№ 47 (910)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: АктуальноВыпуск № 45 (389) от 06.11.2014
Дождется ли Мордовия своего Шумахера?

В нашей республике тоже могут появиться чемпионы «Формулы-1»

В конце октября в России на новейшем сочинском автодроме с большой помпой прошел первый в истории этап чемпионата мира в шоссейно-кольцевых автогонках в классе «Формула-1». Представитель России Даниил Квят из команды «Торо Россо» в квалификации выиграл высокое 5-е место, но в гонке, к сожалению, выступил не так удачно, финишировав за пределами очковой зоны. 

 

Все великие автогонщики мира прошлого и современности свой путь на вершину начинали именно с картинга. Сегодня на эту дорогу выходит все больше и больше ребят из Мордовии. Об этом, а также о проблемах, которые приходится решать спортсменам, мы поговорили с административным директором РОО «Федерация автомобильного спорта Республики Мордовия» Вячеславом Разумковым.  

- В нашей стране картинг появился в 80-е годы. К концу 80-х практически на всех крупных предприятиях Мордовии существовали детские кружки, культивировавшие различные технические виды спорта. Но в начале 90-х финансирование этих проектов либо резко сократили, либо вообще закрыли, поэтому наш вид спорта, впрочем, как многие другие, переживал трудные времена. Новое дыхание развитию картинга придало возникновение в 2005 году Федерации автоспорта Мордовии, с учреждением которой началась работа по восстановлению утраченного. В настоящий момент мы еще не можем говорить о том, что вернулись на прежние позиции, но работа в этом направлении идет. 

С помощью Правительства Мордовии было закуплено 10 машин класса Easykart с разным объемом двигателя, от 50 до 125 кубических сантиметров. На этих машинах, конечно же, здорово модифицированных за все это время, мы работаем и сегодня. Кроме того, была закуплена новенькая техника класса Rotax итальянского производства, на которой проводятся различные международные соревнования, национальные чемпионаты, победители которых в конце каждого года съезжаются в Италию для того, чтобы разыграть неофициальное первенство мира. Нам, к сожалению, еще не удавалось попасть туда, но мы растем, и рано или поздно туда, уверен, еще поедем.

По сравнению с большинством российских регионов, мы находимся в наиболее выгодных условиях. Можно по пальцам пересчитать регионы, в которых финансирование картинга полностью берет на себя региональный бюджет. Мордовия – в их числе, за что нужно сказать огромное спасибо Правительству, в лице Министерства финансов, Минспорта РМ и департамента по социальной политике администрации г.о. Саранск. Все, что нам необходимо, мы получаем из бюджета, и хочу сказать, что когда мы приезжаем на соревнования куда-то в другие города, то выглядим достойно.

- Хотелось бы уточнить некоторые детали. Сколько стоит, к примеру, карт, экипировка для спортсменов?

- В пересчете на рубли рама карта стоит порядка 100 тысяч. Мотор, в зависимости от объема и ряда других параметров, стоит от 80 до 120 тысяч рублей. Вместе с другими комплектующими одна боевая машина «потянет» на 250 тысяч рублей. Плюс машинные масла, бензин, услуги техников по настройке шасси и двигателя. В конечном итоге все выливается в приличную сумму. Я еще не сказал про экипировку. Она у нас вся омологизирована, то есть учитывает все индивидуальные параметры гонщиков, для которых она приобретается. Любой гонщик, садясь в кокпит, должен чувствовать себя полностью защищенным. В технических видах спорта вопросам безопасности пилотов уделяется огромное внимание. 

- Что представляют из себя внутренние российские соревнования по картингу?

- Обычно это 6-7 этапов. В классе Easykart, например, мы проводим 7 этапов, из которых 5 проходят в Москве и Московской области, а еще 2 – в Курске. У себя в Мордовии, кстати, мы также проводим 4 этапа. Хорошие трассы есть в Икше, в Подольске, Зеленограде. Отличный трек построили в Ульяновске, где развитию картинга уделяют самое пристальное внимание. 

- Как с этим обстоит у нас?

