№ 28 (892)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ПотребительВыпуск № 9 (197) от 02.03.2011
На что жалуемся

Жители Мордовии чаще всего недовольны качеством бытовой техники, мобильных телефонов и обуви

Каждый из нас является потребителем. Изо дня в день мы ходим в магазины, обращаемся за помощью по оказанию услуг к организациям и предпринимателям. Отдаем за работы, товары и услуги деньги. Случаи поломки товара, некачественные продукты и недобротно оказанные услуги встречаются довольно часто. Как быть в таком случае потребителю?

 

Долги по старым счетам

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей (ред. отмечается 15 марта) будет проходить под девизом: «За честные финансовые услуги». По словам специалиста консультационного центра для потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РМ» Ю.В. Тундыковой, данная тематика не теряет своей актуальности и в нашей республике. Только в прошлом году в центр обращались десятки жителей Мордовии по вопросам банковского обслуживания. И хотя финансовые структуры сейчас уже не берут такие большие комиссии за открытие и ведение ссудного счета при получении кредита, тем не менее дело в прошлом не осталось. Далеко не все потребители банковских услуг знают о возможности возврата незаконно взятых у них денег. А комиссии, стоит заметить, были весьма щедрые. Так, с одного жителя Саранска при предоставлении ему кредита в 1 млн. 173 тысячи рублей взяли дополнительно почти 50 тысяч рублей. Таким образом, реальные проценты по займу были гораздо выше заявленных.

- Открытие и ведение ссудного счета не является «самостоятельной банковской услугой» и плату за него с заемщика брать нельзя, - отмечает Юлия Викторовна. – Незаконно взятые банком деньги можно вернуть в течение трех лет. Иногда финансовые структуры по обращению потребителя возвращают комиссии в добровольном порядке. В случае отказа можно обратиться с исковым заявлением в суд. Как показывает практика, потребители по подобным делам в итоге выигрывают.


Если сервис не понадобился…

 Дополнительная гарантия на бытовую технику, практикуемая крупными торговыми сетями, стала притчей во языцех. Взвесив все «за» и «против», многие покупатели в основном сходились в одном – это изощренный способ продавца «откачать» деньги с потребителей. Это подтверждали и многие специалисты сервисных центров: «обычно бытовая техника ломается либо в первый год, либо служит долго». Зачем выбрасывать деньги на ветер, покупая сертификат, который вряд ли пригодится? Все могло бы так и быть, если бы не одно «но»… Мало кто знает, что в случае такой подстраховки потребитель может возвратить свое нереализованное право в денежном эквиваленте.

- Многие магазины бытовой техники при покупке товара за отдельную плату предлагают приобрести так называемую «дополнительную гарантию», которая может иметь различные названия: «Готов служить долго», «Сертификат программы дополнительного сервиса» и т.д., - рассказывает Юлия Тундыкова. - Предоставление гарантии оформляется отдельным документом – выдается договор или сертификат. В течение срока его действия магазин обязан в случае необходимости (при обращении потребителя) проводить диагностику, ремонт, профилактику товара.
Однако, если приобретенный товар оказался качественным, и в течение срока действия «дополнительной гарантии» потребитель не нуждался в услугах продавца, то в любое время до истечения срока действия этого договора можно потребовать возврата уплаченной за предоставление допгарантии суммы. Теоретически это можно сделать даже за пару дней до истечения срока ее действия.

Для расторжения договора нужно прийти в тот магазин, где приобретали товар, и подать заявление о возврате денежных средств. Ваше требование должно быть удовлетворено в течение десяти дней. Обычно торговые точки возвращают деньги добровольно. В том случае, если на претензию ответили отказом, для защиты своих прав и нарушенных интересов вы вправе обратиться в суд, где можете подать иск не только на удовлетворение своего требования, но и выплату неустойки, компенсацию морального вреда.

Это характерно для ситуации, когда потребитель сам пожелал приобрести дополнительную гарантию. Если же этот договор был заключен путем обмана, то есть эту услугу ему попросту навязали, то деньги можно вернуть в течение года.


