- Новости :: ПотребительВыпуск № 26 (266) от 27.06.2012
- Новая легкоБЭушка
Чем недовольны автолюбители Мордовии?
Специалисты отмечают, что в последнее время в республике буквально вал претензий на услуги автосервисов. То ли нарушений стало больше, то ли число автолюбителей возросло. Доверяя машину автосервису, каждый надеется на грамотное техобслуживание. Однако часто такой ремонт влетает в «копеечку» и оборачивается головной болью. Как отстоять свои права?
Сделали – заплати, и сломали – заплати
Основная проблема в том, что большинство водителей отдает в сервис железных коней под честное слово, не требуя взамен никаких документов. Недавно в консультационный центр обратился отчаявшийся автовладелец – он не мог забрать свою иномарку после «починки». Предыстория такова. В автомобиле произошла поломка, и он пригнал его в сервис. После осмотра мастер порекомендовал автовладельцу купить новую запчасть. На следующий день мужчина принес необходимую деталь, а другой специалист называет ему уже иную причину поломки. Автовладелец не стал возмущаться, купил все что просили и оставил машину в сервисе. Потом нашлись другие причины, и потребовались дополнительные запчасти. Измученный хозяин стал заказывать их уже через автосервис. В итоге, отдав более 40 тысяч рублей, мужчина узнал, что его автомобиль не заводится, то есть ремонт возымел обратный эффект. Сейчас у автовладельца появилась другая проблема: он не знает, как забрать автомобиль из злополучного сервиса. С клиента требуют оплаты услуг по ремонту!!!
- Проблема в том, что у автовладельца не сохранилось никаких документов, - комментирует ситуацию специалист-эксперт консультационного центра по защите прав потребителей ЦГиЭ по РМ Юлия Тундыкова, – ни чеков, ни заказов-нарядов. У него нет даже приемо-сдаточного акта, поэтому крайне сложно доказать, что в автосервис он приехал на своей машине. Ситуация неоднозначная. Сейчас единственным выходом для него остается обращение в суд. Только по решению Фемиды он сможет забрать свой автомобиль и вернуть деньги за некачественные услуги.
Золотое правило при посещении автосервисов - требуйте приемо-сдаточный акт, где описывается состояние автомобиля. Зачем? Например, во время подкачки шин на машину что-нибудь свалится (такие прецеденты уже были) и повредит кузов. Как потом доказать, что вмятины не было?
Даже сдавая автомобиль в безобидную мойку, следует взять хотя бы жетон. Был случай, когда после сервисной помывки на иномарке стала слезать краска. Дали слишком сильный напор воды и произошло «механическое воздействие точечной направленности», либо это заводской дефект покраски, сможет определить только экспертиза. Если установят первое, то можно смело требовать возмещения ущерба, конечно при условии, что на руках имеется квитанция. Так что сохраняйте чеки и на такие «мелкие» услуги.
- Обязательно просите составления сметы на ремонтные работы, - советует Юлия Тундыкова. – Пусть все будет прописано заранее, ведь бывает, что стороны договариваются на пять тысяч рублей, а в итоге исполнитель выставляет счет на десять тысяч и его приходится оплачивать.
Еще одна «заморочка» - в автосервисах любят ремонтировать авто за «семью печатями» и все думают, что так и должно быть. Если вас выпроводили со станции технического обслуживания, не стесняйтесь внезапно появиться. Пункт автомобильного сервиса —
это не секретная военная база - потребитель может в любое время проверить качество и ход выполнения работ. Мало того, руководитель автосервиса должен создать все необходимые условия по технике безопасности! Поэтому говорить: «Не проходите, а то машиной зажмет или рычагом придавит», в сервисе не имеют права.
Тариф за предпродажную подготовку
Не меньше нарушают права потребителей в автосалонах. Например, предпродажная подготовка всегда должна производиться бесплатно, а за нее нередко требуют деньги. Такая услуга автоматически входит в стоимость авто, поэтому проверить готовность покупки к эксплуатации – святая обязанность любого продавца, так же как, если бы вы покупали электрический чайник или телевизор. Задача покупателя тщательно осмотреть все узлы и агрегаты, съемные детали и протестировать работу всех систем автомобиля. Только потом подписывать акт приемки-передачи автомобиля.
Автосалоны также «грешат» продажей под видом автомобилей «с нуля» битой техники. В этом на личном примере убедился житель Саранска. Он приобрел современный седан в элитном магазине. Целый год мужчина не подозревал, что ездит на бэушной технике, пока она не попала в ремонт. Опытный мастер авторизированного сервиса, куда он обратился с небольшой поломкой, сразу определил, что иномарка не такая уж новая и частично была перекрашена. Работник сервиса говорил настолько убедительно, что автовладелец решил провести экспертизу. По ее результатам, правда оказалась не на стороне автосалона. Скорее всего, новенький автомобиль пострадал во время перегона, но его не стали выставлять со скидкой, а спешно навели марафет – поменяли крыло, частично перекрасили и продали по первоначальной цене.
Теперь перед владельцем авто открываются все дороги: он может обменять его на идентичный только «с иголочки» или возвратить деньги с учетом инфляции.
Простые правила
Автомобиль – относится к группе технически сложных товаров, поэтому здесь свои правила «игры». Если в первые дни «всплыл» наружу небольшой недостаток, например, не работает прикуриватель, тогда не медлите с выставлением претензии. В первые пятнадцать дней даже из-за такой мелочи можно требовать обмена авто или возвращения денег, потом сделать это будет гораздо сложнее.
Если авто ремонтируется по гарантии, то нужно брать соответствующий акт, где должны полностью указывать сроки ремонта, вид и т.д. В случае, если такая же поломка повторится, то можно требовать возврата денег. Если такой акт вам не дают, пишите заявление на имя руководителя сервисного центра.
Если вы оплачиваете покупку автомобиля либо его ремонт, обязательно просите чек. Многие думают, что это делать необязательно, когда сумма прописана в договоре. На самом деле это не так. Договор – это как ценник на товаре, а нужно подтверждение оплаты.
Стоит ли отказываться от дистанционных покупок? Нет, в данном сегменте рынка автолюбитель защищен как никогда. Если ему доставляют деталь, которая не подходит к машине, то он может вернуть ее аж в течение трех месяцев, безусловно, если сохранен ее товарный вид.
Когда забираете авто с ремонта, обязательно проверьте его состояние в присутствии работника сервиса. Если обнаружите какой-либо дефект, обязательно укажите его в приемо-сдаточном акте. После ремонта автомобиль не двигается с места? Исполнитель должен провести экспертизу за свой счет. Если будет установлено, что ремонт произведен некачественно, тогда о возмещении затрат на экспертизу не может быть и речи. Если же вины сервиса нет, тогда потребитель и исполнитель оплачивают эту услугу пополам.
С. Медведева.
полезно знать!
Договор на оказание услуг автосервисов должен заключаться письменно. Это может быть заказ-наряд, квитанция или иной документ. В нем обязательно должны быть указаны:
наименование и юридический адрес организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
сведения о потребителе;
дата приема заказа, сроки его исполнения;
цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем;
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), подписи двух сторон.
Если в договоре не указаны обязательные условия, можно пожаловаться в Управление Роспотребнадзора по РМ.
- Версия для печати