- К сожалению, та трасса, на которой мы сегодня работаем, пригодна только для тренировок и подготовки самых юных спортсменов. Это временный трек на стадионе «Саранск» на Юго-Западе, который мы сооружаем на время летнего сезона. Серьезная «взрослая» техника на этой трассе не может показать все, на что она способна. Там нет ни одной длинной прямой, и мы не успеваем раскрутить двигатели до максимальных оборотов. Наверстывать приходится на соревнованиях, и это, конечно, одна из главных проблем, с которыми нам приходится сталкиваться. 

- Какой длины должна быть стандартная трасса?

- Это порядка 2300 м, плюс-минус 50-100 метров. Такая трасса есть, например, в Ульяновске. Она очень удобно расположена, в комплексе есть все необходимое: гостиница, душевые. Учтены все рабочие моменты.

- А наши власти не планируют строить здесь что-то похожее?

- Насколько мне известно, в Правительстве Мордовии обсуждались вопросы, касающиеся строительства стадиона технических видов спорта. За основу берется спорткомплекс «Симбирский» в Ульяновске, о котором я только что рассказывал. Строительство стадиона запланировано на период с 2015 по 2020 годы, но сам проект пока еще находится в стадии глубокой разработки. Подразумевается, что спорткомплекс будет способен принимать соревнования во всех классах авто - и мототехники, хотя, на мой взгляд, это будет весьма проблематично. В этом случае нам надо будет делать длинные перерывы для подготовки трассы. Ведь если перед картингистами на свои соревнования выйдут грузовики или багги, то там будет столько грязи и пыли, что ее потом надо будет разгребать несколько дней. 

- Расскажите о группе ведущих картингистов Мордовии.

- Хочется отметить, прежде всего, Данилу Лушникова, который совмещает занятия картингом с мотокроссом. Это младший представитель знаменитой в Мордовии династии Лушниковых. Его отец сам в прошлом известный мотогонщик, сейчас помогает готовить технику для сына. Вообще, это правильно, когда увлечение передается от отца к сыну.

В классе Rotax Max сейчас у нас первый номер Евгений Малышев, который является не только действующим гонщиком, но и тренером-инструктором. Следом за ним ребята из его группы, лучший из которых – Станислав Земсков. В классе Easykart у нас первым номером является ветеран картинга Павел Агапов. За ним Алексей Федяшкин и Сергей Чертоусов. В классе 60 см³ лидируют Роман Скворцов и Сергей Савинов. В классе 50 см³ младший брат Сергея Олег Савинов. Вообще в нашем виде спорта семейственность играет далеко не последнюю роль.  

- Откуда вы черпаете новые кадры. В школах, по объявлению, по знакомству?

- Мы используем все возможности для привлечения детей к занятиям в картинговых секциях. Проводим акции по популяризации нашего вида спорта, выпускаем рекламные проспекты, с этого года начали проводить мастер-классы, где ведущие гонщики Мордовии демонстрируют свое мастерство. Плохо то, что нам даже у себя в Мордовии большую часть времени приходится вариться в собственном соку. Ребята разбиты по секциям, у своих тренеров, и вместе мы видимся гораздо реже, чем хотелось бы. Нет централизованной базы, места, где можно было бы работать каждодневно. Надеемся, что со строительством стадиона технических видов спорта эти проблемы будут решены. 

- Знаю, что в других видах спорта от федераций требуют отчета за вложенные в них средства, отдачи в виде медалей и подготовленных спортсменов. Как с этим у вас?

- У нас тоже есть определенные требования, но, как я уже говорил, в силу разных причин мы еще не можем претендовать на победу во всех соревнованиях. Мы учимся, растем, готовим перспективную молодежь, она у нас есть, но конкурировать с командами, которые спонсируют такие монстры, как «Татнефть» или «Лукойл», мы пока еще только пытаемся. Иногда получается, иногда – нет. Для того, чтобы вырастить чемпиона, потребуется время. Пригласить сильного гонщика со стороны? А зачем? Просто потешить свое самолюбие? К тому же у нас в Мордовии напряженная ситуация со спонсорами. Все более или менее состоятельные компании уже при деле, у них есть свои команды, и вы их хорошо знаете. 

