№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 41 (229) от 12.10.2011
Заработались до смерти

За нарушениями требований охраны труда стоят человеческие жизни

Люди продолжают получать увечья и умирать на своих рабочих местах. Только за первое полугодие этого года в Мордовии зафиксировано свыше 30 несчастных случаев на производстве, погибших – четверо. По оценкам специалистов, к декабрю эта цифра будет расти. К примеру, за прошлый год смертельные травмы по вине работодателей получили 16 человек.

 

Кровное место

По данным специалистов Республиканской Гострудинспекции, за последние годы уровень производственного травматизма в регионе заметно сократился, однако число пострадавших все еще велико. Официальные цифры – это верхушка айсберга. Несчастные случаи на производстве нередко укрываются работодателями, либо заминаются самими работниками из-за боязни потерять «кровное» место. Только в 2011 году было выявлено 14 подобных инцидентов.

Как правило, «внештатные ситуации» происходят там, где работодатели не спешат вкладывать средства в охрану труда. По последним статистическим данным, в республике в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает около 15 тысяч человек. Больше всего из них трудятся в металлургии, на производстве готовых металлических изделий (45,2%), транспортных средств и оборудования (40%), электрических машин и электрооборудования (28,6%), текстильном производстве (23%), на обработке древесины (21,4%). Высок риск получить производственную травму сегодня также в строительных организациях, предприятиях транспорта  и сельского хозяйства.

- Со времен распада Советского Союза, с начала периода накопления капитала предприятия не особо заботились об охране труда, а то, что было наработано раньше, пришло в негодность, - считает руководитель Государственной инспекции труда РМ Максим Овчинников. – Сейчас к работодателям постепенно приходит понимание важности ситуации, поскольку за каждым несоблюдением требований системы стоят человеческие жизни.



Страховка на тот свет

В прошлом году для многих стал шоком несчастный случай, в результате которого пострадали три человека, причем двоим из них выжить не удалось. ЧП случилось в центре Саранска.

- Слесари аварийно-восстановительных работ МП «Саранск Горводоканал» должны были перекрыть задвижки, чтобы произвести врезку водопровода по улице Большевистской, - рассказывает главный государственный инспектор Евдокия Телятникова. – Они не проверили колодец на загазованность и спустились без страховочной веревки, предохранительного пояса и средств индивидуальной защиты. Все трое пострадали от отравления неизвестным газом – один умер на месте, второй – через несколько месяцев в больнице, так и не приходя в сознание. Третий слесарь получил тяжелые травмы и два месяца находился на лечении в стационаре…Трагедии можно было избежать, если бы уделялось должное внимание технике безопасности. По итогам нашего расследования заведено уголовное дело.

Эти «смертельные» ошибки для многих так и не послужили уроком. Примечательно, что недавно в «черных» списках госинспекторов появился еще один случай, где также фигурирует МП «Саранск Горводоканал». Слесарь по ремонту оборудования предприятия получил серьезное отравление неизвестным веществом. Ситуация практически идентична прошлогодней.

- Мужчина находился в колодце очистных сооружений в районе поселка Озерный без страховочной веревки, предохранительного пояса и средств индивидуальной защиты, - комментирует Евдокия Петровна. – Сейчас выясняются обстоятельства, как он туда попал. Со слов руководства предприятия, слесарь спустился в колодец без соответствующего указания, то есть проявил инициативу. Сам он, к сожалению, ничего не помнит и не может «пролить свет» на ситуацию. Расследование дела продолжается.

Весьма прискорбно, что несчастные случаи имеют тенденцию к повторению. Например, только в этом году, за пару месяцев, пострадало два работника ООО «ВКМ-Сталь». Так, в августе 52-летний слесарь-ремонтник получил серьезные травмы при падении с рабочего стеллажа. Сейчас уже доказано, что этот случай связан не с невнимательностью работника, а с организацией производственного процесса. Исполняющий обязанности начальника цеха, где произошло ЧП, привлечен к административной ответственности.

И вот последний факт: на заводе - 53-летний обрубщик получил травмы от разрыва шлифовального круга. По данным специалистов Гострудинспекции, сейчас он находится в реанимации и его состояние остается тяжелым.

Специалисты рассказали и о других несчастных случаях, которые произошли в этом году.

В середине сентября погиб при укладке трубопровода 42-летний плотник-бетонщик строительной организации. Бригада облагораживала территорию вокруг Торгового центра «Огарев Плаза». Мужчина спустился в траншею, где на него обрушился пласт земли. Когда рабочего вытащили из-под завала, он уже не подавал признаков жизни.

- По последним двум делам пока еще ведется расследование, - сообщил заместитель руководителя Госинспекции труда РМ Виктор Спиридонов, - но уже можно утверждать, что они связаны с производством. За ЧП будут отвечать должностные лица!



Упал и не очнулся

Порой вина лежит на самих работниках, а причиной «внештатных ситуаций» становится нарушение инструкций и правил техники безопасности, трудовой дисциплины.

Так, в июле смертельная участь на работе постигла 30-летнего охранника. Молодой человек трудился на Ичалковской нефтебазе и решил воспользоваться своим служебным положением – слить немного бензина из хранилища. Ему удалось открыть задвижку емкости, но закрыть её не получилось… Причиной смерти стало отравление парами бензина.

Еще одна нелепая гибель произошла в этом же месяце со штукатуром-облицовщиком строительной организации.  35-летний мужчина пришел на работу в изрядном подпитии. Предвидя ЧП, начальство вывело его за территорию стройки, как говорят, от греха подальше. Однако работник проявил нешуточное рвение и вернулся на место, но не рассчитал свои силы и сорвался с высоты шестого этажа.

Понятно, что в этих случаях работодатели не несут ответственности за гибель своих сотрудников. Однако это скорее исключение, чем норма. Примеров, когда работник получает увечье из-за плохой организации производства и технологических нарушений, неисправного оборудования, отсутствия контроля со стороны администрации предприятия над трудовой и производственной дисциплиной гораздо больше.

Только в первом полугодии текущего года Госинспекцией труда в РМ выявлено свыше двух тысяч нарушений закона об охране труда. По словам экспертов, в Мордовии сейчас только одно предприятие, где охрана труда идеальна, поэтому здесь не только тяжелых, но и легких несчастных случаев на производстве не бывает, чего не скажешь о других.

- Хуже всего обстоят дела с охраной труда в предприятиях среднего и малого бизнеса, - отмечает Виктор Спиридонов. – Зачастую они понятия не имеют, что это такое и зачем нужно. В должностных инструкциях нередко отсутствует перечень обязанностей по охране труда, инструктажи проводятся  с нарушением сроков, либо не проводятся вообще. В итоге люди гибнут, становятся инвалидами, и никому дела нет!



Счет на миллионы

Между тем, несчастные случаи на производстве стоит рассматривать не только в медицинском, социальном, но и экономическом аспекте. За каждым работником, получившим увечье на работе, идут больничные листы, материальные пособия, пенсии. Экономия на «копейках» аукается миллиардными затратами. По данным Международной организации труда, экономический ущерб от потерянных рабочих дней, расходов на лечение и компенсационные выплаты превышают 1,25 трлн. долл. (примерно 4% мирового ВВП).

- Если человек получил травму на производстве, то ему гарантирована выплата больничного листа в размере 100 процентного заработка, без каких-либо ограничений, - поясняет заместитель начальника отдела страхования профессиональных рисков Регионального отделения ФСС РФ по РМ Наталья Кулькова. – Если ему установлен процент утраты профессиональной трудоспособности, тогда полагается единовременная выплата. К примеру, инвалидам первой группы может выплачиваться 68 тысяч 586 рублей. Кроме того, они могут рассчитывать на возмещение утраченного заработка, но не более  максимального размера - 52 740 рублей в месяц. Получившие увечья на предприятиях Мордовии этот порог не переступают. Но в республике сегодня проживают шахтеры, которые «заработали» профзаболевание на Севере и у них выплаты достигают максимального предела.

Ко всему прочему пострадавшие на производстве получают дополнительные виды помощи, предусмотренные программой реабилитации. Человек обеспечивается всем необходимым: специальным медицинским и бытовым уходом, лекарствами, протезированием, санаторно-курортным лечением, автомобилем и ГСМ, предметами личной гигиены и т.д. На все эти мероприятия только за 9 месяцев текущего года было направлено свыше 156 миллионов рублей и эти расходы ежегодно увеличиваются.

К примеру, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они возросли на 10 миллионов рублей.

А вот общее число получателей подобной поддержки практически не меняется: кто-то пополняет списки, а кто-то умирает. На сегодняшний день в Мордовии различные выплаты по этому направлению получают 3700 человек – все они жертвы производственного процесса, причем в этом году в списке прибавилось еще 40 новичков.



Штрафы или льготы?

По словам экспертов, ситуация не изменится до тех пор, пока размеры штрафов за нарушение требований охраны труда не возрастут в десятки раз! Судите сами, сотрудники Госинспекции труда за первое полугодие этого года к административной ответственности привлекли почти 270 должностных и юридических лиц. В общей сложности они выплатили штраф в размере чуть более 980 тысяч рублей, то есть каждый в среднем – по 3600. Для организации это - мизер, если учесть, что на аттестацию одного рабочего места может требоваться от трех до пяти тысяч рублей.

С другой стороны, если будут «драконовские» штрафы, то высока вероятность, что в разы возрастет число сокрытых инцидентов на производстве, и от этого никому легче не станет. Больше всего пострадают работники, которые останутся без выплат и необходимой помощи.

Другой путь – увеличить льготы для тех, кто не экономит на охране труда. Здесь возникает весьма любопытный момент. С 2000 года все работодатели в обязательном порядке отчисляют в Фонд социального страхования специальные взносы. Их ставка зависит от уровня опасности производства и зарплаты каждого работника. Однако и сегодня можно получить к страховому тарифу приличную скидку (до 40%) и значительно сэкономить на отчислениях. Для этого нужно всего-то проводить аттестацию рабочих мест, медосмотр работников, а также не иметь несчастных случаев на производстве за последние три года. Почти из двадцати тысяч республиканских организаций подобной льготой пользуются не больше пяти. Либо эти банальные требования для страхователей запредельны, или они не привыкли экономить на «мелочах».

Но больше всего поражает другое. Все предприятия имеют хороший шанс улучшить условия труда своих работников без дополнительных затрат. По крайней мере, до 20% отчисляемого тарифа можно вернуть в свое предприятие на «латание дыр» в охране труда: обучение сотрудников, аттестацию рабочих мест или покупку партии рукавиц. Для этого нужно всего лишь обратиться к специалистам Фонда социального страхования. Но как показывает практика, руководители предприятия не торопятся воспользоваться «манной небесной». В этом году подобную льготу оформили лишь 92 работодателя из тех же 20 тысяч. Чего же больше не хватает на охрану труда: денег или желания?

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати
Коментарии