- Новости :: АктуальноВыпуск № 35 (796) от 31.08.2022
- Где жена, там и муж
Супруги из села Шокша хотят развивать гастрономический туризм
Сельское хозяйство в с. Шокша набирает обороты! «То ли здесь воздух такой, то ли люди особые подбираются», – говорят местные жители. Только недавно мы рассказывали про Марину Перфильеву – звезду телеэфира, которая переселились из мегаполиса в глушь, чтобы завести целое стадо коз и варить сыр. Ее муж Марат Беляков пошел дальше – получил грант по программе «Агростартап», чтобы запустить цех по переработке сельхозпродукции. О том, как семейное дело поможет производителям и потребителям, – в нашем материале.Дело вкусаНапомним, что Марат вместе с супругой приехал из Казани покорять Шокшу (да, теперь принято говорить так, а не наоборот!). До недавнего времени бывший горожанин работал фельдшером в ФАПе, но сейчас у него другая миссия – открыть цех по сельхозпереработке, чтобы натуральные продукты дошли до потребителей. Белый халат пришлось поменять на резиновые сапоги и телогрейку, но мужчина полон оптимизма.– Кормить людей натуральными продуктами – не менее важная задача, чем лечить их, – уверен сельский предприниматель.В его личном подсобном хозяйстве, которое он развивает совместно с супругой, несколько десятков коз. Марат уже успел понять, как непрост путь сельхозпроизводителя. Самое сложное – даже не тяжелый физический труд и ненормированный рабочий день от рассвета до заката, а реализация продукции, от которой зависит развитие личных подворий, а значит, и уровень жизни селян, и продовольственная безопасность страны.Супруги развивали личное подсобное хозяйство как могли. Марина разводила коз, варила деликатесный сыр из козьего молока, мариновала его в баночках и даже создала кооператив, чтобы его участникам было проще реализовывать свою продукцию. Но дело все равно встало: мелкому производителю сложно пробиться к витринам магазинов.– В регионе нас хорошо знают, но государство не видит разницы между мной и молочным заводом: требования к производству продукции и ее сертификации едины для всех, – поясняет Марина. – Поэтому получить необходимую документацию на все виды сыров, которые делаю, я не смогу никогда. Сертификация очень дорого стоит! Вот почему фермерской продукции не найдешь в сетевых магазинах. В основном мы реализуем свои сыры на ярмарках или по личному заказу.Но только этих каналов сбыта фермерам из глубинки уже недостаточно.– В сезон большого молока одной сыроварки на 20 литров не хватает, – говорит сыровар. – Хочу сыроварку уже на 100 литров, но тогда и готовой продукции будет в разы больше, а значит, вопрос с реализацией опять открыт. У нас было два пути: сокращать поголовье коз или искать выход из ситуации. Мы выбрали второе.Выйти на агростартНа помощь фермерам пришла государственная программа «Агростартап», которая реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Марат победил в конкурсном отборе и получил грант в размере 4 млн рублей на создание цеха по переработке сельскохозяйственной продукции.– Фермером пока себя не чувствую, – говорит о своем новом статусе сельский житель. – В моем представлении фермер – это гектары земли, трактора, комбайны.... Я же пока владелец небольшого стада. Сам пасу, сам дою. Жена делает сыр. Своё хозяйство и ФАП сравнивать нельзя. И там, и тут очень большая ответственность, но сферы очень разные. Своё хозяйство – это свободное плавание в условиях современной экономики, то есть не для слабаков… Про сельское предпринимательство тем более, про «Агростартап» раньше никогда не думал. Сейчас, как ни крути, это развернуло судьбу. Теперь не скажешь, что это хобби. Есть обязательства, показатели, контроль государства. Но без инвестиций мы бы топтались на месте. Производство на зарплату медработника не запустить. «Агростартап» – существенная поддержка не только нашего семейного дела, но и всех тружеников кооператива. Это отличная возможность помочь себе и другим. Мы как люди с городским прошлым знаем, какую ценность имеют натуральные продукты с подсобных хозяйств, и очень жалко, когда излишки людям некуда деть, и они просто пропадают. Новое производство поможет не только со сбытом продукции, но и даст новый стимул для развития Шокши.Под цех уже определено просторное кирпичное здание в центре села. Когда-то там располагался медпункт, что бывший фельдшер расценил как знак свыше. Сейчас здесь ведутся строительные работы, затем будет закупаться необходимое оборудование. В конце года уже планируется запуск цеха, где начнут перерабатывать не только молоко, но и мясо, а также другую сельскохозяйственную продукцию местного производства. Откроются и новые рабочие места.– Наша задача – помочь частникам заработать на своей продукции, – говорит председатель сельхозкооператива Марина Перфильева. – Сырье с личных подворий будет перерабатываться и выпускаться под единым брендом «Сделано в Шокше».Тур на будущееНо это, как говорится, задача-минимум. Развитие сельскохозяйственной переработки даст стимул и для другого важного направления – гастрономического туризма. Марина и Марат знают, чем удивить избалованных городских гурманов – не только простыми блюдами сельских тружеников, но и едой по рецептам из сказок. У супругов уже есть готовый проект, и домик для гостей-туристов подобран. Пусть пока нет возможности для дополнительных вложений, но их энтузиазм стоит больших инвестиций.– Даже если это направление не принесет дохода, все равно готовы вкладываться в его развитие, – говорят супруги. – Мы сами – меценаты и благотворители для своего села. Претендуем на то, чтобы Шокша стала столицей гастрономического сырного туризма. То, что делаем мы, никогда не войдет в массовое производство, потому что это кропотливая ручная работа. Сыр из козьего молока может быть очень разным, и мы готовы это продемонстрировать. Пусть это будет наш ответ швейцарским производителям.С.Родионова.КСТАТИПродвинутый курс для будущих предпринимателей стартовал в СаранскеПри поддержке Министерства экономики, торговли и предпринимательства Мордовии, а также Центра «Мой бизнес» с 30 августа по 20 сентября проводится образовательная программа «Бизнес-акселерация. Продвинутый курс для будущих молодых предпринимателей».В его рамках предприниматели научатся стратегическому бизнес-планированию;управлению бизнес-процессами;а также получат знания по анализу рынка, конкурентов и целевой аудитории, продвижению продукта.В рамках программы 6 предпринимателей поделятся опытом и навыками необходимыми для успешного ведения бизнеса, а также будет представлен разбор практических кейсов предпринимателей; состоятся выезды и стажировка на крупных предприятиях Мордовии, бизнес-встречи с успешными предпринимателями региона.– По итогам программы участники получат знания, навыки и умения по разработке и написанию бизнес-плана под свой проект; возможность воплотить свою бизнес-идею;сформированный пакет документов на получение гранта от 100 000 до 500 000 рублей, – сообщили в Министерстве экономики, торговли и предпринимательства РМ.Отметим, что образовательная программа проводится бесплатно.- Версия для печати