№ 36 (900)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 12 (252) от 23.03.2012
Граффити: искусство или вандализм?

Они готовы преобразить город посредством аэрозольного баллончика

Люди, которые рисуют и пишут «на заборе»  (стене дома, склада, гаража, автобусной остановки, трансформаторной станции и т.д.), наверное,  реализуют первобытный, непреодолимый инстинкт, доставшийся нам от далеких предков, с их наскальными изображениями. Нам неведомо, зачем рисовали  люди в шкурах. Наверное, все же, не от голода. Их не всегда пристойные картинки стоят вровень с величайшими произведениями мировой живописи. Парадоксально, но современные «подзаборные» художники в стремлении к самовыражению продолжают тысячелетние традиции. А бедные управляющие компании и собственники недвижимости расходуют до 5-6 тысяч, чтобы закрасить только 1 квадрат «нетленки» граффитчиков!..

 

 

Написали – и бежать

Самый показательный случай – городской роддом № 2. Там просто не смогли ничего сделать. Надписи счастливых отцов закрашивали, охранников наказывали. Тщетно. По-моему, эти поздравления на стенах – визитная карточка Дома рождений. На территорию проникают ночью и творят из принципа «кто круче». Все равно, это здорово. Пока никто не расшибся, свалившись без страховки с трехметровой высоты. Поскольку используются аэрозольные баллончики для покраски «авто», то «Спасибо, Наташа, за сына Сашу», может остаться до скончания веков. Под окном моего соседа, сразу после ремонта нашей хрущевки, написали: «Ты кондом» (через буквы «г» и «а»). Сосед заявил. Участковый вычислил обидчика. Местные работяги из домоуправления закрасили, но прежнего колера не подобрали. Пятно. Под него можно было при желании подогнать статьи по хулиганству, вандализму, умышленному ущербу, оскорблению, но как-то там полюбовно замяли. На «Светотехстрое» школьницы увековечили первую любовь. Участковый, опять же вычислил. Девочкам предложили смыть вину краской. Что и было сделано. За счет «предков». У замечательной моей собеседницы главного специалиста городского Управления по делам молодежи Натальи Журавлевой на стене личного гаража уже 5 лет красуется сакраментальное: «Ксюха, я тебя люблю». Журавлева ничего не имела против, хотя и автора узнала, и Ксюха уж далече. Но вот решила продавать гараж. Теперь надо раскошеливаться…

- В рамках акций по профилактике асоциального поведения подростков, совместно с гор-администрацией и наркоконтролем, мы привлекали представителей этой молодежной субкультуры, - говорит Наталья Ивановна, - рисовали на блочных заборах новостроек «Огарев-Плазы», новой библиотеки. Сначала задавали тематику, смотрели эскизы. У меня есть с десяток телефонов этих ребят.

 

«Оно нам надо?»

Вот мы и перешли плавно от бомбинга к граффити. «Настоящие» граффитчики в Саранске, оказывается,  есть. Мало того, их лидер Андрей даже смог с помощью горкома молодежи, горадминистрации,  провести этим летом фестиваль. С участием собратьев из Нижнего и Пензы. Мне жаль, что веселый вернисаж, на глазах зрителей появившийся на стене мрачного склада, расположен далековато. У Северного тупика. Ей-ей, он был бы вполне уместен где-нибудь на мрачноватой улице Рабочей. Ведь в парке радует взор забор вблизи блинной. Тоже дело рук Андреевой команды. Дизайнер Ольга Беляева увлеклась граффити будучи студенткой Института национальной культуры. Теперь вот деньги зарабатывает на внутреннем оформлении стен офисов! Краска, маркеры - за счет заказчика. День-два  работы и три тысячи в портмоне. Молодец!

- Если бы мне предложили пофантазировать на тему предстоящего 1000-летия единения, я бы согласилась. За свой счет. Сейчас в продаже появились специальные аэрозоли по цене 180 рублей с самой разной цветовой гаммой. Где-то в одну тысячу встанет такая работа, - отвечает на вопрос о готовности разрисовать родной город 23-летняя Оля. И вот заместитель начальника Управления  по вопросам городского хозяйства администрации города Андрей Алексеевич Волков тоже не категоричен. Хоть и чиновник. Да, он дал нам расклад по затратной части от вандализма ребят с аэрозолями. Но считает, если жильцы дома, собственники будут не против, то почему бы не отдать серые стены на откуп фантазеров. В пределах допустимых фантазий, разумеется. С ним, кстати, полностью солидарен заместитель республиканского Комитета по делам молодежи Юрий Рытиков.

Фантазеры и подзаработать смогли бы. Другое дело, что никому это не нужно. Надо «слушать-постановлять», копить отчеты да подгонять статьи расходов. «Оно мне надо?..»

 

Вместо послесловия

На плитах забора по улице Невского закрасили призыв «Хватит бухать!» Еще бы. По Невского кортежи гостей прибывают. Не так поймут.  А призыв-то хороший. Как и на улице Большевистской, в арке входа во двор. Жестко, но по делу: «Пей, кури, рожай уродов!» Давно закрашена в городе нацисткая символика. Была такая дурь в одно время. Вообще, за экстремистские надписи, призывающие к национальной, религиозной, социальной (добавил бы – и межполовой) вражде в январе прошлого года депутат Госдумы РФ Иван Саввиди предложил сажать. Пока еще этот закон не приняли. Но это – бомбинг. Остатки трехгодичной давности всплеска подростковой моды на граффити можно лицезреть в подземном переходе на Химмаше, на стене блочного забора   позади грязелечебницы на Юго-Западе. Не все равноценно. В основном – трафареты и смайлики. Либо названия рок- и попгрупп. «По-англицки», вестимо. В Ялге на стене магазина, по дороге в детскую школу искусств, там, где обычно стоит полицейский «Уазик», - надпись. Та самая. Из трех букв. «Денег нет» закрасить. Дайте с полтысячи граффитчикам, и они нарисуют вам розы и солнечный круг на этом самом месте…

Н. Ивашкин.

 

КСТАТИ

Сплошной «бомбинг»?..

«Граффити» - от испанского «царапать». Появляется в США, где молодежные банды Нью-Иорка в 70-х годах прошлого века метили свою территорию. Затем бандиты подросли и постепенно от надписей перешли к трафаретам и рисункам, иногда несущим все признаки искусства. Либо - копиям с известных полотен. Поэтому граффити теперь подразделилось на собственно граффити, “теггинг” и “бомбинг”. Теггинг - молодежное увлечение, суть которого сводится к тому, чтобы оставить наибольшее количество “своих” надписей или картинок в наибольшем количестве мест. А “бомбинг” - это любое нелегальное изображение, надпись на любом пригодном для этого материале. Получается, что в Саранске - сплошной “бомбинг” и лишь кое-где - “граффити”.

Версия для печати Версия для печати
Коментарии