- Новости :: АктуальноВыпуск № 7 (507) от 16.02.2017
- 25 лет на страже конкуренции
Мордовское УФАС России в этом году отмечает юбилей
8 февраля состоялось заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Мордовском УФАС России. Руководитель Управления Сергей Видякин подчеркнул, что наступивший год является юбилейным: 25 лет назад появилось Мордовское антимонопольное управление. Поскольку это первая встреча экспертов в этом году – повестка заседания была насыщенной.
Объявлен конкурс!
Вначале члены совета приняли в свои ряды начальника отдела информационного взаимодействия и мониторинга Минпечати РМ Сергея Чернавина.
Далее Сергей Видякин подвел итоги работы Мордовского УФАС России за 2016 г. Всего было выявлено более 30 нарушений закона о рекламе, в том числе 11 фактов связано с финансовыми услугами, семь - с рекламой, которая распространяется по сетям электросвязи, пять – с недостоверной информацией. Для сравнения: в рекламе алкогольной продукции зарегистрировано только два нарушения, а в рекламе дистанционных продаж - одно.
Еще один важный вопрос был посвящен республиканскому конкурсу социальной рекламы «За честную конкуренцию». Он, кстати, в этом году тоже юбилейный – будет проводиться уже в пятый раз. В положение о конкурсе внесли изменения. Номинаций по традиции будет три: «Ненадлежащая реклама – враг честной конкуренции», «Свободная конкуренция ради будущего России», «25 лет со дня создания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия». В последней номинации теперь, к слову, смогут принять участие и журналисты.
- В юбилейный год ожидается увеличение количества участников конкурса, а также вырастет качество представленных работ, - отметил Сергей Видякин.
Эксперты отметили, что к участию приглашаются и школьники, а вообще возрастного ценза для конкурсантов нет. Свои работы можно будет направлять в Мордовское УФАС России с 10 февраля по 1 апреля. Итоги будут подведены 14 апреля – в день образования Управления.
«Репост» приветствуется?
Отдельной темой стал вопрос размещения информации в Интернете способом «репостов», на предмет того: будет ли она являться рекламой. Позиция ФАС России такова: не относятся к рекламе перепечатки, «репосты» в социальных сетях, если они носят информационный, новостной или аналитический характер. То же самое касается объявлений физических лиц.
- Если пользователь делится значимой для него информацией в ленте социальных сетей, то это не будет являться рекламой, - пояснила главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг УФАС по РМ Лариса Васенкина. – Переписываясь со своими друзьями, пользователь не преследует цель – продвигать те иные товары или услуги.
- А если это блогер, у которого тысячи подписчиков? – задал вопрос член экспертного совета Вардан Дерюга. - Ему могут платить деньги различные организации за размещение информации.
- Платность информационного сообщения не является признаком рекламы, - отметила Лариса Васенкина. – Другое дело, когда будет доказано, что физическое лицо специально распространяет информационное сообщение, чтобы придать ему рекламный характер. В любом случае, каждый конкретный случай должен рассматриваться в индивидуальном порядке.
В завершении заседания был утвержден план работы на текущий год.
С. Медведева.
УФАС по РМ информирует
Руководитель Мордовского УФАС России Сергей Видякин дает разъяснения в связи с поступающими обращениями относительно признания рекламой информации о некоммерческих организациях, в том числе социально ориентированных некоммерческих организациях (СОНКО):
- Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Вместе с тем, не любая информация, содержащая указание на наименование товара или название юридического лица, подпадает под понятие рекламы и является рекламой.
В части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» приводятся исключения из сферы применения данного Закона, то есть перечислены виды информации, которая имеет признаки, сходные с признаками рекламы, однако которая не является рекламой и на которую требования данного Закона не распространяются.
Так, в частности, не является рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно - информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Таким образом, в случае распространения справочно-информационных, аналитических, новостных материалов, такие сведения не являются рекламой, в том числе в случае упоминания в них наименований юридических лиц, включая наименования некоммерческих организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, если такое упоминание не осуществляется с основной целью продвижения данного лица или его товаров (услуг) на рынке.
Например, упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание распространяемых материалов непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций и направлено на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
Также, представляется, что в случае, если в передаче, носящей информационную, аналитическую направленность, посвященной исследованию какого-либо вопроса, проблемы, представители различных организаций, в том числе некоммерческих, социально ориентированных некоммерческих организаций дают комментарии по теме передачи, не ставя перед собой задачу отвлечь внимание зрителей и слушателей передачи от тематики данной передачи и переключить внимание зрителей и слушателей на свою организацию, сформировав, таким образом, к данной организации интерес в целях продвижения её на рынке, такие комментарии не могут расцениваться в качестве рекламы, в том числе, если указывается наименование организации, представитель которой даёт комментарий.
- Версия для печати