- Новости :: ПотребительВыпуск № 3 (347) от 15.01.2014
- Клиент всегда прав?
Как отстоять свои права в салонах сотовой связи, магазинах, банках и управляющих компаниях
Когда можно будет сохранить телефонный номер и сменить оператора сотовой связи? Кто должен оплачивать перерасход за общедомовые нужды? Какие новшества грядут в потребительском кредитовании? Можно ли обменять ювелирные изделия и бижутерию? На эти и другие актуальные вопросы потребителей – в нашем материале.
Конец мобильному рабству
Сегодня многие абоненты не меняют оператора связи, боясь потерять свой телефонный номер, который знают друзья и знакомые. Теперь мобильному рабству приходит конец. Под занавес 2013 года в федеральное законодательство внесены соответственные изменения. Главная новация – абоненту дается возможность сохранять свой номер при смене оператора связи. Надо сказать, что подобный стандарт действует уже в 65 странах мира. Услуга сохранения номера будет оплачиваться чисто символически, ее стоимость не должна превысить 100 рублей. Отметим, что эта норма действительна только при смене оператора в рамках одного субъекта, если вы покинете регион, то все-таки придется купить новую симку.
- В соответствии с последними изменениями, операторы мобильной связи вправе самостоятельно определять дату начала оказания услуги с использованием перенесенного абонентского номера. Однако она не может быть определена позднее 15 апреля 2014 года, - поясняет начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова.
Одуматься и вернуть кредит
Новый документ «О потребительском кредите (займе)», который вступит в силу с 1 июля 2014 года, изменяет правила игры на огромном рынке кредитования. Однако он не распространяется на займы, связанные с предпринимательской деятельностью и ипотекой. Теперь заемщики должны четко представлять, сколько они берут и на каких условиях с самого начала.
- Полную стоимость кредита должны указывать крупным шрифтом и размещать в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы кредитного договора. Регламентируется даже площадь такой рамки – не менее 5% площади страницы, - комментирует Юлия Викторовна.
Среди наиболее важных нововведений – возможность потребителя вернуть займ фактически как товар в магазин.
- Для случаев, когда заемщик передумал пользоваться кредитом или другой услугой банка, установлен «период охлаждения» в 14 дней. Также клиентам должны предоставлять бесплатную возможность погашения кредита в том населенном пункте, где потребитель получил предложение о его получении, или по месту нахождения заемщика. Это избавит граждан от дополнительных комиссий в связи с погашением кредита.
Получить перерасчет за ЖКУ
Большинство вопросов у потребителей Мордовии касается жилищно-коммунальных услуг, в частности, оплаты общедомовых нужд. С июня прошлого года «перерасход», то есть все коммунальные ресурсы, потраченные на ОДН свыше норматива, должны оплачивать управляющие компании. Изменение хорошее, но сколько человек реально их почувствовали? Дело в том, что самостоятельно разобраться в квитанциях и узнать, вписывается ли ваш дом в норматив или нет, весьма сложно, а уповать на совесть «управленцев» вряд ли стоит. Можно, конечно, обратиться в управляющую компанию, чтобы узнать их версию, а потом уже с ней идти, например, в Жилинспекцию.
Много претензий непосредственно к качеству услуг или вовсе их отсутствия: сломался лифт, из горячего крана течет «парное молоко», плохо топят и т.д. За это потребителю полагается перерасчет, но как его грамотно оформить?
- Первое, с чего следует начать, – уведомить о факте оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества аварийно-диспетчерскую службу. Сообщение лучше подать в письменной форме, хотя передача заявок по телефону также допустима - советует Юлия Тундыкова. – Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить вам, кто принял заявку, ее регистрационный номер и время приема. Если ему известны причины произошедшего, то он обязан немедленно сообщить о них потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Именно она является основанием для перерасчета.
Если же сотрудник аварийно-диспетчерской службы не знает причины, то он должен согласовать с вами время и дату прихода сотрудников управляющей компании. По результатам этой проверки составляется акт в двух экземплярах. Прежде, чем его подписать, посмотрите все ли в нем верно: нарушения параметров качества услуг, дата, время и т.д.
Нередки случаи, когда потребитель и проверяющие лица не могут прийти к общему мнению. Тогда определяется новая дата оценки качества ЖКУ, на которую приглашается представитель Госжилинспекции. По ее результатам также составляется акт в двух экземплярах. Соответствующий акт также подписывается в случае, если действие либо бездействие исполнителя причинило ущерб вашей жизни, здоровью, имуществу. Он должен быть оформлен в течение 12 часов с момента вашего обращения в аварийную службу.
И вот недавнее новшество, которое на руку потребителям, - акт нарушения качества услуги, например, когда из крана течет ржавчина, можно составлять в отсутствие исполнителя. Если к вам своевременно не пришли и не проверили воду, то это теперь, можно сказать, их проблема. Документ все равно будет действителен и на основании подписей председателя совета многоквартирного дома (или председателя ТСЖ) и двух потребителей.
Взвесить сережки в магазине
Традиционно многие за новогодние праздники пополняют свою копилку украшений. Как поется в известной песне, лучшие друзья девушек – это бриллианты. Однако правила такой драгоценной дружбы известны далеко не многим.
Мало кто знает, что по требованию покупателя и в его присутствии проводится взвешивание приобретенного изделия без ярлыка на специальных весах.
- В ювелирном магазине покупателю обязаны выписать товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись продавца, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
Следует учесть, что поход за ювелирным украшением всегда должен быть обдуманным. Если колье или кольцо вам разонравились, не подошли под подобранное платье, то вернуть его и обменять нельзя, даже если не прошло 14 дней с момента покупки. Подчеркнем, что это не относится к бижутерии.
Однако если золотое кольцо треснуло или из него вылетел бриллиантик, то тогда возможно расторгнуть договор купли-продажи. Все будет зависеть от результатов экспертизы.
Тут порядок такой. Если поломка произошла в течение гарантийного срока, то экспертиза будет проводиться за счет продавца. Если же гарантия прошла, то бремя доказательств – на потребителе.
Гарантия на котенка?
Рынок флоры и фауны в последнее время заметно расширился. Возросло предложение – растет и спрос, а еще и цены. Покупая гигантский кактус за 8 тысяч рублей или породистого котенка за 15 тысяч, конечно, хочется иметь какую-то гарантию. Но обычно это что-то из рода фантастики. В Мордовии были случаи, когда потребители пытались вернуть деньги за домашних питомцев. Например, попугайчик гибнет на второй день после покупки и хозяин, естественно, думает, что ему продали больную особь. Либо дворового котенка выставляют как чистопородного, а со временем обнаруживается, что окрас и пропорции у любимца вовсе не благородных кровей. Или еще пример, покупаешь дорогой цветок. Продавец заверяет, что цвет у него опал только что. Покупатель принес его домой и уже четвертый год ждешь соцветий…
- Животные и растения возврату или обмену не полежат, - сообщает Юлия Тундыкова. – Однако в случае обнаружения у них недостатков, которые не были оговорены продавцом, можно требовать уменьшения цены, замену питомца, безвозмездного устранения недостатков или возврата денег. В качестве доказательства обычно используется заключение экспертизы.
С.Медведева.
- Версия для печати