- Россия впервые провела у себя один из этапов королевы автоспорта «Формулы-1». Вы уже почувствовали изменения в отношении к техническим видам спорта в России?

- Конкретно на собственном примере – пока еще нет. Если говорить об общей тенденции, то это очень положительный момент. «Формула-1» - вершина автоспорта. Глядя живьем на таких супергонщиков, как Алонсо, Хэмилтон, Феттель, Райкконен, ребята гораздо быстрее растут. Мы в этом году хотели послать лучшего из наших молодых гонщиков в Сочи, на этап Гран-при, но, к сожалению, не уложились в смету расходов. Все-таки «Фрормула-1» - это очень дорогое удовольствие. Цена вопроса? 15 тысяч в день, если на весь гоночный уик-энд, то это сумма в районе 50 тысяч.  

- Что бы вы пожелали мальчишкам или девчонкам, которые захотят заниматься картингом. Вообще, сложно ли записаться в секцию картинга? 

- Как говорится, было бы желание. Записаться в секцию картинга не сложнее, чем в любую другую. Нужна справка от врача, разрешение от родителей и страховой медицинский полис. Многие, когда звонят мне, спрашивают: «Это вообще как, платно?». Нет, у нас занятия для детей абсолютно бесплатны. Но добавлю от себя, что, как и в мировом автоспорте, привлечение спонсора всегда приветствуется. Хочу привести любопытную фразу, которую увидел на сайте Федерации автоспорта Саратовской области. «Если у вас есть много свободного времени и денег, приходите в картинг. У вас не будет ни того, ни другого». Может быть, эта фраза где-то и притянута за уши, но по-своему верна. 

 

Мечтать – не вредно, вредно не мечтать

В финальной гонке сезона, проходившей не так давно в Ульяновске, Евгений Малышев у драматичной борьбе стал победителем в классе Rotax Max. Заезды проходили в жутких погодных условиях, но это не помешало нашему спортсмену показать все, на что он был способен. Отлично выступили и другие спортсмены из Мордовии. Юная надежда Мордовии – 7-летний Миша Каштанов – стал вторым в классе «Микро», а Данила Лушников завоевал «серебро» в классе «Супер мини». 

О том, как это было, а также о своем пути в картинг нам рассказал Евгений Малышев. 

- Борьба была захватывающая, и все решилось на самых последних кругах гонки. В первом заезде я долго шел вторым, боролся с Владимиром Осиповым из Ульяновска, который догонял. Потом я отъехал от него и догнал шедшего в лидерах Сергея Коробейникова из Тольятти, но не смог его обойти. Первый заезд закончил вторым. Во втором заезде нормально стартовал, но отпустил Коробейникова. Долгое время боролся с Осиповым, но потом он по техническим причинам сошел. Я догнал Коробейникова и круга три мы с ним «кусались», как говорят у нас в автоспорте. В конце концов я его прошел и даже оторвался на финише. Поскольку в картинге результаты второго заезда оцениваются выше, то я стал победителем. 

- Сколько тебе было лет, когда ты пришел в автоспорт?

- Мне было 17, но я всегда любил гонки. Мешало отсутствие знакомства, не было человека, который смог бы меня «подтянуть». Но потом я познакомился с Максимом Лушниковым, и он привел меня в секцию. Поначалу, конечно, было сложно. Я почти ничего не понимал, все пролетало у меня перед глазами, но потом вкатился, освоился, пошли победы. Занимаюсь картингом с перерывом на год, который провел в армии, уже 6 лет. Надеюсь вырасти в большого гонщика. 

- У тебя есть мечта?

- Да, конечно. Хочу расти в профессиональном плане, участвовать в как можно большем количестве соревнований, побеждать в них, чтобы со временем дорасти до чемпионата «Формулы Рено». 

От себя замечу, что «Формула Рено» – это уже очень серьезные гонки, в которых участвуют самые перспективные молодые пилоты мира (к примеру, наш Виталий Петров), стремящиеся попасть в «Формулу 1». Так что пожелаем Евгению Малышеву в этом удачи. 

 

А. Пьянзин.

Версия для печати Версия для печати