Лидер продаж – лидер брака

Львиная доля всех обращений потребителей связана с обнаружением недостатков в технических товарах. В этом случае потребитель имеет право заявить требование о ремонте покупки или ее замене, а также - предоставления скидки, возврата денег. Исключением являются лишь технически сложные товары. Порядок защиты потребительских прав тут немного другой. Стоит сразу пояснить, что к такого рода технике относится не так уж много товаров: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки и мотокультиваторы.
Если же неисправность в технически сложном товаре появилась через 15 дней после покупки, но в пределах гарантийного срока, то товар можно сдать лишь на ремонт, либо потребовать уменьшения покупной цены на него. Замена техники, либо возврат денег за нее возможны только в случае обнаружения существенного недостатка. Например, чтобы отремонтировать холодильник, купленный за 35 тысяч рублей, нужно отдать 25 тысяч. Вернуть деньги также можно, если ремонт длится более 45 дней.

- Важно помнить, что перед тем, как отдать технику продавцу для проверки качества или ремонта, необходимо «запротоколировать» ее внешний вид и характер неисправности, можно даже сфотографировать претензионный товар, чтобы он вернулся к владельцу в целости и сохранности, а не с новыми повреждениями, - поясняет Юлия Тундыкова.


Окно проблем

Пластиковые окна и их установка – вот еще одна больная тема для многих жителей республики. Чаще всего потребители жалуются на недостаточную шумо- и теплоизоляцию, деформацию некоторых элементов и многое другое.

От таких ситуаций не застрахован никто, однако «подстраховаться» на случай возникновения недостатков можно. Во-первых, необходимо, чтобы у потребителя остался письменный документ, подтверждающий договорные отношения с предпринимателем. В договоре должны быть прописаны все те права и обязанности, которые обговаривались вами в устной форме. Не нужно подписывать документы, с содержанием которых вы не согласны. Особое внимание необходимо обратить на установление в договоре гарантийного срока.

А вот то, что делать категорически нельзя: вносить предоплату за изготовление и/или установку окон из ПВХ, не получая чека об оплате или расписки, подписывать акт приемки выполненных работ прежде, чем работа доведена до конца.


«Потребительского экстремизма нет»

Много вопросов жителей нашей республики посвящено обуви. Не все знают, что сегодня можно купить туфли, сапоги, кроссовки, ботинки, босоножки и т.д. без гарантии, и это будет вполне законно.

- Давать гарантию на обувь  – это право, а не обязанность изготовителя, то есть не исключено, что ее может и не быть. Но если она есть, то продавец не может дать  гарантию меньше сроков производителя.

Много недоразумений при покупке обуви связано  с понятием «начало сезона».  В настоящее время в нашей республике документально эти сроки не установлены. Поэтому, покупая зимние сапожки летом, обязательно просите продавца отметить вам в товарном чеке, что гарантия начинается с начала декабря, либо середины ноября, иначе она закончится прежде, чем вы успеете воспользоваться покупкой.

- Потребительский экстремизм в нашей республике – скорее исключение, чем обычная практика, - считает Ю.В. Тундыкова. – Редко кто предъявляет претензии к продавцу, если проносил обувь хотя бы один сезон, а по закону возвратить некачественную обувь можно в течение двух лет.


Ложка дегтя

Однако на практике получается не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Сложности у потребителей могут возникнуть уже на стадии вручения претензии продавцу. Например, не все работники торговых точек на рынках соглашаются принимать официальные послания от недовольных покупателей. По почте письма с уведомлением «доходят» только до администрации рынка, а та, в свою очередь, тоже не обязуется адресовать претензию в конкретный магазин. Но если у вас есть кассовый либо товарный чек, значит, вы знаете, кто является продавцом вашего товара. По фамилии индивидуального предпринимателя, его ОГРН и ИНН, указанным в чеке, в налоговых органах можно взять выписку из ЕГИП, где будет указана его регистрация. По этому адресу можно и направить письмо с претензией. В любом случае, если предприниматель от вас скрывается, то суд может состояться и без его участия.

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати