- Новости :: АктуальноВыпуск № 48 (392) от 27.11.2014
- Вам – мат, господа шахматисты!
Почему некогда популярный в республике вид спорта оказался в загоне?
В минувшие выходные в чемпионате Республики Мордовия по шахматам были сыгран 5-й тур, по итогам которого единоличное лидерство в турнирной таблице захватил один из самых титулованных шахматистов Мордовии, действующий чемпион республики Владимир Карташов. Но, по правде говоря, сам турнир нам был нужен только как информационный повод. Разговор о проблемах мордовских шахмат назрел достаточно давно. Замечательно, когда в таком небольшом по российском меркам регионе, как Мордовия, как грибы после дождя, возникают школы по новым для нас видам спорта. Однако в погоне за олимпийскими призраками не оставить бы без внимания наши традиционные виды спорта, такие как шахматы. Ведь в советские голы шахматные секции были в каждой школе, а столы с шахматными фигурами – в каждом клубе, парке или кинотеатре.
- Региональный чемпионат, – начал разговор Владимир Карташов, – и в прежние-то годы проводился у нас далеко не всегда. И связано это было с кризисом в Шахматной федерации, с недостаточным финансированием, с отсутствием подобающего этому событию помещения. Количество участников всегда варьируется в районе 30 человек. В этом году, например, играет 32 шахматиста.
- Вы вскользь упомянули о кризисе в федерации. Можно об этом поподробнее.
- В принципе, у нас, шахматистов, есть все, чтобы заниматься своим видом спорта, кроме, пожалуй, главного – своего помещения. Сегодня нас здесь 32 человека, но это все одни и те же люди, которые по-хорошему больны шахматами и играют всегда и везде. А могло быть еще столько же, но мы не можем их пригласить. Нам банально негде будет их рассадить. В Мордовии давным-давно не проводится крупных соревнований с участием 50-60 шахматистов, не говоря уже о каких-то межрегиональных турнирах. Турниры российского уровня мы не проводим уже более 10 лет.
Раньше у шахматистов был свой дом – Шахматный клуб, был спонсор, худо-бедно, но мы занимались подготовкой молодежи. Потом, в один прекрасный момент, всего этого не стало, и самое главное – у нас складывается стойкое впечатление, что шахматы в Мордовии никому не нужны.
Наши активисты не раз обращались к властям с просьбой помочь, но каждый раз получали отписки. Если вы поглядите на список участников нынешнего чемпионата Мордовии, то в нем из 32 имен тех, кому меньше 20 лет, всего 4 человека. Шахматистов моего возраста, тех, кому от 30 до 40 лет, практически нет. Нет преемственности поколений, молодым шахматистам негде перенимать опыт у «старых» мастеров. Все держится на энтузиазме людей, которые беззаветно преданы шахматам. Но их мало, они или уже на пенсии, либо выйдут на нее совсем скоро. А для того, чтобы расти в качественном отношении, нам нужны профессионалы. Если сравнивать с другими субъектами Приволжского федерального округа и оценивать ситуацию в целом, то мы – один из самых отсталых регионов, это точно.
На сегодняшний день у нас есть всего один шахматист, который ездит на российские и международные соревнования. Это гроссмейстер Сергей Волков. Но за ним-то нет никого, пропасть. Он, конечно, молодец, привык всего в этой жизни добиваться сам. Но его часто используют как ширму, прикрытие. Ситуация-то на самом деле плачевная, а по документам получается как будто бы все хорошо.
Конечно, профинансировать одного спортсмена гораздо проще, чем работать с группой шахматистов разного уровня, из которых не факт, что выйдет мастер. А ведь их нужно еще возить по турнирам, потому что, только участвуя в крупных соревнованиях, постоянно играя с сильными соперниками, равными или превосходящими тебя в рейтинге, можно расти в качественном отношении. Мы же продолжаем вариться в собственном соку, поэтому и нет никакого прогресса. Та обойма, которая у нас есть, с каждым годом становится только еще на один год старше. И это притом, что в последнее время в мировых шахматах существует четкий тренд на омоложение.
- И самый яркий пример этого – нынешний чемпион мира норвежец Магнус Карлсен?
