нарушений тут не было. Видимо, для того, чтобы возврат денег не вошел в постоянную практику для абонентов.
Молчание - дорого
Некоторые обращения потребителей касаются платы за так называемое молчание. То есть абоненты покупают дополнительную симку, которой пользуются от случая к случаю, но деньги периодически вносят. Однако замечают, что редкое общение по телефону идет балансу их счета не на пользу. Дело в том, что по правилам сотовых компаний в случае неиспользования сим-карты в течение определенного времени (обычно 3 месяца) со счета ежедневно списывается определенная сумма. Как тут быть? Пишите претензию. Если на нее не ответили или оставили без удовлетворения – прямая дорога в суд. К сожалению, практика судов общей юрисдикции не богата подобного рода рассмотрениями, однако случаи, когда Фемида вставала на сторону абонентов, были, поэтому – вперед, и с иском!
Немало вопросов возникает у абонентов и в случае утери SIM-карты. Так, у одной жительницы Саранска украли сотовый телефон. Но она об этом никого оповещать не стала. Простила воришкам старый мобильник, поскольку у нее был еще один - новый. Об украденном аппарате женщина, может быть, никогда бы и не вспомнила, если бы однажды не получила за него астрономический счет. Все это время им кто-то благополучно пользовался, но задолженность в три тысячи рублей пришла на хозяйку симки, которая, что называется, ни сном, ни духом…
- В случае утраты SIM-карты следует незамедлительно уведомить об этом оператора, - поясняет Юлия Тундыкова. - Это прямая обязанность абонента, и при ее неисполнении он будет вынужден оплатить все фактически оказанные оператором услуги связи, даже те, которые были совершены не им самим, а, к примеру, мошенниками.
Наибольшую актуальность имеет последнее изменение - сохранение номера при переходе к другому оператору. Напомним, что сделать такой выбор абонент может уже сегодня. Конкретный срок, с которого начнется оказание услуг связи с использованием сохраненного номера, назначается оператором, но в любом случае он должен быть не позднее 15 апреля. Если абонент подает заявление после этой даты, то переход осуществляется в течение 8 дней. Если же оператор нарушает эти сроки, то услуги мобильной связи должен предоставлять бесплатно вплоть до осуществления перехода.
Цена «перехода» вполне доступна. Законом предусмотрено, что она будет стоить не более ста рублей.
Три секунды - бесплатны
В заключение о приятном – случаях, когда мобильная связь предоставляется бесплатно. Это не только входящие звонки (без учета роуминга). Ничего не стоит для абонента вызов экстренных служб по номеру 112. Кроме того, не должны тарифицироваться вызовы продолжительностью 3 секунды. Таким образом, если вы быстренько скажите одно-два слова, то с вас не возьмут ни копейки.
С.Медведева.
- Версия для печати