- Карлсен, которому 30 ноября исполнится только 24 года, добился первых успехов в очень раннем возрасте. В 17 лет он уже заставил говорить о себе, как о будущем претенденте на мировую корону. Так и оно произошло. Сейчас ему на пятки наступает еще более молодой шахматист, 5-й номер в рейтинге FIDE, итальянец Фабиано Каруано, которому сейчас только 22 года. Можно вспомнить и более ранние примеры. Того же украинца Руслана Пономаренко, который был «неклассическим» чемпионом мира FIDE, когда в мировых шахматах существовал раскол. Конечно, в шахматы можно играть до глубокой старости, но своего пика, эмоционального и интеллектуального, шахматист достигает в возрасте 25-30 лет. Шахматы молодеют, а в нашем регионе они, к сожалению, стареют.
В наш разговор вмешался исполняющий обязанности президента РОО «Шахматная федерация Республики Мордовия» Юрий Михайлович Игнатовский.
- Если говорить о системе подготовки молодых шахматистов, то на сегодняшний день шахматная мысль еще как-то теплится только в Саранске, да в Большеберезниковском районе. В Саранске это 24-я школа, 12-я гимназия, где я веду занятия. Сейчас мои ребята готовятся поехать на всероссийский фестиваль, в программе которого будут также и шахматы. Занятия также ведутся в 3-й школе на ТЭЦ-2, в 32-й, где есть единственный в городе шахматный клуб и имеются более или менее достойные условия для занятий шахматами. В 33-й школе, в бывшем Дворце пионеров, сейчас это Городской дворец детского творчества, в 4-й школе, а также в Большеберезниковской сельской школе. В Пролетарском районе Саранска, по-моему, вообще нет ни одной шахматной секции. По крайней мере, я ничего об этом не знаю.
Нам нужны тренеры, настоящие профессионалы, которые могли бы поднять шахматы на новый уровень.
- Руководство Минспорта РМ в курсе ваших планов?
- Нельзя сказать, что оно ничего об этом не знает. Мы встречаемся с министром спорта Владимиром Гавриловичем Киреевым. Ситуацией в целом он владеет. Но, очевидно, что у нас в Мордовии несколько иные приоритеты.
От нас требуют немедленной отдачи, чтобы мы воспитали чемпиона мира. А что, у нас в фигурном катании есть свои чемпионы? Свои, я подчеркиваю, доморощенные, а не приглашенные откуда-то.
Вопрос с помещением сложный, но он рабочий, решаемый. Когда у нас были спонсоры, мы прекрасно обходились и без помощи государства. А вот тренерскую проблему мы в одиночку решить не сможем.
Наш ведущий педагогический вуз нам в этом отношении не помощник. Нет там такой специализации, как шахматы. А значит, мы должны пригласить специалиста, а лучше двух, извне. В других регионах за подготовку молодежи отвечают гроссмейстеры, поэтому там есть и результат. Классный игрок растет только рядом с таким же классным наставником. Заманить тренера к себе мы сможем только высокой зарплатой. Но все пока это только наши фантазии.
Шахматист – штучный товар. Когда ко мне приводят группу детей, я прямо говорю их родителем, что из 100-120 ребят, даст Бог, будут играть двое-трое. Научить двигать фигуры я, конечно, смогу, азам теории мы ребят тоже научим, но до истинного мастерства нам далеко. Готовить гроссмейстеров должны настоящие профессионалы своего дела.
А. Пьянзин.
Тем временем
После пяти проведенных туров в чемпионате Мордовии определился единоличный лидер. Обыграв в очном поединке Дмитрия Пузанова, с 100%-ми показателями (5 из 5) лидирует Владимир Карташов. Вторую-третью строчку с 4 очками делят Дмитрий Пузанов и Евгений Гайдук.
Турнир проводится по классической швейцарской системе, в 9 туров. Последний, 9-й тур, намечен на 6 декабря. Тогда же состоится подведение итогов и награждение победителей и призеров.
анонс
12-14 декабря в Центре детского творчества №1 состоится III межрегиональный детский турнир по шахматам «Валдо Кече-2014». В турнире примут участие команды из ряда финно-угорских регионов России – республик Коми, Карелия, Марий-Эл, Удмуртия, Мордовия, а также из Самарской области. В составе каждой команды должно быть по пять участников (1 – не старше 2001 г.р. и 4 – не старше 2004 г.р.) плюс тренер-представитель. Соревнования пройдут по круговой системе с контролем времени до конца партии в 1 час 30 минут.
- Версия для печати